С ростом числа велосипедистов, а также владельцев СИМ и электровелосипедов растет градус конфликта между обладателями всех этих транспортных средств и пешеходами.

В последней редакции ПДД от 2024 года глава 24?я «Дополнительные требования к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности» занимает две страницы, набранные предельно мелким шрифтом, — почти вдвое больше, чем та же глава в редакции 2021 года. Что говорит не о решении проблемы, а как раз, напротив, о ее обострении.
Между тем проблема вполне решаема. Здравый смысл подсказывает: пешеходные потоки и потоки индивидуальных мускульных и электромоторных средств должны быть строго разделены — например, с помощью газона, декоративного кустарника, бордюрного камня, а еще лучше барьерного ограждения. При этом ширина пешеходной зоны должна оставаться прежней — той, с которой люди свыклись на протяжении лет (она взята не с потолка, а в свое время рассчитывалась с учетом обеспечения удобства и безопасности). Более того, велосипедистов старше 14 лет и симмеров, достигших того же возраста, можно пустить по специально выделенной для них полосе на проезжей части, о чем также говорится в Правилах. В большинстве цивилизованных стран, где горожане все чаще отдают предпочтение двухколесным ТС, именно так и делается.
Но нам, видимо, судьбой предрешено идти менее затратными стезями. В одно прекрасное утро мы проснулись и обнаружили, что тротуары (элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, ПДД РФ, гл. 1 «Общие положения») банально превратились в проезжую часть: на асфальте появилась сплошная белая линия, разделяющая велосипедную и пешеходную полосы. Причем первая в свою очередь обзавелась пунктиром, разграничивающим встречные направления.
Пешеходов потеснили, отняв у них половину территории. Парадокс в том, что раньше, когда тротуар был тротуаром, без разметок и предписывающих знаков (смысл которых люди, передвигающиеся на своих двоих, вообще говоря, знать не обязаны), велосипедисты ехали по нему со скоростью пешехода, тем самым как бы уравнивая себя с ним, а точнее, безоговорочно признавая его преимущество. Аккуратно объезжали несмышленых детей, беспечно обнимающихся подростков и подслеповатых пенсионеров. Теперь же, когда велосипедистам и иже с ними выделили на тротуаре отдельный коридор, бок о бок с пешеходной зоной, они, двухколесные, с полным правом летят по нему, как по проезжей части. И большую часть этих «байкеров» составляют все те же самокатчики и развозчики-­коробейники, одной рукой сжимающие руль, другой — навигатор (они и сами с трудом разъезжаются на своей половине).

Время — деньги. И развозчики подчас мчатся за пределами скоростного порога, который, как мы знаем, составляет для них 25 км/ч. Но какая камера зафиксирует это? Кто привлечет к ответственности? (Напомним, что, начиная с 25 марта сего года в Москве на кикшеринговые электросамокаты начали устанавливать регистрационные знаки, которые могут быть считаны камерами фотовидеофиксации. Но камеры ФВФ установлены только на дорогах; на тротуарах, во дворах и в парковых зонах, — то есть там, где происходит наибольшее число наездов симмеров на пешеходов, — камер нет).
В двух шагах, на проезжей части, стоят камеры, пристально отслеживающие скорость автомобилей и выписывающие штрафы нарушителям, тем самым сокращая число ДТП на проблемных участках. А на тротуаре, превращенном в импровизированную велопешеходную дорожку, разбирательства, а лучше сказать разборки, происходят уже по факту наезда, то есть ДТП. Ведь даже на разрешенной скорости в 25 км/ч можно нанести тяжелую травму человеку, заступившему за опасную черту. Толку от такой тротуарной разметки не больше, чем от намалеванного мелом круга, которым огораживал себя Хома Брут в известной повести Гоголя. Что показательно: большинство людей продолжают ходить по тротуару, как им угодно и где им удобно, — как бы нарочно не замечая ни знаков, ни разметки, ни велосипедных звонков, летящих им в спину, словно комья грязи. Даже молодые мамаши толкают коляски с грудничками по велополосе. А ну-ка, поди объясни им, что они нарушают.

Еще опаснее стало находиться в некоторых городских парках. Так, в столичном Измайловском, куда люди приходят отвлечься от суеты мегаполиса не только из окрестных районов, но и со всей Москвы, разветвленная сеть асфальтированных прогулочных дорожек общей протяженностью несколько километров, обустроенная лет двадцать назад, теперь «параллельно» выполняет функцию гоночной трассы (по-другому не скажешь). По выделенной полосе, в одном шаге от выбравшихся на природу семей, в том числе с маленькими детьми (того и гляди забегут за черту!), в едином непрерывном потоке, с ветерком, проносятся роллеры, скейтбордисты, электосамокатчики, велосипедисты на дорожных и горных моделях и даже мускулистые экипированные спортсмены на шоссейных снарядах. Последние, как показывает опыт, наиболее агрессивно настроены против «безлошадных». Стоит вой­ти в зону их влияния, как они начинают возмущаться, негодовать и, со скрипом притормозив, балансируя на сюрплясе, произносят краткую напутственную фразу в ваш адрес, используя русский словарный минимум.
А как быть, например, грибнику, который из лесу вышел на «пешеходную трассу», расчерченную белой светоотражающей полосой? По какой стороне ему брести с полным лукошком, — ведь он не в курсе дорожных знаков, установленных при входе и выходе из парка (ну и еще в нескольких, наиболее оживленных местах)? А вдруг через секунду он попадет под колесо какого-нибудь «шоссейника», разметав по асфальту весь свой урожай? И ведь сам же будет виновен: не соблюл предписания установленных знаков…
Люди привыкли к тому, что тротуар, как и прогулочная дорожка в парковой зоне, — место защищенное, своего рода островок, а лучше сказать, полоса безопасности. Зачем же превращать это место в зону конфликта? В полосу отчуждения?
Или нужно дождаться, чтобы кривая ДТП с участием велосипедистов и пешеходов достигла критической отметки и проблема приобрела государственный масштаб? И тогда мы (в который уж раз), признав свои ошибки, разработаем комплекс мер по их устранению и запустим проект — БКТ. Безопасные качественные тротуары.

Автор: Алексей Шлыков

Фото Андрея Струнина

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.