СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАССЫ НОВОРОССИЙСК – СУХУМ КАК ВЕХА В ИСТОРИИ СТРАНЫ
Сегодня трудно представить, что Сухумское шоссе, протянувшееся вдоль Черноморского побережья Кавказа на четыреста километров, нанизав на себя, словно жемчуг, здравницы федерального значения, ставшие синонимом курортного эдема, вошло в историю дорожного строительства как «Голодный тракт».
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ
За время войны на Кавказе (1817– 1864), а также в первые годы после ее окончания многие народы этого региона, симпатизирующие Османской империи, были выселены в Турцию. Массовой депортации подверглись жители причерноморских территорий: абхазы, абазины и адыги. По некоторым данным, численность одних только абхазских махаджиров, то есть переселенцев, составила порядка 200 тысяч человек.
Освобожденные земли заселялись донскими и хоперскими казаками, грузинами, армянами, поволжскими немцами и даже эстонцами. По мысли царского правительства, они должны были вдохнуть в Черноморское побережье новую жизнь, поднять его на небывалый экономический уровень.
Одним из важнейших пунктов этой «национальной программы» была постройка дороги из Новороссийска в Сухум, которой надлежало не только связать два стратегически важных портовых города, но и способствовать развитию курортной зоны. Бурю оваций вызвала в 1890 году речь профессора А.Н. Краснова, известного почвоведа и палеоботаника, на заседании Географического общества, в которой он назвал кавказское Причерноморье «Русской Ривьерой». Кстати, Сочи находится на 43-м градусе северной широты, как и французский курорт.
В МИРЕ ЕСТЬ ЦАРЬ
Отдельные участки Сухумского шоссе, оно же Новороссийское, Новороссийско-Сухумское, Приморское, Черноморское, начали строить уже в 1887-м. А если быть точным, то еще в 1830-х была проложена грунтовка от Анапы до Сухума по так называемой Черноморской береговой линии – цепи военных укреплений, возведенных с целью отрезать черкесов (как тогда называли всех северокавказцев) от всякой помощи со стороны Стамбула.
Фото Андрея Каменева и Екатерины Корочкиной
Полностью статью можно прочитать в № 7 2022 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: