Рублёво-Успенское шоссе А-106, или просто Рублёвка, — самая короткая федеральная трасса в России: ее длина всего 30 км. Но мал золотник, да дорог! В сознании обывателя эта дорога — символ успеха и процветания.
Само слово «Рублёвка», такое яркое, звонкое, вселяет уверенность в завтрашнем дне. Было бы здоровье, а остальное купим. И по большому счету неважно, что дорога получила свое название от поселка Рублёво, выросшего рядом с Москвой в 1903 году в связи с постройкой одноименной насосной станции, снабжавшей столицу питьевой водой прямо из Москвы-реки. А он, в свою очередь, стал называться так потому, что когда?то здесь ставили рубленые избы. По другой версии, местные крестьяне промышляли тем, что изготовляли рубели — ребристые доски для глажения белья. Вот и вся топонимика.
Но не будем умалять исторического значения Рублёвки. Современная федералка А-106 большей частью проложена по Звенигородскому тракту, который в стародавние времена величали не иначе как Государевым, Царским. По нему наши самодержцы отправлялись пешком на богомолье в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь, — поклониться мощам преподобного Саввы, покровителя российских помазанников Божиих. Пример подала вторая жена Ивана Грозного Мария Темрюковна. А вскоре и сам Иван Васильевич совершил паломничество.
Государевой дорогой прошли все Романовы, не исключая Петра Великого. Набожностью он не отличался, однако никогда не забывал, что в юности, во время Стрелецкого бунта, вместе с матерью, братом и сестрой нашел в Звенигороде надежное убежище.
Звенигородский тракт служил не только духовным потребностям. По нему русские цари выезжали (уже в экипажах) пострелять дикого зверя и птицу — охотничьи угодья по берегам Москвы-реки были чудо как хороши. Рассказывают, что Алексей Михайлович, отец Петра и большой охотник до соколиной забавы, однажды так увлекся, что очутился в глухом бору один на один с медведем. Зверь уже изготовился разодрать царя (и история России пошла бы совсем другим путем!), но откуда ни возьмись явился старец с нимбом вокруг головы — преподобный Савва, который мановением руки отогнал бурого.
К слову, именно Алексей Михайлович обратил внимание на то, что в розе ветров Москвы преобладают ветры западные, а потому особым указом запретил строительство дымящих производств на Звенигородском тракте: «Не велеть в сих местах никакова дымнава промысла и кострищ великих не складывать, дабы ветры сии от запада на Москву веящи чисты и благоприятны нами от Бога обретались».
Дышалось тут легко, и до царя было недалеко, — места лакомые, престижные. Где-то с середины XVII в. Звенигородский тракт начал обрастать дворянскими гнездами, в которых обустраивались птицы высокого полета: Нарышкины, Голицыны, Юсуповы, Апраксины, Орловы, Шуваловы, Одоевские, Шереметевы, Бибиковы, Салтыковы… При этом каждый норовил вознестись над другими в прямом смысле слова, как бы демонстрируя свой исключительный статус. Наверное, поэтому на Рублёвке такое обилие населенных пунктов с названием Горки. Тогда же родилась и подзабытая нынче присказка: «Кто в Звенигороде не барин, тот в Москве не боярин».
Рублёвка служила индикатором гегемонии в государстве. На смену Голицыным и Юсуповым пришли Мамонтовы и Морозовы. С приходом советской власти ее облюбовали партийные и творческие элиты, именитые летчики и полярники, ученые и военачальники. Великую эпоху похоронили лихие 90-е — и сюда потянулись те, кто успел?таки нажить состояние «непосильным трудом». Вместе с ними, словно рыбки-прилипалы, на Рублёвке объявились колоритные маргиналы — вроде Сифона и Бороды, о нелегкой судьбе которых нам рассказал сериал «Наша Russia».
На этой короткой дороге нашлось место даже зарубежным товарищам...
Полностью статью можно прочитать в № 4 2024 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail:
Обеспечение безопасной эксплуатации автомобильных дорог включает целый ряд требований, в том числе защиту трассы от оползней, камнепадов, снежных лавин, селевых и грязевых потоков, водотоков и других негативных природных факторов.
В свою очередь возведение земляного полотна на слабых грунтовых основаниях является одной из сложнейших задач, поскольку в таких условиях очень важно контролировать соответствие режима отсыпки насыпи расчетным срокам, динамике консолидации грунтов слабого основания, величину осадки насыпи после отсыпки очередного слоя грунта. Поэтому совершенствование методов измерений осадок земляного полотна, дающих более полную и достоверную информацию о состоянии слабых грунтов оснований, становится актуальной проблемой.
Геотехнический мониторинг включает комплекс работ, основанный на натурных наблюдениях за поведением конструкций вновь возводимого или реконструируемого сооружения, его основания, в том числе грунтового массива, окружающего (вмещающего) сооружение, и конструкций сооружений окружающей застройки. Геотехнический мониторинг осуществляется в период строительства и на начальном этапе эксплуатации вновь возводимых или реконструируемых объектов. Главной целью является обеспечение безопасного строительства и дальнейшая эксплуатация автомобильных дорог, а также дорожных объектов, прилегающих к ней...
Полностью статью можно прочитать в № 4 2024 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail:
Состоялась Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии и материалы для дорог и мостов».
В очередной раз площадка, организованная Республиканским дочерним унитарным предприятием «Белорусский дорожный научно-исследовательский институт «БелдорНИИ», подтвердила свой статус одной из основных в Республике Беларусь, где специалисты могут обсудить актуальные вопросы применения новейших белорусских, российских и зарубежных материалов и технологий в области дорожного строительства, развития дорожно-строительной отрасли в целом, текущую сложившуюся ситуацию в связи с санкциями и перспективы дальнейшего развития. А также поделиться друг с другом опытом и найти новых деловых партнеров из стран СНГ.
Конференция проходила при содействии Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и ОАО «Управляющая компания «Бел автодор». Кроме того, большую поддержку в проведении конференции оказала китайская компания Henan Gaoyuan Maintenance Technology of Highway Co., Ltd, а также местное про-изводственное унитарное предприятие «Нефтебитумный завод».
В мероприятии приняли участие генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, председатель Межправительственного совета дорожников Бури Каримов, президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров, генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса (АСДОР) Юрий Агафонов и многие другие представители крупных ассоциаций, организаций дорожно-строительной отрасли РФ и Республики Беларусь.
Полностью статью можно прочитать в № 4 2024 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail:
Повышение БДД осуществляется за счет создания интеллектуальной транспортной инфраструктуры, IT-технологий, высокоавтоматизированных и беспилотных ТС, мультимедийных головных устройств, систем технического зрения и распознавания образов, а также навигационносвязных модулей и систем связи.
В последнее время ведется активное строительство новых и реконструкция существующих стратегически важных промышленных объектов, для строительства и функционирования которых необходимо тяжеловесное оборудование, техника и специальные тяжеловозные транспортные средства.
По статистике, в России 93% ДТП происходят из-за потери сосредоточенности водителя на дороге. Когда несколько часов подряд проводишь за рулем, даже у профессионалов может притупиться реакция и расфокусироваться внимание. Кто-то отвлекся на телефонный звонок, кто-то решил закурить во время движения, а у кого-то закрываются глаза из-за раннего выхода в рейс. Практика показывает, что если за полторы секунды до возможного происшествия предупредить водителя, то в 90% случаев ДТП можно избежать. Как это сделать, рассказал управляющий партнер ГК «МОНТРАНС» Станислав Емельянов.
В настоящее время в условиях внешнего санкционного давления актуальной стала задача технологического суверенитета России во всех отраслях экономики, в том числе дорожно-строительной.
Какие экономические и социальные эффекты были достигнуты благодаря реализации национального проекта БКД? Ответ на этот вопрос содержится в аналитическом докладе «Дороги: новый взгляд на реальные достижения и эффекты». Его авторами стали специалисты АНО «Национальные приоритеты» и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Презентация доклада состоялась в стенах НИУ ВШЭ.
Крымский мост через Москву-реку — один из самых красивых в России. Издали он похож на гирлянду, рисунок хоровода, русские горки, морские волны и даже (при определенном ракурсе) начальную букву имени нашей столицы. Легкость, воздушность, почти прозрачность, помноженная на строго выверенный расчет конструктивизма.
В перечне дорожных знаков ПДД предупреждающий треугольник 1.27 «Дикие животные» соседствует с треугольником 1.28 «Падение камней».
Видимо, неспроста: опасность, которую представляют внезапно появившиеся на дороге дикие звери, сравнима с камнепадом на горном серпантине. Он происходит так же неожиданно и часто заканчивается трагедией.
Полностью статью можно прочитать в № 1 2024 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: