Кафедра «Дорожно-строительные материалы», которую возглавляет Юрий Васильев, профессор, д.т.н., является одним из ведущих подразделений Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), вносящего существенный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов.
— Юрий Эммануилович, какие направления научной работы осуществляет кафедра «Дорожно-строительные материалы» МАДИ?
— Кафедра активно занимается научно-исследовательской деятельностью, связанной с разработкой новых технологий и материалов, которые способствуют повышению качества и надежности дорожных конструкций, и направленной на решение актуальных задач в области создания, испытания и применения новых дорожно-строительных материалов.
Например, такое направление, как разработка новых композиций асфальтобетонных и цементобетонных смесей с улучшенными характеристиками. Исследования в данном направлении включают в себя анализ эффективности использования различных модифицирующих добавок, таких как полимеры и наноматериалы.
Отдельным направлением являются исследования, нацеленные на создание новых экологически чистых серосодержащих строительных материалов, обладающих не только хорошими технико-эксплуатационными характеристиками, но и меньшим воздействием на окружающую среду. В частности, рассматривается возможность использования техногенных отходов, содержащих серу.
Рассматриваются пути использования отходов автомобильных покрышек в виде резиновой крошки для производства модифицированных асфальтобетонов и бетонов. Такие исследования направлены на снижение стоимости материалов и использование вторичных ресурсов для производства дорожно-строительных материалов с одновременным решением экологических проблем.
Исследования по использованию различных крупнотоннажных техногенных отходов, таких как зола, шлак, отходы производства, для создания дорожных и строительных материалов. Цель таких работ — не только снижение себестоимости материалов, но и уменьшение воздействия на окружающую среду за счет переработки и повторного использования отходов.
Кроме того, в последние годы сотрудники кафедры занимаются разработкой и совершенствованием методов испытания дорожно-строительных материалов. В том числе разработаны методы и необходимое оборудование для испытания материалов дорожного покрытия на износ под действием шипованных шин и для оценки воздействия противогололедных реагентов. Кроме того, осуществляется разработка оборудования для осуществления диагностики транспортно-эксплуатационного состояния дорожных объектов, что позволяет прогнозировать изменение их состояния в процессе эксплуатации, а также выработки обоснованных объективных технических решений, связанных с назначением ремонтных мероприятий.
— Каково состояние и развитие отрасли материалов для дорожного строительства в России?
— Отрасль активно развивается, сталкиваясь с новыми вызовами и возможностями. Есть несколько ключевых аспектов, характеризующих текущее состояние и тенденции развития в этом секторе. В первую очередь страна активно стремится к использованию инновационных материалов в дорожном строительстве. Это включает в себя не только модифицированные битумы, но и полимерные добавки, композитные материалы, а также продукты переработки отходов, такие как резиновая крошка и техногенные отходы. Целью является максимальное увеличение долговечности дорожных покрытий, снижение затрат на обслуживание и ремонт при одновременной минимизации экологического ущерба.
Аддитивные технологии, 3D-печать в строительстве, автоматизация процессов и использование искусственного интеллекта позволяют повысить эффективность проектирования и возведения дорог, а также обеспечивают более тщательный контроль за состоянием дорожного полотна. Рост интереса к цифровизации и автоматизации также обусловлен желанием уменьшить человеческий фактор и повысить безопасность на автомобильных дорогах.
В России уделяется повышенное внимание вопросам контроля качества дорожно-строительных материалов. Регулярно обновляются и совершенствуются стандарты и нормативы, что необходимо для обеспечения соответствия используемых материалов самым современным требованиям безопасности и производительности. Внедрение новых методик испытаний также способствует повышению качества дорожного строительства.
Участие в международных проектах и сотрудничество с зарубежными партнерами позволяют России обмениваться опытом и внедрять лучшие практики в области дорожного строительства. Такое сотрудничество способствует не только внедрению новых технологий, но и развитию экспортных возможностей российских производителей материалов и оборудования.
Несмотря на значительные успехи, отечественная отрасль строительных материалов сталкивается с рядом вызовов, включая необходимость дальнейшего повышения качества и экологичности продукции, улучшения логистики и снижения стоимости материалов.
— Какие перспективные дорожно-строительные материалы появились в последнее время в нашей стране и как в этом процессе участвует ваша кафедра?
Полностью статью можно прочитать в № 4 2024 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: