В настоящее время в условиях внешнего санкционного давления актуальной стала задача технологического суверенитета России во всех отраслях экономики, в том числе дорожно-строительной.
Надо признать, что отечественные изготовители специальной техники выпускают практически все основные ее виды, при этом им приходится конкурировать с множеством иностранных компаний, что в свою очередь стимулирует наши предприятия выпускать новую и совершенствовать серийную продукцию. Комбинированная дорожная машина ЭД-490 на базе самосвала FAW J6P-390 (6x4) «Завода КДМ» специально предназначена для расчистки скоростных магистралей, с которых она способна убирать снег на скорости до 50 км/ч. Машина полной массой 35 тонн оборудована 390-сильным дизельным двигателем, работающим в паре с механической 12-ступенчатой коробкой передач. Новинка имеет коробку отбора мощности (КОМ) от двигателя — водитель может менять скорость движения КДМ непосредственно в процессе работы навесного оборудования. Модель ЭД-490 оснащена подогреваемым кузовом, выполненным из высокопрочной стали, — это позволяет избежать примерзания материалов к внутренним поверхностям кузова, смерзания и комкования противо-гололедных материалов (ПГМ), что весьма важно для их равномерного дозирования. Кроме того, усиленная конструкция кузова позволяет устанавливать два типа транспортеров на выбор заказчика.Передний скоростной отвал изготовлен из композитных материалов, а его нижняя кромка, непосредственно контактирующая с поверхностью дороги, выполнена из прочной пружинной стали. Увеличенная высота отвала позволяет отбрасывать снег на расстояние до 20 метров, а плавающая подвеска, предохраняющая при наезде на пре-пятствие, дает возможность копировать профиль автодороги для улучшения ее очистки. Помимо переднего поворотного отвала, обеспечивающего ширину убираемой полосы до трех метров, имеется боковой отвал, расположенный справа по ходу, который в рабочем положении увеличивает ширину очищаемой полосы до пяти метров.С помощью бокового отвала при необходимости можно очищать дорожные обочины в режиме грейдирования. В самосвальном кузове КДМ установлен 12-кубовый бункер с пескоразбрасывающим оборудованием. Водитель прямо из кабины с помощью джойстика, управляющего гидрав-ликой, может поднять или опустить разбрасывающее устройство, а также поворачивать его диск вправо или влево, если необходимо захватывать находящиеся сбоку от убираемой полосы парковочные карманы или разгонную полосу.
В целях рационального использования ПГМ и соблюдения всех экологических стандартов машина снабжена соответствующей системой, которая позволяет равномерно распределять пескосоляную смесь, регулируя ее до-зировку от 100 до 400 г/м2, а также увлажненную соль (от 20 до 70 г/м2) из двухкубовых пластиковых баков. Особенно важно то, что все параметры дозирования водитель настраивает не выходя из кабины. На установленном в кабине пульте системы управления выставляется их требуемая плотность и ширина разброса, которые затем поддерживаются автоматически. Телематическая система всю поступающую информацию с помощью ГЛОНАСС передает на компьютер диспетчерской. Также КДМ может взаимодействовать с умными городскими управляющими системами.На ЭД-490 можно установить 22 вида навесок. Например, не имеющий отечественных аналогов передний поворотный комбинированный отвал КПО-4000, который позволяет очищать от снега дорожную полосу шириной до 4 метров на скорости до 60 км/ч, или поливомоечное оборудование с пластиковыми баками объемом 12–16,8 куба.
Полностью статью можно прочитать в № 3 2024 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: