Рублёво-Успенское шоссе А-106, или просто Рублёвка, — самая короткая федеральная трасса в России: ее длина всего 30 км. Но мал золотник, да дорог! В сознании обывателя эта дорога — символ успеха и процветания.
Само слово «Рублёвка», такое яркое, звонкое, вселяет уверенность в завтрашнем дне. Было бы здоровье, а остальное купим. И по большому счету неважно, что дорога получила свое название от поселка Рублёво, выросшего рядом с Москвой в 1903 году в связи с постройкой одноименной насосной станции, снабжавшей столицу питьевой водой прямо из Москвы-реки. А он, в свою очередь, стал называться так потому, что когда?то здесь ставили рубленые избы. По другой версии, местные крестьяне промышляли тем, что изготовляли рубели — ребристые доски для глажения белья. Вот и вся топонимика.
Но не будем умалять исторического значения Рублёвки. Современная федералка А-106 большей частью проложена по Звенигородскому тракту, который в стародавние времена величали не иначе как Государевым, Царским. По нему наши самодержцы отправлялись пешком на богомолье в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь, — поклониться мощам преподобного Саввы, покровителя российских помазанников Божиих. Пример подала вторая жена Ивана Грозного Мария Темрюковна. А вскоре и сам Иван Васильевич совершил паломничество.
Государевой дорогой прошли все Романовы, не исключая Петра Великого. Набожностью он не отличался, однако никогда не забывал, что в юности, во время Стрелецкого бунта, вместе с матерью, братом и сестрой нашел в Звенигороде надежное убежище.
Звенигородский тракт служил не только духовным потребностям. По нему русские цари выезжали (уже в экипажах) пострелять дикого зверя и птицу — охотничьи угодья по берегам Москвы-реки были чудо как хороши. Рассказывают, что Алексей Михайлович, отец Петра и большой охотник до соколиной забавы, однажды так увлекся, что очутился в глухом бору один на один с медведем. Зверь уже изготовился разодрать царя (и история России пошла бы совсем другим путем!), но откуда ни возьмись явился старец с нимбом вокруг головы — преподобный Савва, который мановением руки отогнал бурого.
К слову, именно Алексей Михайлович обратил внимание на то, что в розе ветров Москвы преобладают ветры западные, а потому особым указом запретил строительство дымящих производств на Звенигородском тракте: «Не велеть в сих местах никакова дымнава промысла и кострищ великих не складывать, дабы ветры сии от запада на Москву веящи чисты и благоприятны нами от Бога обретались».
Дышалось тут легко, и до царя было недалеко, — места лакомые, престижные. Где-то с середины XVII в. Звенигородский тракт начал обрастать дворянскими гнездами, в которых обустраивались птицы высокого полета: Нарышкины, Голицыны, Юсуповы, Апраксины, Орловы, Шуваловы, Одоевские, Шереметевы, Бибиковы, Салтыковы… При этом каждый норовил вознестись над другими в прямом смысле слова, как бы демонстрируя свой исключительный статус. Наверное, поэтому на Рублёвке такое обилие населенных пунктов с названием Горки. Тогда же родилась и подзабытая нынче присказка: «Кто в Звенигороде не барин, тот в Москве не боярин».
Рублёвка служила индикатором гегемонии в государстве. На смену Голицыным и Юсуповым пришли Мамонтовы и Морозовы. С приходом советской власти ее облюбовали партийные и творческие элиты, именитые летчики и полярники, ученые и военачальники. Великую эпоху похоронили лихие 90-е — и сюда потянулись те, кто успел?таки нажить состояние «непосильным трудом». Вместе с ними, словно рыбки-прилипалы, на Рублёвке объявились колоритные маргиналы — вроде Сифона и Бороды, о нелегкой судьбе которых нам рассказал сериал «Наша Russia».
На этой короткой дороге нашлось место даже зарубежным товарищам...
Полностью статью можно прочитать в № 4 2024 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: