Вдоль скоростной магистрали М‑9 «Балтия» проходит старое Волоколамское шоссе — Волоколамка. Это название стало символом героизма, подвига советского солдата в битве за Москву.
Дорога обелисков
Красногорск — первый крупный населенный пункт, через который проходит Волоколамка. Красной горкой в России традиционно называли живописные урочища, или, как теперь говорят, атмосферные локации. «Расположенный в сильно пересеченной местности, в окружении лесов, Красногорск — один из красивейших городов Подмосковья», — читаем мы в энциклопедии тридцатилетней давности. Сегодня это динамично развивающийся и, пожалуй, самый «футуристичный» полис Московской агломерации. В котором смелые градостроительные решения соседствуют с культурным наследием.
В центре города сохранилась усадьба Знаменское-Губайлово, принадлежавшая князю В. М. Долгорукову-Крымскому, екатерининскому генералу, присоединившему Крым к России, — с пейзажным парком и системой прудов. В окрестностях Красногорска «рассыпаны» такие жемчужины, как Ильинское (принадлежало графам Остерманам-Толстым), Петрово-Дальнее (князьям Прозоровским), Никольское-Урюпино (князьям Одоевским). Бриллиантом в этой диадеме, безусловно, является Архангельское — самый знаменитый архитектурно-парковый ансамбль Подмосковья. В свое время этой роскошной усадьбой владели князья Черкасские, Голицыны, Юсуповы… Они собрали богатейшую коллекцию европейской живописи и библиотеку, насчитывающую 30 тыс. томов.
В 1930-е в музее-дворце был организован дом отдыха, а затем санаторий для старшего и высшего командного состава Московского гарнизона. В начале июля 1941-го сюда прибыл эшелон с 130 больными детьми из Евпатории. Спустя месяц, в ночь с 5 на 6 августа, фашисты сбросили на территорию усадьбы 300 бомб. Оставшиеся в живых дети, в одном вагоне с музейными экспонатами, были эвакуированы на Урал, в Свердловскую область…
Минуя Опалиху (в этом селе проживал опальный патриарх Никон), нужно тормознуть в Талицах: в 2024-м в поселке, у самой трассы, открылся Музей истории мироздания, где можно совершить путешествие во времени: увидеть, как зарождалась Вселенная, заглянуть в недра Земли и даже погладить динозавра. В этом музее всегда полно детворы…
Военную тему продолжает поселок Снегири. Здесь, на 42-м км шоссе, бойцы 9-й гвардейской стрелковой дивизии полковника Белобородова, сформированной на Дальнем Востоке, остановили фашистов на Волоколамском направлении. Противник буквально засыпал красноармейцев снарядами и минами, беспрестанно бросал в атаку пехоту и танки. Четырежды позиции в районе Снегирей переходили из рук в руки, однако 6 декабря 1941-го наступление гитлеровцев было сломлено: 42-й км Волоколамки стал точкой отсчета контрнаступления советских войск под Москвой. Девятого мая 1967-го на этом месте был открыт мемориал «Рубеж Славы»: легендарный танк Т‑34 на постаменте, со стволом, устремленным на запад, и огромные бетонные пирамиды-надолбы.
Вместе с дальневосточниками сражались бойцы 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова, 131-го стрелкового полка полковника Докучаева, 1-й гвардейской танковой бригады генерала Катукова, 2-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала Доватора, московские ополченцы 18-й стрелковой дивизии полковника Чернышева…
Тяжелейшие бои за город Истру в конце ноября вели подразделения Белобородова и Катукова. Западный берег реки Истра был сильно укреплен гитлеровцами. Однако красноармейцам удалось переправиться через нее. В сильный мороз, под огнем врага, пустив все подручные средства: бревна, заборы, ворота, автопокрышки — все, что могло держаться на воде, они форсировали реку и потеснили фашистов. К исходу 11 декабря город был освобожден. В память о тех днях в центре Истры на братской могиле установлен мемориал. Еще один памятник стоит в городском парке — у могилы Героя Советского Союза Алексея Босова. Командуя ротой тяжелых танков, капитан Босов повел их в атаку у деревни Деньково. Пять наших машин вступили в бой с тридцатью немецкими. Двенадцать из них были уничтожены. Босов и его экипаж геройски погибли.
В Денькове лежат останки другого прославленного танкиста — лейтенанта Дмитрия Лавриненко. На его боевом счету было 52 вражеских танка — это самый большой счет, который имел кто-либо из танкистов в Великую Отечественную. Лавриненко погиб в декабре 1941-го на подступах к Волоколамску…
Уникальные документы о битве под Москвой, а также ценные экспонаты, воскрешающие подвиги защитников столицы, сегодня хранятся в Музее обороны Москвы. До 1991 года они экспонировались в Московском областном краеведческом музее, размещавшемся в зданиях бывшего (на то время) Ново-Иерусалимского монастыря.
Родное пепелище
Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь был основан на живописном берегу реки Истры в 1656 году патриархом Никоном. По легенде, патриарх пригласил на освящение первой постройки обители — деревянного храма Воскресения Христова — царя Алексея Михайловича. «Понеже прекрасно! — подивился государь. — Подобно Иерусалиму!» Никону понравились эти слова, и он задумал создать на сем месте «Прообраз Святой Земли», новый центр русского православия. Холм, с которого царь обозревал окрестности, получил название Сион, возвышенности к востоку и северу — Елеон и Фавор, река Истра стала Иорданом, березовая роща — Гефсиманским садом, а близлежащая деревня Зиновьева Пустошь — Капернаумом. Даже построенный позже белокаменный Воскресенский собор внешне напоминал храм Гроба Господня.
Двухнедельная фашистская оккупация нанесла монастырю колоссальный урон. Варвары разграбили обитель, а затем взорвали, не оставив от «Русской Палестины» камня на камне (факты разрушения Нового Иерусалима фигурировали в обвинительном заключении Нюрнбергского процесса). Однако чудо произошло: под завалами был найден кипарисовый макет храма Гроба Господня, который служил Никону в качестве «первоисточника».Ансамбль воссоздавался в 1950–1990-е годы — несколькими поколениями реставраторов и архитекторов. В 1994-м монастырь вернулся в лоно Русской Православной Церкви.
Еще одно знаковое место (в прямом смысле слова) — Иосифо-Волоцкий монастырь, расположенный в 20 км к северу от Волоколамска, у деревни Теряево. Основанный иноком Иосифом Волоцким в 1479 году, затем обнесенный каменными стенами, он выступал форпостом, защищавшим Москву на западных рубежах, — давал отпор отрядам Ивана Болотникова, войскам Лжедмитрия II, польско-литовским интервентам. После Отечественной войны 1812 года в нем содержались пленные французы.
Этот монастырь также сильно пострадал в годы Великой Отечественной. Его комплексная реставрация велась с конца 1940-х и завершилась буквально несколько лет назад. Подлинным архитектурным шедевром является пятиглавый четырехстолпный Успенский собор с декором в стиле московского барокко и изразцовыми фризами «павлиний глаз» работы Степана Полубеса…
В царствование Ивана Грозного обитель обрела чудотворный образ Богородицы, который впоследствии получил название «Богоматерь Волоколамская». Он был принесен в дар знатным вельможей Григорием Бельским, более известным как Малюта Скуратов. Грехи глава опричников не замолил, однако сподобился быть погребенным в стенах монастыря. Рядом, в Успенском соборе, покоятся мощи преподобного Иосифа Волоцкого, выдающегося духовного писателя, мыслителя и богослова. В этой же обители нашла свой последний приют Наталья Ивановна Гончарова, теща поэта. Ее имение располагалось в 15 км к западу, в селе Ярополец. Пушкин бывал там неоднократно. «Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше, — писал он жене в 1834-м. — Она живет очень тихо и уединенно в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки, Дорошенки, к которому я ходил на поклонение».
От Яропольца до Волоколамска — 15 км по местной дороге. Этот город, основанный у Ламского волока на водном пути из Новгорода во владимирские и рязанские земли, старше Москвы: первое упоминание о нем датировано 1135 годом. До наших дней сохранился Земляной кремль, расположенный на высоком холме, включающий в себя храмовый комплекс, — настоящий музей под открытым небом.
Туристы, приезжающие в Волоколамск, обязаны посетить мемориал 28 героям-панфиловцам у разъезда Дубосеково, он находится в 9 км юго-восточнее города.
Позади Москва!
Много в России памятников павшим в Великой Отечественной войне, не перечесть, но этот — один из самых впечатляющих, самых пронзительных. Посреди широкого поля, словно из-под земли, вырастают шесть гранитных фигур 10-метровой высоты, обращенных на запад. Шесть воинов-богатырей, олицетворяющих многонациональный состав 316-й дивизии Панфилова, сформированной в Алма-Ате. Фигуры разбиты на три группы: «К бою готовы!», «Клятва на верность Родине», «Впередсмотрящий»…
Осенью 1941-го немцы сосредоточили огромные силы на западном направлении. Фашистское командование настолько было уверено в своей скорой победе, что главный квартирмейстер немецкой армии отдал приказ, где и как размещать войска в Москве и под Москвой. Каждому солдату вермахта, в случае захвата Москвы, было обещано поместье в 100 гектаров земли. Геббельс приказал всем берлинским газетам, чтобы они на 12 октября оставили площадь для «экстренного сообщения».
Главный удар гитлеровцы наносили на участке Панфиловской дивизии, левый фланг которой прикрывал Волоколамское шоссе — путь на Москву. Двадцать седьмого октября гитлеровцы овладели Волоколамском, но дальше в течение почти месяца не продвинулись ни на метр. Панфиловцы стойко держали фронт шириной 12 км, дав возможность нашим войскам укрепиться на новом рубеже.
Пятнадцатого ноября бойцы 1075-го стрелкового полка панфиловской дивизии заняли круговую оборону между деревней Нелидово и железнодорожным разъездом Дубосеково. «Наш взвод истребителей танков — 4-й роты капитана Павла Гундиловича, в котором служил я солдатом, стоял на левом фланге, — вспоминал участник событий Григорий Шемякин, один из пятерых уцелевших в том неравном бою. — Было нас двадцать восемь, и приняли мы удар 50 неприятельских танков. Уже с утра 16 ноября на нашу позицию с воздуха посыпались бомбы. Не успел леденящий ветер развеять дым, как видим: поднимаются цепи вражеских автоматчиков. Только подошли они метров на сто, как раздался свист. По этому сигналу мы открыли огонь. Метко застрочил из пулемета Иван Шепетков. Я его знал, он работал акробатом в алма-атинском цирке. Локоть к локтю стреляли по фашистам колхозник казах Аликбай Касаев, слесарь Гавриил Митин, колхозник киргиз Дуйшенкул Шопоков. Отбили атаку… Тогда противник бросил на нас 20 танков и под их прикрытием еще большую группу автоматчиков. Как раз в это время я и увидел политрука нашей роты Василия Клочкова. Не усидел он на наблюдательном пункте, пробрался к нам в окопы под бешеным огнем. Любили мы этого душевного человека. Многие знали его по Алма-Ате… Слышим его спокойный голос: «Двадцать танков — меньше, чем по одному на брата. Это не так уж много». Один танк шел прямо на мою ячейку. Осталось до меня метров двадцать, я приподнялся и кинул гранату. Взрывная волна завихрила снег. Вижу, метко бросает бутылку с горючей смесью мой сосед Григорий Конкин, рядом танк поджег Мусабек Сенгирбаев, еще дальше подорвал гусеницу у танка Нурсутбай Есебулатов. Два танка подорвал Иван Шадрин, четыре — бронебойщики Петр Емцов и Николай Белашев. Так уничтожили мы 14 машин. Уцелевшие повернули назад… Четыре часа длился этот бой. Поредели наши ряды. Убит Николай Трофимов, истекает кровью Григорий Петренко, упали Абрам Крючков и Яков Бондаренко… А тут на нас двинулись еще 30 вражеских танков. И в эту минуту я слышу голос Клочкова: «Братцы! Велика Россия, а отступать некуда! Позади Москва!» Тяжелораненный политрук со связкой гранат бросился под фашистский танк и подорвал его. Тут и меня контузило. Только потом, через год, возвратившись в родную дивизию, узнал я, что подбили мы тогда 18 танков. Прорвать оборону врагу не удалось…»
Все 28 бойцов, не пропустивших фашистские танки на Волоколамское шоссе, были удостоены звания Героя Советского Союза — павшие и живые.
Уже 17 ноября Указом Верховного Совета СССР 316-я стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени и преобразована в 8-ю гвардейскую, а ее командир, 48-летний генерал-майор Панфилов, награжден третьим орденом Красного Знамени. Он погиб на следующий день — у деревни Гусенёво, недалеко от Волоколамки. Крошечный осколок минометной мины пробил ему висок. Рассказывали, что своей заботой о солдатах Иван Васильевич напоминал Суворова. Бойцы промеж себя называли его Батей, Аксакалом. И даже выражения у него были под стать наставлениям из «Науки побеждать»: «Победа куется до боя», «Солдат умом должен воевать», «Не торопись умирать — учись воевать», «Солдат в бой идет не умирать, а жить».
Не в землю нашу полегли когда-то
За Волоколамском «эстафету» принимает федералка М‑9 «Балтия», она тянется на запад, степями, полями, прямая, как стрела. Курьяново, Шаховская, Погорелое Городище, Княжьи Горы, Зубцов… — указатели населенных пунктов мелькают перед глазами, как страницы книги, поднятые порывами ветра… И вот уже поворот на Ржев — город воинской славы.
Долгие годы отечественная историческая наука не уделяла должного внимания Ржевской битве, а между тем она была самой масштабной, самой длительной и самой кровопролитной за всю историю Великой Отечественной войны. А возможно, и за всю мировую историю. Только по официальным данным, безвозвратные потери нашей страны в этих боях, продолжавшихся с 8 января 1942-го по 31 марта 1943-го, составили 776 889 жизней.
Несмотря на название, битва велась не за сам город: главной задачей Красной Армии была ликвидация Ржевско-Вяземского плацдарма противника, находящегося в 160 км от столицы. На этой территории размером 200 на 160 км немцы сосредоточили группу армий «Центр» для второго «прыжка на Москву». В свою очередь, в случае утраты немцами плацдарма он становился для Красной Армии «воротами в Германию». Гитлер заявил, что потеря Ржева равносильна потере половины Берлина.
Бои велись не только в районе Ржева, но и в Московской, Смоленской, Тульской и Калининской областях. Ржевская битва — это пять разнесенных во времени операций, которые советские войска провели против немецко-фашистских захватчиков: четыре наступательных и одна оборонительная. Завершающая, вторая Ржевско-Вяземская наступательная, началась в первых числах марта 1943 года.
В результате успешного продвижения Красной Армии на курском направлении враг все же решился оставить Ржевско-Вяземский плацдарм — чтобы высвободить крупные силы для удара в районе Курска и Орла. Тем самым немцы намеревались взять реванш за Сталинград. Ставка Верховного Главнокомандования, вскрыв план противника, поручила войскам Калининского и Западного фронтов организовать его преследование. Чтобы его затруднить, Гитлер приказал превратить оставляемый район в «зону пустыни»: мелкие населенные пункты сжечь, жителей либо угнать, либо уничтожить, все запасы ликвидировать. Крупные НП с каменными постройками и города, являвшиеся узлами дорог, подготавливались для обороны арьергардными частями. Особое внимание противник уделял разрушению шоссе и мостов.
В ходе преследования жестокие бои разгорелись за города Ржев, Гжатск (ныне Гагарин) и Вязьму. Понесший значительные потери немецкий гарнизон Ржева, избегая окружения, покинул свои позиции, и 3 марта наши солдаты вошли в город. Из 80 тыс. человек, составлявших его население, в живых остались 248. Сам город являл собой страшное зрелище. «Мне не удалось побывать у Сталинграда, но Ржева я не забуду, — писал Илья Эренбург, служивший военкором. — Неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок… В штабах лежали карты с квадратами города, но порой от улиц не было следа».
В 2020 году у поселка Есинка, на 239-м км трассы М‑9 «Балтия», при участии Президента Российской Федерации и Президента Республики Беларусь был открыт Ржевский мемориал Советскому солдату — 25-метровая статуя воина, возвышающаяся на искусственном кургане над коридором стальных плит с именами павших. Он стоит в гимнастерке и развевающейся плащ-палатке, которая, окутывая его снизу, превращается в разлетающуюся стаю из 35 журавлей. На одном только месте строительства мемориала поисковики нашли тела более 700 солдат и офицеров Красной Армии. А на Военном мемориальном кладбище Ржева покоятся свыше 25 тыс. красноармейцев — смертию смерть поправ…
Алексей Шлыков
Фото из архива Министерства обороны РФ
В России с 2021 года проводится масштабная работа по модернизации пунктов пропуска через государственную границу. В настоящее время из установленных 379 пунктов функционируют 313. За период с 2021 по 2024 год Минтранс России выполнил 245 мероприятий по развитию трансграничной инфраструктуры.
Проведенная Росгранстроем работа по модернизации пунктов пропуска на территории РФ позволила увеличить пропускную способность на приоритетных участках почти в два раза на границе с Китаем, в 2,5 раза на границе с Монголией, в пять раз на границе с Азербайджаном, а также в два раза на границе с Грузией.
Такие цифры прозвучали на заседании Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах Российской Федерации, которое провел председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов.
В обсуждении приняли участие сенаторы Российской Федерации, первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Валентин Иванов, директор департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России Михаил Кокаев, руководитель дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы (Росгранстрой) Геннадий Безлобенко, заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко, представители других министерств и ведомств, субъектов РФ.
Участники заседания обсудили меры, необходимые для сокращения времени досмотра грузовых транспортных средств на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также вопросы обустройства площадок для стоянки грузовых транспортных средств и участков автодорог на подъездах к пунктам пропуска.
Кроме того, были внесены предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях оптимизации функционирования и развития пунктов пропуска. В частности, речь шла о возможности внесения изменений в Земельный кодекс, касающихся механизма образования участков из состава земель лесного фонда и сельхозназначения для целей обустройства госграницы.
Грузооборот растет
Открывая дискуссию, Андрей Кутепов напомнил, что в апреле 2024 года в Совете Федерации уже рассматривались меры, необходимые для выполнения поручения Президента РФ о сокращении времени досмотра на пунктах пропуска до 10 минут. В частности, речь шла о создании единой информационной системы пропуска через госграницу, переходе на электронные перевозочные документы, внедрении интеллектуальных пунктов пропуска, расширении практики ведения электронной очереди, оснащении пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами для ускорения проведения контроля. И самое главное — о модернизации пунктов пропуска на наиболее загруженных направлениях — Юг и Восток.
Руководитель ФГКУ «Росгранстрой» Геннадий Безлобенко сообщил о проведении комплексной модернизации 14 приоритетных пунктов пропуска, завершении реконструкции автомобильного пункта пропуска на границе с Монголией — Кяхта (увеличение почти в 2,5 раза), на границе с Грузией — Верхнего Ларса (увеличение в два раза), на границе с Азербайджаном — Яраг-Казмаляра (увеличение в три раза). Также завершена реконструкция железнодорожных пунктов пропуска Нижнеленинское и Забайкальск на российско-китайском участке госграницы. Обустроены 13 пунктов пропуска на административной границе с новыми регионами, что позволило увеличить пропускную способность с 14,7 тыс. автомобилей в сутки до 37 тыс.
Семь пунктов пропуска — Тагиркент-Казмаляр на границе с Азербайджаном, Петухово и Маштаково на границе с Казахстаном, Забайкальск на границе с Китаем, Весело-Вознесенка, Матвеев-Курган и Джанкой на административной границе с историческими субъектами РФ — оснащены отечественными инспекционно-досмотровыми комплексами портального типа (ПИДК).
«Это современное оборудование российского производства, позволяющее сканировать 100% грузовых транспортных средств в динамическом потоке, выявлять быстро и безопасно запрещенные к провозу предметы и вещества», — сказал Геннадий Безлобенко.
Кроме того, введены в эксплуатацию такие инновационные цифровые решения, как электронная очередь, диспетчеризация, мониторинг, информирование водителей об очередях на границах.
Напомним, что с 1 сентября 2023 года вступили в силу положения 24-го федерального закона, регулирующие работу системы резервирования даты и времени подъезда к автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации. В рамках этого закона у Минтранса России появились полномочия определять порядок регулирования и действия этого механизма.
Правительство РФ утвердило перечень пунктов пропуска, где применяется электронная очередь. Сейчас в него входят четыре пункта пропуска: Бугристое в Челябинской области (на границе с Казахстаном), Забайкальск в Забайкальском крае (на границе с Китаем), Тагиркент-Казмаляр в Дагестане (на границе с Азербайджаном), Чернышевское в Калининградской области (на границе с Литвой).
Эти погранпереходы были выбраны не случайно в качестве пилотных, так как являются наиболее загруженными в части грузового трафика. Например, в Забайкальске ежедневно границу пересекают порядка 300 грузовиков, в Бугристом — более 750 грузовых транспортных средств. Здесь применение системы резервирования наиболее актуально, убеждены специалисты.
Кроме того, в пункте пропуска Тагиркент-Казмаляр проходит апробация прототипа «интеллектуальных пунктов пропуска», проинформировал первый заместитель министра транспорта Валентин Иванов.
«Мы вместе с другими государственными органами осуществляем мониторинг, установили все системы, которые входят в «интеллектуальный пункт пропуска», ведем донастройку. Полученный опыт поможет нам устранить замечания и улучшить работу», — добавил Валентин Иванов.
С 1 марта 2024 года бронирование даты и времени пересечения госграницы для граждан РФ стало возможным на портале «Госуслуги», а для граждан иностранных государств — в государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Бесплатный цифровой сервис резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска призван обеспечить порядок и контроль при формировании очередности проезда грузовиков к пунктам пропуска и минимизировать скопление транспорта на дорогах.
По словам руководителя Росгранстроя, реализация указанных мероприятий позволила в течение 2021–2024 годов повысить пропускную способность автомобильных пунктов пропуска на границе с Азербайджаном в пять раз, с Монголией — в 2,5 раза, с Грузией — в два раза, с Китаем — почти в два раза, с Казахстаном — в 1,1 раза. Как следствие, в 2023-м по сравнению с 2021 годом на 49% вырос грузооборот на сухопутных участках государственной границы с Китаем, Азербайджаном, Грузией и Монголией.
Обратный отсчет пошел
Что можно успеть за 10 минут? Как известно, можно добежать до канадской границы, а можно сократить время досмотра на пунктах пропуска.
Безусловно, поручение Президента РФ по сокращению осмотра грузового транспорта до 10 минут на автомобильных пунктах пропуска находится на особом контроле. Как сказал Геннадий Безлобенко, для достижения этого показателя на 55 приоритетных пунктах пропуска, утвержденных правительством, создается необходимая инфраструктура и сокращается время контрольных операций. При этом на 23 пунктах запланирована комплексная модернизация, на 32 — дополнительное обустройство и оснащение.
«Вместе с тем существует ряд проблем. В частности, отсутствуют обязательный механизм предварительного информирования госконтрольных органов о планируемых пересечениях границы грузов, ТС и лиц как на убытие из РФ, так и на прибытие, а также механизм предварительной проверки предоставленных данных и документов для обеспечения получения перевозчиками обратной связи и последующей диспетчеризации «зеленого» и «красного» коридоров», — подчеркнул руководитель Росгранстроя.
На приграничных участках также не развита инфраструктура, позволяющая обеспечивать системное выполнение функций и предоставление услуг, связанных с международными грузоперевозками.
Геннадий Безлобенко призвал расширить практику определения иных мест убытия и прибытия на всех приоритетных участках границы, а также обеспечить обязательную информационную связанность иных мест с пунктами пропуска для возможности диспетчеризации транспорта к месту прохождения контроля.
В этой связи директор департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России Михаил Кокаев обратил внимание на недопустимую ситуацию, когда за проезд через иное место с перевозчиков взимают плату.
Также Росгранстрой выступает за дальнейшее развитие технологии автоматического анализа снимков, полученных с инспекционно-досмотровых комплексов всех типов, с использованием технологии искусственного интеллекта.
Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко рассказал о работе по обустройству участков автомобильных дорог на подходах к пунктам пропуска площадками для размещения грузовых транспортных средств. Всего запланировано 12 таких площадок, которые находятся в разной степени готовности.
«По шести объектам, к сожалению, в пятилетнем плане не предоставлены соответствующие бюджетные ассигнования на выполнение работ по капитальному ремонту, но в плане эти объекты есть, и при очередном бюджетном цикле на период 2026–2028 годов мы будем выходить с предложениями по бюджетным ассигнованиям на выполнение работ по капитальному ремонту», — заверил Игорь Костюченко.
ПИДК — это быстро и безопасно
Директор департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Юрий Плясунов проинформировал, что российским производителем и поставщиком инспекционно-досмотровых радиометрических комплексов является компания «Скантроник Системс», входящая в контур государственной корпорации «Ростех». Организация производит четыре вида ИДК — портальный, мобильный, стационарный и железнодорожный. В целом доля использования отечественных комплектующих при производстве ИДК превышает 95%.
Время досмотра в каждом отдельном случае несколько отличается: портальные ИДК — 27 секунд, стационарные — до пяти минут, мобильные — порядка шести, анализ железнодорожного состава из 70 вагонов занимает примерно 20 минут.
В 2024-м произведены 11 единиц ИДК различных типов, суммарно за период с 2018 по 2024 год — 46 единиц. В текущем году в производстве находятся шесть портальных, один стационарный и 11 мобильных комплексов. «К концу года общий объем производства составит 64 единицы. Производственные мощности предприятия в целом составляют порядка 36 единиц всех видов комплексов ежегодно. То есть, до 2030 года будут произведены 180 единиц.
Представитель Минпромторга призвал синхронизировать производственную программу предприятия с потребностями по оснащению ИДК. «При необходимости мы готовы оказать предприятию дополнительную поддержку по развертыванию производственных мощностей. Целесообразно после согласования указанной программы заключить с предприятием контракт на весь период ее реализации с учетом текущей ключевой ставки, предусмотрев объем авансирования в объеме 80%. Это позволит сократить сроки и минимизировать затраты при закупке необходимых комплектующих изделий», — резюмировал Юрий Плясунов.
Даешь типовой проект!
Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов акцентировал внимание на необходимости более широкого использования типовых проектов пунктов пропуска, что позволит снизить их стоимость и сократить сроки строительства.
Он подчеркнул, что в 2024 году были введены в эксплуатацию пять пунктов пропуска, начало эксплуатации семи пунктов перенесено на 2025-й.
«Одной из причин переноса сроков является отсутствие единого подхода к формированию технических параметров при проектировании и строительстве автомобильных пунктов пропуска, что приводит к избыточному формированию требований государственных контрольных органов к их характеристикам и оснащению», — заявил Валерий Богомолов.
По его словам, в ходе контрольных мероприятий выяснилось, что при разработке проектной документации на реконструкцию и строительство автомобильных пунктов пропуска с одинаковой проектной пропускной способностью площадь застройки могла отличаться на 50–90%.
Валерий Богомолов напомнил, что в 2022 году Счетная палата РФ направила в Правительство РФ письмо с рекомендацией поручить Минтрансу России проработать вопрос об установлении порядка классификации автомобильных пунктов пропуска по категориям в зависимости от их пропускной способности, включая требования к их характеристикам и оснащению.
Согласно информации, представленной Минтрансом России в Правительство РФ в январе 2024 года, данная методика определения порядка классификации пунктов пропуска по категориям находится в стадии разработки.
Валентин Иванов согласился с необходимостью типизации прежде всего автомобильных пунктов пропуска. На первом этапе по типовым проектам будут строиться здания — административно-бытовые комплексы, залы обслуживания и осмотра пассажиров, кинологические службы и т. д. А дальнейшее планировочное решение будет приниматься в зависимости от конкретных особенностей каждого пункта пропуска: уровня пропускной способности, наличия пассажирского сообщения, номенклатуры и объемов перевозимых грузов. Ярким примером нестандартного подхода является зажатый между скалой и рекой пункт пропуска Верхний Ларс на границе с Грузией.
«Мы достигли там феноменальной пропускной способности на квадратный метр при условии, что был вынесен в иное место прибытия ряд процедур оформления», — сказал Валентин Иванов.
Геннадий Безлобенко анонсировал типовой проект пункта пропуска на площадке Кани-Курган в Амурской области, который в 2025 году будет введен в эксплуатацию. «Это первый подобный пункт пропуска в нашей стране, утвержденный приказом Минтранса, где учтены все технические, технологические и архитектурные решения, внутреннее благоустройство, логистика. Следующий пункт мы планируем обустроить на о. Большой Уссурийский в Хабаровском крае. Все будет единообразно и сделано для удобства пользователей», — пояснил Геннадий Безлобенко.
Валентин Иванов предложил внести ряд изменений в действующее законодательство. В частности, предусмотреть возможность временной эксплуатации пунктов пропуска в период их реконструкции по аналогии с линейными объектами, где отдельные участки возможно начинать эксплуатировать до полного ввода объекта; внести поправки в Лесной и Земельный кодексы, предусматривающие упрощенный порядок перевода земельных участков соответствующей категории при обустройстве госграницы; внедрить механизм предварительного информирования при пересечении госграницы как на въезд, так и на выезд из РФ.
Татьяна Павлова
Изменения климатических условий в зоне вечной мерзлоты вносят коррективы в работу специалистов дорожного хозяйства.
Значительная доля дорог международного логистического коридора «Север — Юг» проходит через зоны вечной мерзлоты. И сейчас, когда наблюдается повышение среднегодовых температур, природный фактор начинает оказывать существенное влияние на транспортно-эксплуатационные показатели. При оттаивании мерзлых грунтов все чаще встречаются просадки как дорожного полотна вместе с основанием, так и опор искусственных сооружений. В некоторых местах фиксируется сползание откосов, из-за чего на проезжей части появляются трещины шириной до 15 сантиметров и глубиной порядка трех метров.
Работа на опережение
По большей части явлениям подвержены федеральные автомобильные трассы Р‑297 «Амур», Р‑258 «Байкал», А‑360 «Лена», А‑331 «Вилюй» и Р‑504 «Колыма». Чтобы адаптировать дорожный каркас под изменения, происходящие в криолитозоне, вместе с научным сообществом дорожники работают на опережение: отслеживают процессы, которые могут повлиять на целостность федеральных, региональных и местных трасс. Так, четыре года назад по заданию Федерального дорожного агентства были организованы посты наблюдения с датчиками влажности и теплового потока в знаковых точках первой дорожно-климатической зоны, и сегодня ученые продолжают собирать данные (в 2024 году количество точек мониторинга расширилось — новые появились на трассе «Амур»).
«Ни в советское, ни в постсоветское время исследования такого рода никем не проводились», — подчеркивает научный сотрудник Института мерзлотоведения им. Мельникова Андрей Литовко, добавляя, что с 1980-х годов температура изменилась примерно на 2,7 градуса по Цельсию.
Параллельно с этим идет работа над развитием нормативной базы для дорог в криолитозоне. Накопленные с помощью мониторинга данные должны лечь в основу новых документов в части проектирования, строительства и содержания магистралей в условиях вечной мерзлоты. Ожидается, что в будущем их можно будет применять и для работ в Арктической зоне.
Напомним, что в марте 2022 года утвердили дорожную карту «мерзлых» федеральных трасс, которая вошла в отраслевой план адаптации к изменениям климата в области транспорта. Тогда руководитель Росавтодора Роман Новиков указывал на необходимость актуализации технических решений и поиска новых подходов в зависимости от меняющихся природно-климатических условий. В качестве первостепенной задачи были обозначены мероприятия, направленные на обеспечение надежности сооружений, их долговечности уже с момента проектирования.
С подобным подходом соглашаются и представители строительной отрасли, которые также говорят о необходимости корректировки нормативной базы и выработке рекомендаций еще на стадии проектирования. В идеале, по мнению руководителя направления «Норникеля» Алихана Аварского, нужно стремиться к тому, чтобы при проектировании учитывались прогнозируемые будущие изменения. Например, уже в проекте можно учитывать оснащение объектов, строящихся на мерзлоте, системой мониторинга фундаментов.
Нестандартные решения в ремонте
В настоящее время видно, что изменение климата в Дальневосточном федеральном округе оказывает большое влияние на дорожную деятельность, так как увеличивается динамика пучения грунта и развиваются термокарстовые процессы. Как рассказывает начальник отдела ОКК АО «Труд» Николай Полонов, подрядным организациям, занимающимся эксплуатацией данных трасс, приходится не только устранять повреждения в рамках гарантийных обязательств, но и за свой счет проводить мероприятия по замедлению процессов таяния грунтов. В общей сложности с 2018 года компания потратила на ремонт подобных участков 133 млн рублей на трассе «Амур» и 69 млн рублей на автодороге «Лена». «Надо искать пути решения. Мы всегда выступаем за диалог, привлечение научно-исследовательского сообщества, и я уверен, что при консолидации сил заказчиков, подрядчиков и науки найдем решение данной проблемы», — говорит Николай Полонов.
Тем не менее специалисты работают на опережение. В качестве предупреждающих и защитных мероприятий дорожники используют два метода: устройство охлаждающих берм или солнцезащитных экранов. Вот только эффективность данных подходов составляет всего 60–70%.
Появление дефектов на фоне изменения климатической обстановки отмечают и в ФКУ ДСД «Дальний Восток». На одном из последних мероприятий дорожной отрасли заместитель главного инженера ФКУ ДСД «Дальний Восток» Виктор Банин отметил, что особого подхода требует участок автомобильной дороги Р‑504 «Колыма» между Якутском и Магаданом, где в рамках мероприятий, направленных на увеличение к 2030 году доли автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям на уровне не менее 85 процентов, будет выполнено устройство теплоизоляционных слоев из плит «Пеноплэкс» для сохранения многолетнемерзлых грунтов в основании насыпи земляного полотна.
А вот на отрезке автомобильной дороги Р‑297 «Амур» км 937+692 — км 938+492 будет применен другой подход. Здесь запланированы мероприятия по стабилизации высокотемпературных многолетнемерзлых грунтов основания насыпи земляного полотна по технологии струйной цементации (инъектирования). Данный участок трассы Чита — Невер — Свободный — Архара — Биробиджан — Хабаровск уже приводили к нормативу в 2020 году путем устройства асфальтобетонного покрытия, однако дефекты появились вновь. Для наглядности аудитории представили фотографии объекта до проведения ремонтных работ и после.
Отметим, что на участках «Амура» дорожники также устраивают охлаждающие и водоотжимные бермы, чтобы защитить грунт от таяния вечной мерзлоты и продлить срок службы дорожной одежды.
Проблемы наледей
На федеральной трассе «Лена» проблемы создают наледи. Активное освоение Якутии началось около века назад, и уже тогда — в 1920-х годах — при строительстве дороги стало известно о появлении наледеобразования вдоль проезжей части «Лены», когда подземные воды в результате разгрузки и выхода на поверхность начинают намерзать и послойно образуют огромные массивы льда.
Заведующий лабораторией подземных вод и геохимии криолитозоны Института им. Мельникова Леонид Гагарин обращает внимание, что в 1927–1928 годах было зафиксировано наличие 117 единиц наледей, из которых больше половины находились в долинах рек, а остальные развивались на склонах. В качестве методов борьбы тогда были созданы мерзлотные пояса в виде валов или траншей. Они собирали грунтовые воды в нужных местах — подальше от проезжей части. Однако сегодня метод не работает и, как следствие, возникают проблемы с состоянием трассы. В результате дорожникам приходится проводить большое количество ямочных ремонтов, скалывать наледи и устанавливать противоналедные заборы. Однако это работа лишь со следствием, а не с причиной. Тем более что за сто лет количество наледей так и осталось на прежнем уровне. «Как было 117 наледей на этой дороге, так они и остаются. Каждый год мы выезжаем, проводим измерения, смотрим, как они взаимодействуют с дорогой. Среди типичных проблем: выпучивание опор мостов, просадки, забивание водопропускных сооружений и выход наледей на проезжую часть», — говорит ученый.
Чтобы добраться до данных о причинах образования наледей, специалисты Института им. Мельникова определили 16 ключевых точек и пробурили скважины для наблюдений за поведением мерзлых грунтов и вод под основанием дороги. Как поясняет Леонид Гагарин, уже определено, что не везде причины явления идентичны. Так, в одном случае наледь образуют грунтовые воды, а в другом — глубинные, поэтому требуются различные подходы и инженерно-технические решения для устранения последствий. В идеале ученые хотят добиться успехов в прогнозировании, чтобы сразу знать, где могут начаться процессы наледеобразования, если трассировать дорогу по указанной траектории.
Также изучаются грунты под трассами «Амур», «Колыма» и «Вилюй».
Рекомендации по инженерно-геокриологическому мониторингу
В конце марта 2025 года рекомендации по инженерно-геокриологическому мониторингу дал начальник управления методов проектирования автомобильных дорог ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Кулижников. Отметим, что специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» имеют многолетний опыт выполнения подобных работ в Арктическом регионе (Архангельская, Мурманская и Магаданская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, республики Коми и Бурятия). Речь идет об инженерно-геологических изысканиях при строительстве новых автомобильных дорог, разведке запасов дорожно-строительных материалов в притрассовых карьерах, обследовании дорожных конструкций, а также изысканиях, строительстве и эксплуатации ледовых переправ и ледовых дорог.
Эксперт отметил, что при выполнении инженерных изысканий на многолетнемерзлых грунтах необходимо соблюдать СП 493.1325800.2020 «Инженерные изыскания для строительства в районах распространения многолетнемерзлых грунтов. Общие требования», чтобы не допустить нарушения сложившихся инженерно-геокриологических условий и сохранить экологическое равновесие. Так, количество инженерно-геологических выработок зависит от инженерно-геокриологических условий и составляет до 1600 штук на 1 кв. км на площадных объектах и до 100 штук на 1 пог. км — на линейных. При этом при выполнении буровых работ в Арктическом регионе следует опасаться образования вертикальных протаивающих поверхностей в верхней части выработок, которые способствуют разрушению крупных массивов протаивающих грунтов.
Таким образом, при проведении инженерных изысканий предпочтение стоит отдавать неразрушающим и бесконтактным технологиям, заменяя ими традиционные подходы. В их числе — лазерное сканирование и георадиолокационные исследования, которые можно проводить как стационарно с земли, так и бесконтактно с применением квадрокоптеров. Кроме того, георадары позволяют проводить изучение грунтов на большой глубине, а также дают возможность выполнять работы в темное время суток и при отрицательных температурах. «Георадарные работы являются неразрушающими и высокопроизводительными. За сутки можно записать более 500 км георадиолокационного профиля автомобильных дорог при помощи передвижных лабораторий, оснащенных необходимым оборудованием. Они позволяют значительно снизить количество инженерно-геологических выработок на однотипной местности, тем самым сохраняя уникальную экологическую систему Арктической зоны», — отмечает Александр Кулижников.
Кроме того, начальник управления методов проектирования автомобильных дорог ФАУ «РОСДОРНИИ» указал, что недопустимое транспортно-эксплуатационное состояние отдельных участков дорог чаще всего является результатом инженерно-геокриологических процессов.
Светлана Лянгасова
Прошло более двенадцати лет с того дня, как в Москве в формате пилотного проекта появились первые муниципальные платные парковки — на улицах Петровка и Каретный Ряд.
Кажется, еще недавно трасса А-360 «Лена», соединяющая Транссибирскую магистраль с Якутском, входила в десятку самых «непроезжих» российских дорог.
ТАТЬЯНА МАРКАНИЧ
проректор Российского университета транспорта (МИИТ),
курирует Академиюдорожного хозяйства
С новым, 2025 годом вступили в силу долгожданные изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Климатические изменения побуждают дорожников внедрять новые инженерные решения.
Природно-климатические изменения, которые происходят в зоне распространения вечномерзлых грунтов, начали оказывать заметное влияние на дорожную деятельность. Как показала практика, традиционные технические решения при проектировании, строительстве и эксплуатации дорог, проверенные в прошлом столетии, теперь далеко не всегда компенсируют динамику криогенных процессов. Поэтому сегодня специалистам дорожного хозяйства важно своевременно отслеживать негативные тенденции, адаптируясь к новым климатическим реалиям.
В последние годы Росавтодор последовательно реализует мероприятия по мониторингу состояния автодорог в криолитозоне. На экспериментальных участках размещено семь постов мониторинга. Один из них — на 288-м км трассы Р‑297 «Амур» Чита — Хабаровск. Предварительное заключение, к которому пришли специалисты: вечная мерзлота находится в подвижном состоянии, поэтому в отдельных случаях надо предусматривать технические решения по стабилизации земляного полотна с устройством свайного основания.
Со спутника лучше видно
Одно из нестандартных технических решений —
использование дистанционных методов ландшафтно-геокриологического районирования условий прохождения автодорог — уже применяется на практике. Благодаря данным, полученным со спутников Земли, уже выполнено ранжирование участков трассы Р‑297 «Амур» по степени геокриологических опасностей. Таким образом, можно говорить о новом виде инженерных изысканий при ремонте и строительстве дорог в зоне распространения многолетнемерзлых грунтов, которые будут дополнять традиционные, считает начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец.
Росавтодор продолжает сбор и анализ данных, получаемых с мониторинговых постов, определение стабилизационных мероприятий для обеспечения эффективной эксплуатации автодорог в зоне вечной мерзлоты, а также разработку нормативных документов по проектированию, строительству и эксплуатации участков дорог. По словам Сергея Гошовца, реализация мероприятий даст возможность накопить массив данных, анализ которых позволит перейти на новый уровень ведения работ в криолитозоне. В будущем полученная информация может быть использована при развитии Арктической зоны РФ.
В нацпроекте «Безопасные качественные дороги», действие которого завершилось в конце прошлого года, особое внимание было уделено субъектам Дальневосточного федерального округа. Оно и понятно: низкий уровень обеспеченности транспортной инфраструктурой существенно сдерживает социально-экономическое развитие Дальнего Востока. В рейтинге качества дорог российских регионов лишь Хабаровский край занимает относительно высокое 13-е место. Остальные субъекты ДФО находятся в середине, а то и в конце рейтингового списка. По данным, озвученным на совещании в Совете Федерации, плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием в ДФО в 5,2 раза ниже среднероссийского уровня. Исходя из этого, субъектам ДФО предусмотрены повышающие коэффициенты в рамках распределения акцизов на дорожную деятельность. Согласно дорожным программам планируется привести в нормативное состояние дорожную сеть в 17 городских агломерациях с населением от 20 тыс. человек. На указанные цели в федеральном бюджете на ближайшие шесть лет заложено 9,6 млрд рублей.
Задача повышения качества дальневосточных дорог непростая, если учесть сложные природно-климатические условия регионов ДФО и его огромную территорию. Причем, как сказано выше, существенное влияние на дорожную деятельность в зоне распространения вечномерзлых грунтов оказывают климатические изменения и геологические особенности местности. Это приходится учитывать дорожникам при ремонте и строительстве автодорог. В ходе работ специалисты успешно решают сложные задачи.
Требование времени
Так, в прошлом году на обновленном участке трассы Р‑297 «Амур» Чита — Хабаровск (16–18-й км) специалисты завершили капитальный ремонт и устроили уникальный селеудерживающий барьер. На этом участке в 2018 году сошел сель, на неделю остановивший движение на дороге. Последующие изыскания показали вероятность повторения подобного инцидента, поэтому для исключения выхода селевого потока на дорогу в рамках работ по капремонту на 17-м км трассы «Амур» специалисты построили сетчатый барьер высотой 10 м. Он установлен на свайном фундаменте, что обеспечивает устойчивость сооружения.
Начальник ФКУ Упрдор «Забайкалье» Азамат Илимбетов рассказал, что конструкция была разработана специально для данного проекта. Она типовая, но протяженность объекта позволяет говорить об ее уникальности. Подобные сооружения используются в рамках комплексной инженерной защиты от селей в горах Кавказа, но только в Забайкальском крае длина барьера составляет 282 м. Он способен выдержать высокую нагрузку, защищая от оползней и селей, но при этом имеет минимальные габариты, что позволило разместить его в полосе отвода дороги.
Напомним, что федеральная автодорога Р‑297 «Амур» является важнейшим звеном в транспортной системе нашей страны. Она проходит по территории четырех субъектов РФ, продолжая трассу Р‑258 «Байкал» и обеспечивая вместе с ней проезд транзитного транспорта с запада на восток России. Общая протяженность этой транспортной артерии в границах Забайкальского края составляет 742 км. В последние годы на дороге «Амур» отмечается значительное увеличение интенсивности движения. Только за семь месяцев 2024 года на этой трассе в Забайкальском крае зафиксирован ее рост как минимум на 15%, в Амурской области ‒ на 36%. Так что модернизация участков дороги Р‑297 — требование времени.
Уникальные решения
Комплексный подход в работе по стабилизации земляного полотна позволил повысить срок службы 44% участков трассы «Амур» в Забайкальском крае. На участке капитального ремонта (71–83-й км) на границе Читинского и Карымского районов специалисты подрядной организации обновляют дорожную одежду, восстанавливают и укрепляют нагорные канавы бетоном и геомембраной, а откосы — георешеткой. Одно из инженерных решений по предотвращению процессов деформации земляного полотна, связанных с глобальным потеплением и деградацией многолетнемерзлых грунтов, — устройство на объекте солнцевлагозащитных навесов, которые предохранят трассу от нагрева и осадков, а также предотвратят просадку земляного полотна, увеличат срок службы дороги.
Участок трассы «Амур» с 288-го по 323-й км в Чернышевском районе Забайкальского края наиболее подвержен процессам деградации вечной мерзлоты. Именно поэтому для постоянного наблюдения за метеорологическими и мерзлотными условиями, состоянием земляного полотна и основания автодороги в 2022 году там был установлен мониторинговый пост. Идет беспрерывный сбор и накопление информации по всему спектру измеряемых параметров. Учеными выполнена предварительная статистическая и математическая обработка данных. Получены сведения о распределении температуры грунтов по глубине и во времени, которые свидетельствуют о существенных различиях температурного режима под противоположными откосами дороги. По словам главного инженера ФКУ Упрдор «Забайкалье» Андрея Романова, специалисты проводят детальный анализ поступающей информации, благодаря чему вырабатываются меры по устранению причин образования просадок дорожного полотна.
В ходе ремонта дорожники принимают важные проектные решения, направленные на ликвидацию причин образования деформаций. Они проводят гидроизоляцию кюветов геомембраной, устраивают отжимные бермы из недренирующих грунтов, охлаждающие насыпи из скального грунта, а также солнцевлагозащитные навесы.
В 2025 году ремонт на участках с 502-го по 511-й км и с 511-го по 520-й км трассы «Амур», а также работы по ликвидации просадок в рамках содержания продолжатся. Также прорабатывается вопрос о проведении капитального ремонта отрезка с 721-го по 734-й км с заменой всех слоев дорожной одежды.
Начальник управления методов проектирования автомобильных дорог ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Кулижников среди способов поддержания дорог Амурской области в нормативном состоянии назвал увеличение высоты насыпи с учетом снежных заносов и расчетного уровня грунтовых и поверхностных вод, учет островного залегания многолетнемерзлых грунтов при проектировании земляного полотна, повышение несущей способности грунтов за счет укрепления вяжущими и обработки стабилизаторами, обеспечение поверхностного водоотвода на участках сезонного промерзания грунтов и другие.
В перспективе модернизация трассы Р‑297 «Амур» будет продолжена: до конца 2026 года ремонтные работы пройдут на 36 объектах общей протяженностью 223 км — от Читы до границы с Амурской областью. Это даст положительный импульс экономическому и социальному развитию Забайкальского края.
На особом контроле
В зоне распространения вечномерзлых грунтов пролегает маршрут трассы Р‑297 и на территории Амурской области. Из-за неустойчивости климата эти участки продолжают деградировать. К настоящему времени на территории этого субъекта РФ к нормативу приведено уже 66% трассы «Амур», причем подъезд к Благовещенску протяженностью 124 км почти полностью соответствует всем показателям нормативности. Ремонта в основном требуют участки, которые периодически разрушаются под воздействием природных криогенных и инженерно-геокриологических процессов в зоне распространения вечной мерзлоты. Эти объекты расположены преимущественно в северной части Амурской области и стоят у Росавтодора на особом контроле.
По словам главного инженера ФКУ ДСД «Дальний Восток» Виктора Тимонова, в минувшем году по сравнению с 2018-м интенсивность движения на дороге в Амурской области увеличилась на 53,7%. При этом поток грузового автотранспорта за этот период вырос на 73,7%. Это еще раз подтверждает необходимость выработки грамотных решений по развитию трассы в условиях вечной мерзлоты и обеспечению безопасности движения на протяжении всего маршрута.
На участке дороги в Сковородинском районе (968–980-й км) в рамках ремонта специалисты не только устраняют просадки земляного полотна, но и устраивают охлаждающие и водоотжимные бермы. Это позволит защитить грунт от таяния вечной мерзлоты и увеличить срок службы дорожного покрытия. Согласно госконтракту пятикилометровый участок ввели в 2024 году. В перспективе на участке капремонта (937–938-й км) специалисты предлагают выполнить стабилизацию фундамента земляного полотна методом струйной цементации с последующим устройством конструкции дорожной одежды. Сегодня это один из самых прогрессивных и надежных способов закрепления грунта.
На другом участке (1297–1299-й км) для урегулирования водно-теплового режима потребуется поднять насыпь и устроить гидроизоляционную прослойку в земляном полотне, а также обеспечить водоотвод в монолитном исполнении. В настоящее время разрабатывается проектная документация на проведение капремонтов.
Сергей Озун
Источник фото: rosavtodor.gov.ru
Степь для русского человека — понятие эпическое, былинное, без которого невозможно объяснить ни характер, ни мировоззрение, ни чаяния нашего народа. С одной стороны, степь формировала в русском человеке чувство шири и дали, воспитывала осознание бескрайней Родины, с другой — была смертельной угрозой, окоемом, откуда приходила беда. «Это степь, это десятый век, это не свобода, а воля!» — восклицает один из героев Льва Толстого. «Только пуля казака во степи догонит, — обрывает классика современник. — Только пуля казака с коня собьет». Дорога Р-216 Астрахань – Элиста – Ставрополь как путешествие во времени.
Однажды Арам Хачатурян заметил: «Теперь я понимаю, почему у нас никогда не будет второго Чайковского». «Почему, Арам Ильич?» — спросили встречавшие его товарищи (дело было на Московском вокзале Ленинграда). «А потому, — сказал Арам Ильич, — что раньше из одной столицы в другую ездили на лошадях, за время путешествия столько перевидишь, передумаешь, переживешь! А теперь садишься в «Красную стрелу», и через девять часов ты в городе на Неве. Суета».
Значительно меньше уходит сегодня на автомобильную поездку из Москвы в Питер по скоростной трассе М‑11. Между тем продолжает действовать и старая Ленинградка — федералка М‑10. Она заставляет ехать в Санкт-Петербург не торопясь — давая возможность многое «перевидеть, передумать и пережить».
ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО…
В наступившем году, который объявлен годом Защитника Отечества, мы отмечаем 80-летие Великой Победы. И кажется глубоко символичным, что перечень памятных мест, расположенных по трассе «Россия», открывается мемориалом защитникам Москвы — на 23-м километре шоссе, у города Химки.
Осенью 1941-го здесь проходил внешний рубеж Московской зоны обороны, который держали четыре московские и одна иваново-вознесенская рабочие дивизии. Столица была объявлена на осадном положении. Фашисты разглядывали золотые купола в бинокль и уже отпечатали пригласительные билеты на бал в Кремле, который планировали по случаю взятия города. Но им не удалось прорвать оборону.
В 1966-м комсомольцы воздвигли здесь мемориал из противотанковых ежей. На каменном подиуме высечен текст из сводки Совинформбюро от 6 декабря 1941-го о начале контрнаступления советских войск. Этот день стал точкой отсчета на пути к Победе.
Еще один мемориал расположен на 41-м километре старой Ленинградки, за Зеленоградом. В начале декабря 1941-го здесь, в районе станции Крюково, шли кровопролитные бои, бойцы 16-й армии генерал-лейтенанта Рокоссовского стояли насмерть. Спустя годы Марк Фрадкин и Сергей Островой напишут песню, которая так и называется — «У деревни Крюково».
Памятник представляет собой три сомкнутых штыка, устремленных в небо, символизирующих стойкость солдат трех родов войск — стрелкового, танкового и кавалерийского. Обелиск высится на кургане, у подножия которого — братская могила. Именно отсюда в 1966-м, когда страна отмечала 25-летие битвы под Москвой, был перенесен в Александровский сад прах Неизвестного солдата.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТРАНИЦЫ
Недалеко от Зеленограда находится деревня Черная Грязь. Когда-то здесь, на Петербургском тракте, располагалась первая почтовая станция. По обычаю, в Черной Грязи прощались с уезжающими из Первопрестольной и встречали приезжающих из Петербурга. На этой станции, в ожидании перемены лошадей, Пушкин написал строки, вошедшие в седьмую главу «Евгения Онегина»:
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
И рвы отеческой земли.
Окрестности Зеленограда помнят и других литературных гениев. В 10 км к югу от Черной Грязи — усадьба Середниково, принадлежавшая генерал-майору Д. А. Столыпину, родному брату Е. А. Арсеньевой, бабушки Лермонтова. С 1829-го по 1832-й Мишель проводил здесь летние месяцы. Здесь же он увлекся подругой своей кузины — Екатериной Сушковой. Красавица, кокетничая с «невзрачным, косолапым мальчиком», беспощадно над ним издевалась. Спустя годы, став знаменитым поэтом, Лермонтов ей отомстил: снова начал ухаживать за Екатериной, добился взаимности, а потом публично бросил. Завершилась история совсем некрасиво: Лермонтов отправил Сушковой письмо, в котором описывал себя донжуаном, погубившим не одну жертву. Письмо произвело в свете настоящий скандал…
Добравшись до Солнечногорска, можно свернуть направо, на Вертлинское шоссе, и через полчаса прибыть в усадьбу Блока — Шахматово. Сашу впервые привезли в имение деда, профессора А. Н. Бекетова, в шестимесячном возрасте, и с тех пор он проживал здесь каждый «дачный сезон» на протяжении 36 лет из отведенных ему 40.
Неподалеку от Шахматова, на окраине села Тараканово, сохранились остатки церкви Михаила Архангела, где в 1903-м
Александр Блок венчался с Любовью Менделеевой, дочерью великого химика (и друга Бекетова). Имение самих Менделеевых Боблово расположено в 5 км от Тараканова.
У ВРЕМЕНИ В КЛИНУ
Отсюда рукой подать до Клина. Городок, конечно, маленький, но и у него своя история. Соборный комплекс, почтовый двор, здание женской гимназии и торговые ряды — тут есть что посмотреть. Но не они главная гордость города, а двухэтажный дом серого цвета, притулившийся в стороне от Ленинградки. Здесь жил Петр Ильич Чайковский, вернее, прожил свои последние полтора года — самые мучительные и плодотворные.
Пол, застеленный ковром, добротная мебель, рояль J. Becker, библиотека, стены, увешанные фотографиями композиторов, родственников и немногих друзей… В этих комнатах рождались 3-й фортепианный концерт, «Щелкунчик», 6-я «Патетическая» симфония. «Здесь я гораздо более у себя, — писал Петр Ильич брату Модесту из Клина. — Прогулок очень много и весьма удобно, ибо я живу на самом шоссе, так что и в дождь могу гулять, не утопая в грязи».
…Ущерб, нанесенный немцами за три недели оккупации Клина, был колоссальным: они превратили первый этаж в гараж для мотоциклов, второй — в казарму; была разрушена веранда, выходящая в сад, сильно пострадал парк, погибла часть архива, которую не успели вывезти в Воткинск.
Пятнадцатого декабря 1941-го в Клин вошли советские солдаты. Музей Чайковского стал первым памятником культуры в нашей стране, освобожденным от фашистских варваров. Его отреставрировали в кратчайший срок, и уже с марта 1942-го он возобновил работу.
На другом берегу реки Сестры, в получасе ходьбы от дома-музея, стоит еще один удивительный дом — Клинское подворье, или, как его чаще называют, Музей елочных игрушек. Место тоже по-своему уникальное: здесь можно не только познакомиться с эволюцией новогодних украшений, но увидеть процесс их изготовления и даже поучаствовать в мастер-классе — например, разукрасить какой-нибудь шар…
КАК ИЛЬИЧ ХОДИЛ НА ДИЧЬ
Покинув Клин и благополучно миновав поселки с чудными названиями Ямуга и Спас-Заулок, попадаем в Завидово — селение, чье имя давно стало синонимом охотничьих утех первых лиц СССР. Причем первых — в прямом смысле слова.
В начале 1920-х, в лихие годы Гражданской войны, в здешних угодьях любил побродить с ружьишком, размышляя о будущем молодой Советской республики, В. И. Ленин. На отдых он обычно останавливался у егеря Порошина. Иногда с Лениным был его брат, Дмитрий Ильич. Охотились на мелкую пернатую дичь — уток, вальдшнепов, бекасов, а также пушную четвероногую — лис и зайцев. Волков и крупных копытных, то есть лосей, косуль и кабанов, в отличие от будущих генсеков, не трогали. Мемориальная комната Ильича в местной библиотеке, посвященная его пребыванию в Завидове, в советское время была местом паломничества: сюда непременно приводили туристов, в том числе зарубежных.
Вообще ареал, где постреливал из своей дешевенькой бельгийской двустволки Ленин (если мы говорим о Ленинградском направлении), простирался, что называется, от Москвы до самых до окраин. Ильич охотился под Сходней и Черной Грязью, на Сенежском озере (останавливался в доме отдыха на берегу) и в Середникове (в санатории «Тишина», ныне «Мцыри»), у села Льялово (в бывшей усадьбе фабриканта Морозова) и у станции Решетниково (в сарае лесника Матвеева). И всегда, где бы он ни был, интересовался, как здесь живут рабочие, хорошо ли у них устроен быт.
Третьего февраля 1921-го Ленин стрелял рябчиков у Солнечной Горы (сегодня город Солнечногорск). Возвращался в поселок с егерями уже впотьмах, автосани испортились, и охотники, измотавшись, на последнем дыхании, еле отыскали здание волостного исполкома. В этот поздний час здесь проходило подрайонное партсобрание. Ленин дождался его завершения, после чего в сопровождении местных товарищей отправился на станцию Подсолнечная.
В Москву он возвращался в теплушке товарняка, так как пассажирские поезда в тот день уже не ходили, а от предложения вызвать из Москвы паровоз со служебным вагоном наотрез отказался. В вагоне его окружили красноармейцы из охраны поезда и члены поездной бригады. Завязалась оживленная беседа. На одной из станций, узнав, что в поезде едет Ильич, в теплушку набились рабочие-путейцы. Всю дорогу Ленин беседовал с ними о наболевших вопросах…
ДВОРЦЫ ОТДЕЛЬНО, КОТЛЕТЫ ОТДЕЛЬНО
Следующая остановка — город Тверь, один из древнейших на Волге, долгое время соперничавший с Москвой в борьбе за объединение русских земель. Настоящий расцвет Твери, лежащей на главной, «царской» дороге между двумя столицами, пришелся на вторую половину XVIII века, когда, после пожара, Екатерина II повелела придать городу «приличествующую его положению правильность». Архитектор Петр Никитин заново спланировал Тверь, о чем сегодня напоминают три улицы, прямыми лучами расходящиеся от центральной площади. По одной из них, Большой Московской, впоследствии Миллионной, а ныне Советской, пролегало шоссе Москва — Петербург. «С. Петербурго-Московское шоссе, составляя в настоящее время главный путь между обеими столицами, есть самая проезжая дорога в целой Империи», — указывалось в «Военно-статистическом обозрении» 1840 года.
В Твери, если вы проездом, следует посетить Путевой дворец Екатерины, построенный Матвеем Казаковым и Карлом Росси. В двух шагах — набережная Волги, с которой открывается великолепный вид на древний и всегда молодой город.
Не менее интересен (хотя и не столь масштабен) Торжок. В этом городке, сохранившем патриархальный дух, — целая россыпь достопримечательностей. Деревянный кремль XII века, храмы и монастыри, купеческие особняки, музей золотого шитья, Дом Пояса, Почтовая улица-лестница, Тверецкая набережная… Однако главной среди них считается гостиница Пожарских, где 20 раз (!) останавливался Александр Сергеевич. «На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай и отправься налегке», — писал он во время очередного вояжа. По легенде, Дарья Пожарская, дочь хозяина, получила рецепт знаменитых котлет от одного разорившегося француза, который таким образом расплатился за постой. Куриные котлеты в панировке не только прославили династию рестораторов, но и сделали ее одной их самых богатых в империи.
РУССКАЯ ВЕНЕЦИЯ
Пролетев село с удивительным названием Выдропужск, затем деревню Прутню, где нашла свой последний приют муза поэта Анна Петровна Керн («Я помню чудное мгновенье…»), въезжаем в Вышний Волочек.
Это место известно с тех самых пор, как был проложен путь «из варяг в греки». Ладьи, груженные заморским товаром, шли из Балтики в Ладогу, затем по северным русским рекам, последней из которых была Цна. Потом их несколько верст волокли по бревнам до Тверцы — она несла свои воды в Волгу и далее на Каспий.
Навсегда избавиться от волокиты решил Петр I: в 1703-м он задумал соединить Цну с Тверцой. Царь лично прошел от реки к реке и наметил маршрут. На «перекопные работы» для первого в России судоходного канала согнали 25 тыс. крепостных. Объект сдали в рекордный срок, но проект, просчитанный голландцами, оказался провальным: летом, в межень, воды в канале не хватало, и суда садились на мель. Голландских гидротехников, «не проявивших глубоких знаний в шлюзовом деле», Петр прогнал взашей и позвал исправлять их ошибки Михайлу Сердюкова. На самом деле этого инженера-самоучку звали Бароно Имегенов, и был он бурятом. Приемный сын торгового приказчика, некогда выкупленный в Енисейске за червонец, он разработал комплекс каналов и шлюзов, а главное, впервые в истории гидротехники добавил водохранилище, что обеспечивало нормальный уровень воды в самое засушливое лето. Даже голландцы признали, что он — гений.
По мысли Петра, главным назначением Вышневолоцкой водной системы было снабжение Северной столицы продовольствием из богатых южных областей. Благодаря Вышнему Волочку процветал город на Неве, да и сам Волочек богател на глазах. Его набережные утопали в садах, в Дворянском собрании закатывались балы, какие не снились Петербургу, а сам этот городок именовали не иначе как Русская Венеция.
Все изменила Николаевская железная дорога, которая в прямом смысле разрубила город напополам. Надобность в каналах отпала, и Волочек, по всем статьям, должен был захиреть. Но этого не случилось. Русская Венеция, по примеру своей итальянской «сестры», занялась текстильным и стеклодувным делом. Вышневолоцкий трикотаж на европейских выставках соперничал с венецианскими кружевами, а стеклянная утварь, выдуваемая на заводе купца Болотина, изяществом не уступала изделиям с острова Мурано. В 1945-м на этом заводе (переименованном в "Красный Май") варили рубиновое стекло для кремлевских звезд... Удивительно, но первый русский художник, воспевший красоту Вышневолоцкой земли и ее «крестьянских мадонн», носил фамилию Венецианов. Даже масленичные гулянья, по сей день устраиваемые в Вышнем Волочке, своей пестротой и затейливостью чем-то напоминают венецианские карнавалы.
К МИЛОМУ СЕВЕРУ
Оставив селение со сказочным названием Выползово, подъезжаем к Валдаю. Валдай — это не только одноименные город и озеро, не только возвышенность, образованная древними ледниками, и не только водораздел между Волжским и Западнодвинским речными бассейнами. Это целая страна — настоящая тайга, вклинившаяся между двух столиц, как бы напоминая, кто на самом деле здесь хозяин.
Валдайское озеро, окруженное первобытными лесами, — зрелище изумительное. Патриарх Никон, углядев сходство здешней природы с суровой красотой соловецкого Беломорья, где прошли первые годы его монашеской жизни, основал на берегу озера Иверский монастырь. «На небесах рай, а на земле Валдай», — говорил он.
Проскочив поворот на Долгие Бороды (где раскинулась одна из резиденций главы государства), притормозим у деревни с загадочным именем Яжелбицы. На самом деле никакой загадки тут нет: предание гласит, что на этом месте весной 1238 года новгородский князь Александр Ярославич (будущий Невский), выступив навстречу многократно превосходящим силам татаро-монголов, воскликнул: «Я желаю биться!». Татаро-монголы шли на Новгород, «взяша град Торжок… секуще людей, яко траву…», однако, дойдя до Игнач-Креста (урочище вблизи Яжелбиц), неожиданно повернули коней обратно и ушли на юг, в степи…
Таким образом, Господин Великий Новгород избежал нашествия и, как следствие, ига. И здесь угадывается Божий промысел — ведь именно в этом городе в 862 году был призван на княжение варяг Рюрик.
СЛАВЬСЯ!
Великий Новгород, колыбель российской государственности, достоин того, чтобы остановиться в нем на несколько дней. И первое, куда следует отправиться, это кремль, а именно — к памятнику «Тысячелетие России».
Он уникален как по форме, так и по содержанию: монумент посвящен не какому-либо человеку, событию, а целой нации. Его можно рассматривать с любой стороны, и каждая будет «лицевой». Увенчанный крестом, похожий одновременно на шапку Мономаха и вечевой колокол, он символизирует триаду: православие, самодержавие, народность. Из 52 эскизов Александр II отдал предпочтение работе совсем еще молодых Михаила Микешина и Ивана Шредера. Позже к созданию памятника были подключены более десятка скульпторов, архитекторов и художников. Например, крест верхнего яруса, который держит Ангел перед коленопреклоненной Россией, спроектировал Виктор Гартман, чьи рисунки вдохновили Мусоргского на «Картинки с выставки».
Второй ярус, состоящий из 17 фигур, иллюстрирует основные вехи нашей истории: Рюрик — призвание варягов на Русь, Дмитрий Донской — освобождение от татарского ига, Петр I — образование Российской империи. Некоторая заминка вышла с третьим, нижним ярусом, объединяющим столпов церкви, политиков, военачальников и людей искусства. Государь лично вычеркнул из списка Андрея Боголюбского и Ивана Грозного (оба ходили на Новгород), Тараса Шевченко и Алексея Кольцова, а также зачем-то Федора Ушакова. Зато оставил полуопальных Грибоедова и Лермонтова и вписал «безумного» Гоголя. Всего памятник содержит 128 фигур.
Празднование, посвященное открытию «Тысячелетия», продолжалось с 8 по 10 сентября 1862-го. Три дня в городе не прекращались парады, салюты, балы и обеды. Купеческая гильдия приготовила для царской семьи роскошный стол, но Александр II как истинный реформатор отправился в казармы — «отведать солдатских щей и водки». Часть Петербургского шоссе, проходящая через город, была вымощена заново, однако на земле уже была осенняя грязь — и когда император ступал на нее, народ бросал ему под ноги кафтаны, платки и поддевки, крича: «Ура тебе, Александр Николаевич!»
Красные комиссары не тронули памятник, лишь на время заколотив его досками — как символ самодержавия. Больше всего монумент пострадал от фашистов. Генерал фон Герцог приказал распилить его на части и вывезти в Восточную Пруссию. Но этого не случилось: в январе 1944-го в Новгород вошли наши войска.
«Тысячелетие России» реставрировали неоднократно, примерно раз в двадцать лет. В 1994-м внутри полого постамента была найдена лестница, второпях забытая рабочими в 1862 году. Что ж¸ эта маленькая деталь — тоже своего рода памятник русскому человеку. Который, ошибаясь по мелочам, тем не менее создает нечто великое, грандиозное. Во славу Отечества и на зависть злобным, надменным соседям.
Алексей Шлыков
Фото: www.istockphoto.com