В последнее время ведется активное строительство новых и реконструкция существующих стратегически важных промышленных объектов, для строительства и функционирования которых необходимо тяжеловесное оборудование, техника и специальные тяжеловозные транспортные средства.
В нашей стране различные уполномоченные организации, и прежде всего ООО «НИИ МИГС», принимают активное участие в транспортировке такого оборудования на объекты строительства, выполняя обследования искусственных сооружений и проводя оценку возможности пропуска сверхнормативных нагрузок по мостовым сооружениям, автомобильным дорогам и другим объектам транспортной инфраструктуры. При этом основной задачей, решаемой в рамках грузоперевозок сверхнормативных грузов, становится оценка пропуска сверхнормативных нагрузок по мостовым сооружениям, которая в свою очередь заключается в определении фактической грузоподъемности каждого сооружения, расположенного на пути следования спецнагрузки массой до нескольких сотен тонн. Нельзя не сказать, что накоплен достаточный опыт в организации транспортировки тяжеловесных грузов и оборудования на различные строительные площадки при полном инженерном сопровождении.
Первой задачей, которую приходится решать, является интерпретация конкретных тяжеловесных транс-портных средств в схемы и расчетные коэффициенты, предусмотренные действующими нормами проектирования мостов — СП 35.13330.2011. Классификация транспортных средств в схемах АК (полосы на-грузки располагаются по ширине проезда) и НК (единичная нагруз-ка) должна производиться по отношению фактических изгибающих моментов в средних сечениях по длинам пролетов и дополнительно в опорных сечениях для неразрезных пролетных строений, а также поперечных сил в опорных сечениях к соответствующим усилиям от на-грузок А1 и Н1.
Надо отметить, что нагрузки, о которых идет речь, имеют массу в диапазоне от 40 до 560 тонн. В таком случае рекомендуется вводить коэффициенты надежности к нагрузкам, пропуск которых по мосту необходимо обеспечить, в следующих размерах: к нагрузкам, имеющим менее 6 осей, — 1,15; к нагрузкам, имеющим от 6 до 12 осей, — 1,1; к нагрузкам, имеющим более 12 осей, — 1,05. Эти значения обусловлены степенью эффективности гидродинамической системы распределения массы перевозимого груза по осям транспортного средства. Динамический коэффициент вводить нет необходимости, поскольку транспортное средство должно следовать через мост с малой скоростью без ускорений и остановок. Коэффициент надежности к нагрузке от массы мостового полотна следует принимать в соответствии с указаниями, равным 1,2. Критерием возможности пропуска конкретной нагрузки по мосту является условие, что класс этой нагрузки не превышает определенную расчетом грузоподъемность моста с учетом имеющихся дефектов и повреждений. Одной из проблем, связанных с оценкой фактической грузоподъемности в процессе натурных исследований, является случай, когда условие пропуска, определенное теоретическими методами, не выполняется, но дефицит грузоподъемности пролетного строе-ния невелик. В данной ситуации специалистами выполняются статические...
Полностью статью можно прочитать в № 3 2024 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: