В Грозном состоялся Всероссийский съезд работников дорожного хозяйства «Дорога 2023».

В течение трех дней – с 11 по 13 октября – представители органов власти, научного и бизнес-сообщества, ведущие эксперты в области дорожного хозяйства обсуждали планы по выходу на новый уровень качества при строительстве, ремонте и реконструкции трасс. Ориентируясь на клиентоцентричный подход, Росавтодор намерен обращать пристальное внимание не только на ровность и долговечность покрытия, но и на комфорт передвижения по обновленным участкам. Этого требует рост потока туристов, а также развитие международного транспортного логистического коридора «Север – Юг» и автодорожного маршрута «Россия».

СИЛА ГОР

Организаторы выбрали Чеченскую Республику местом проведения мероприятия не случайно. Результаты опроса об удовлетворенности граждан качеством и доступностью дорог показывают, что именно этот регион занимает в рейтинге первое место.

«В регионе проведена огромная работа по восстановлению, строительству новых и реконструкции существующих дорог. Это стало возможным благодаря поддержке федеральных органов и главы Чеченской Республики. У вас будет возможность посмотреть и оценить нашу дорожную сеть, а также убедиться, что вложенные средства идут на благо людей», – обратился к участникам Всероссийского съезда работников дорожного хозяйства «Дорога 2023» заместитель председателя Правительства Чеченской Республики – министр автомобильных дорог ЧР Абубакар Тумхаджиев.

Отметим, что субъект РФ уделяет большое внимание развитию дорожной сети и в 2019 году подключился к реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». На данный момент дорожники уже завершили работы на всех запланированных 86 объектах общей протяженностью более 101 км. В частности, специалисты реконструировали мост через реку Ассу и капитально отремонтировали искусственные сооружения на подъездах к селам Кенхи и Гиляны.

Особое значение имеет и то, что трасса Р-217 «Кавказ» является частью международного транспортного логистического коридора «Север – Юг». Ради его успешной работы предлагается расширить до четырех полос участки магистрали, а также построить обходы городов Грозный, Гудермес, Хасавюрт и Дербент.

В целом до конца года республика намерена довести показатель соответствия дорог нормативу до 57,2%. При этом планируется продолжить работы на трассах туристических маршрутов.

ВВОД ОБЪЕКТОВ К ДНЮ РАБОТНИКОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Активная работа по строительству и реконструкции магистралей ведется по всей стране. На площадке Всероссийского съезда работников дорожного хозяйства «Дорога 2023» в формате телемоста руководитель Росавтодора Роман Новиков открыл движение на двух стратегически важных объектах. Дорожники ввели их в эксплуатацию досрочно – к профессиональному празднику. В церемонии открытия приняли участие Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов, заместитель председателя Правительства Чеченской Республики – министр автомобильных дорог ЧР Абубакар Тумхаджиев, а также представители субъектов РФ и подведомственных Росавтодору учреждений. 

«Я хочу всех поздравить с Днем работников дорожного хозяйства и по сложившейся традиции открыть ряд значимых для отрасли объектов, – заявил глава Росавтодора Роман Новиков. – В Снимок экрана 2023 11 08 в 6.20.12Татарстане мы запускаем движение по очень важному городскому объекту, который смог состояться благодаря целеустремленности руководства республики. Эта часть Вознесенского тракта – от улицы Гвардейской до проспекта Победы – делает еще более комфортным выезд из Казани и обеспечивает транспортную доступность».

Строительные работы завершены на участке Вознесенского тракта протяженностью 3,8 км в Советском районе города. За два года специалисты возвели шестиполосную магистраль, два тоннеля и три подземных перехода, установили современное освещение и шумозащитные экраны. Новый маршрут станет дополнительным выездом из города и существенно сократит время в пути по разным направлениям, в том числе в сторону аэропорта.

«В преддверии праздника мы запускаем движение на сложнейшем участке Вознесенского тракта стоимостью 13,4 млрд рублей, который был реализован нашими дорожниками с огромной поддержкой федерального центра», – присоединился к церемонии открытия глава республики Рустам Минниханов. В рамках второго этапа дорожные строители возведут еще один отрезок тракта длиной 7,5 км с пешеходными и надземными переходами, мостом через реку Ноксу и развязкой от проспекта Победы до федеральной трассы М-7 «Волга». В целом строительство дополнительного выезда из Казани общей протяженностью 11,3 км позволит разгрузить Мамадышский тракт и улучшить транспортную ситуацию в городской черте.

В Архангельске открыли движение по уникальному мосту с 25-метровым подъемным пролетом для обеспечения судоходства через левый рукав Северной Двины. Краснофлотская переправа имеет особое значение для жизнедеятельности всей столицы Поморья, так как обеспечивает перевозку не только пассажиров, но и грузов, идущих в Архангельский морской порт.

Мост через Северную Двину возвели в 1990 году. Искусственное сооружение приняло на себя основной грузо- и пассажиропоток в Архангельск. Однако стремительно растущий трафик привел к износу конструкции, поэтому было принято решение модернизировать объект. Правую часть отремонтировали в 2021-м, а капремонт левой начался почти 2,5 года назад. За это время был выполнен огромный объем работ: восстановлены пролетные строения и опоры, выполнено устройство сетей связи, электроснабжения, освещения, уложена новая гидроизоляция. Помимо этого, установлен новый механизм подъема разводного пролета.

«Я хочу поздравить всех строителей, кто непосредственно принимал участие в создании объектов, жителей Республики Татарстан и Архангельской области, пользователей аэропортов. Открытие данных объектов – это еще одно доказательство, что сегодня мы активно развиваем опорную сеть и увязываем все точки транспортного спроса. Всем большое спасибо за работу», – сказал Роман Новиков.

ДОРОГИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Деловую программу мероприятия Росавтодор посвятил детальному обсуждению нового клиентоцентричного подхода в сфере дорожного хозяйства. Федеральное дорожное агентство намерено не только вывести на первый план вопросы ровности и долговечности покрытия, но и перейти на новый уровень создания комфорта передвижения по обновленным участкам. Как отметил первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Андрей Костюк, сегодня качественные автомобильные дороги перестали ассоциироваться исключительно с ровным полотном. Понятие расширилось, и теперь пользователи ожидают, что вдоль магистралей появится комплексная технологическая среда с высоким уровнем сервиса, которая выходит далеко за пределы привычных комплексов автозаправочных станций.

Реализация такого подхода необходима и в свете развития внутреннего туризма. По оценкам экспертов, к 2035 году ожидается двукратное увеличение потока машин на автомобильных трассах, к чему должны быть готовы дорожная инфраструктура и объекты сервиса. Параллельно с этим в России развиваются новые логистические маршруты, пользователи которых также заинтересованы в обустройстве придорожной части. Помощник Президента России Игорь Левитин призвал участников мероприятия стремиться к созданию и исполнению единых стандартов качества и для федеральных, и для региональных дорог. «Автомобилистам должно быть одинаково комфортно совершить поездку как в пределах своего населенного пункта, так и во время многодневного путешествия по нашей стране. Подобная работа требует тщательной подготовки и кооперации усилий многих ведомств и организаций», – обозначил направление развития Игорь Левитин.

На данный момент на федеральных трассах работают 14 тысяч объектов сервиса. Однако участники съезда уверены, что этого недостаточно. В планах ‒ дополнить пятилетний план дорожной деятельности мероприятиями по созданию многофункциональных зон придорожного сервиса, чтобы подобные объекты вводились в эксплуатацию одновременно с обновленными участками трасс. Соответствующие допсоглашения к подписанным меморандумам о комплексном развитии будут заключены с каждым регионом. Отметим, что некоторые субъекты уже начали работу в данном направлении, например, концепции развития придорожной инфраструктуры приняты в Краснодарском крае и Республике Башкортостан.

В ходе мероприятия развернулась дискуссия о том, как должны выглядеть многофункциональные зоны в России, какие функции в себе совмещать и на каком удалении друг от друга располагаться. Участникам представили существующие варианты АЗС, совмещенные с предприятиями питания, гостиницами, гигиеническими комнатами и постирочными, зонами посадки медицинских вертолетов и пунктами осмотра водителей, отправляющихся в рейс. Помимо этого, у Росавтодора есть опыт создания фельдшерско-акушерских пунктов на трассе.

Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, генерал-лейтенант полиции Михаил Черников поддержал идею создания в составе объектов придорожной инфраструктуры городков для детей, где родители могли бы обучать ребят правилам дорожного движения во время остановки. Ожидается, что первые такие площадки появятся в Волгоградской области при содействии сети придорожных кафе «Баранка». При создании собственных комплексов компания уделает особое внимание воспитанию культуры молодого поколения, важности истории для нашего будущего.

Свою концепцию развития объектов придорожного сервиса представила ГК «Автодор». Председатель правления Вячеслав Петушенко отметил, что госкомпания уже приступила к ее реализации, поэтому на всем протяжении строящейся трассы М-12 «Восток» появятся объекты, совмещающие в себе функции автозаправочной станции, кафе, магазина и гигиенической зоны. Ожидается, что расстояние между ними составит порядка 50‒60 км.

В России нет оператора, который создавал бы многофункциональные зоны. Поэтому, как отметили в Росавтодоре, так важен процесс кооперации представителей власти и бизнеса. Ожидается, что к процессу подключатся и студенты высших учебных заведений. В ближайшее время они приступят к работе над проектами собственных объектов придорожного сервиса, а после направят их на общероссийский конкурс. По итогам обсуждения до конца года Федеральное дорожное агентство намерено разработать собственную концепцию создания многофункциональных комплексов вдоль федеральных и региональных магистралей, а после утверждения документа в профильном министерстве – представить документ общественности.

Участники дискуссии не обошли стороной и возможные трудности. В большинстве случаев инвесторам сложно получить земельный участок под строительство многофункциональной зоны. Кроме того, помощь государства требуется и в части компенсации затрат на техническое присоединение будущего объекта к системам электро-, газо- и водоснабжения. Эксперты внимательно изучили положительный опыт Республики Башкортостан, где местные власти уже сформировали банк земельных участков вдоль магистралей, из которого инвесторы без торгов могут получить территорию для реализации проекта. Более того, часть затрат компенсируют из местного бюджета.

Параллельно на площадке работала выставочная экспозиция, где свои наработки представили ведущие поставщики и производители спецтехники, материалов и оборудования.

СТАВКА НА ОБРАЗОВАНИЕ

Кадровой политике и подготовке молодых специалистов организаторы съезда уделили особое внимание, в том числе и потому, что мероприятие проводилось на площадке Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова. Само учебное заведение по праву считают уникальным, и дело не только в его богатой истории, начавшейся еще в 1920 году: это старейший в стране и в мире специализированный нефтяной вуз, прошедший путь от техникума до университета. Сейчас ГГНТУ выпускает специалистов в области добычи нефти, автоматики, госуправления, налогов, геодезии и строительства. На счету университета уникальные проекты, например, совместно с частной компанией вуз построил геотермальную станцию, которая работает на основе циркуляционной схемы использования глубинного тепла Земли.

Именно здесь участники Всероссийского съезда работников дорожного хозяйства провели дискуссию на тему «Пути совершенствования организации образовательного процесса вузов», в ходе которой обменялись опытом взаимодействия с работодателями в сфере дорожного хозяйства и формирования актуальных образовательных программ. Ректор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Артем Ажгиревич обратил внимание на дефицит кадров в дорожном образовании: «По данным

ФАУ «РОСДОРНИИ», к 2029 году дефицит специалистов с высшим образованием составит порядка 29 тысяч человек по стране, Москва же заявляет о потребности около 3 тысяч специалистов дорожного хозяйства ежегодно». В ходе обсуждения спикеры предложили пути решения проблемы нехватки специалистов-дорожников в стране при помощи тесного взаимодействия учебных заведений с работодателями, чтобы обеспечить прямой переход из вуза на предприятие.

Большая работа идет и в части трансформации образовательных программ на базе РУТ (МИИТ). Присутствующие акцентировали внимание на том, что представители всех заинтересованных образовательных организаций смогут принять участие в заседаниях Отраслевого учебно-методического центра образования в сфере дорожного хозяйства для координации совместных усилий в формировании национальной системы профильного образования. Кроме того, в рамках съезда были подписаны меморандум и соглашение о сотрудничестве с образовательными учреждениями.

 

Светлана Лянгасова.

Фото автора и ФДА «Росавтодор» 

Грозный – Москва.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.