Дорожники впервые тестируют технологию информационного моделирования на стадии строительства при возведении объектов на маршруте Казань — Екатеринбург в составе М‑12 «Восток». Специалисты продолжают отрабатывать инновационные подходы на строящейся магистрали М‑12 «Восток».
Так, при создании участка от Казани до Екатеринбурга ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» совместно с вендорами отрабатывает технологию информационного моделирования (ТИМ). Работы проходят в соответствии с поручением первого заместителя министра транспорта Российской Федерации А. А. Костюка от 11 марта 2021 года № АК‑58-пр об использовании технологии информационного моделирования при реализации объекта «Строительство автомобильной дороги М‑7 «Волга» Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа на участке обхода городов Нижнекамска и Набережных Челнов, Республика Татарстан».
Обход Нижнекамска и Набережных Челнов
Как рассказал Андрей Зенкин, заместитель главного инженера ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», ТИМ апробируют при строительстве обхода Нижнекамска и Набережных Челнов, реконструкции участка новой трассы до границы между республиками Татарстан и Башкортостан, возведении 22 пешеходных переходов, 16 мостов, 16 многофункциональных зон, 16 транспортных развязок и 22 путепроводов.
«В рамках этого объема строительства реализуется вся информационная модель, то есть 177 км дороги оцифрованы в ТИМах», — подчеркнул эксперт, добавляя, что сегодня все перечисленное собрано на единой карте с возможностью перехода к отдельным элементам и формированию дашбордов для дальнейшего мониторинга.
Напомним, продление скоростной трассы М‑12 на маршруте Казань — Екатеринбург предполагает создание нового направления существующей федеральной магистрали М‑7 «Волга» в Республике Татарстан со строительством обхода Нижнекамска и Набережных Челнов шириной в 4 полосы и длиной 80,48 км. Согласно проектной документации работы идут на территории Нижнекамского, Заинского и Тукаевского районов Республики Татарстан. На участках примыканий в одном уровне и съездов транспортных развязок будут устроены переходно-скоростные полосы шириной 3,75 м. Кроме того, на проектируемом участке автодороги специалисты возведут путепроводы и мосты, устроят водопропускные трубы, установят наружное освещение. Для электроснабжения объектов дорожной инфраструктуры здесь разместят блочные комплектные трансформаторные подстанции, а для защиты от транспортного шума в примыкающих к автомагистрали населенных пунктах установят акустические экраны. В водоохранных зонах рек и ручьев оборудуют локальные очистные сооружения. Трасса автомобильной дороги пересечет действующие сети водоснабжения и связи, распределительные газопроводы, кабельные и воздушные линии электропередачи, магистральные продуктопроводы, поэтому в ходе реализации проекта должны быть частично переустроены инженерные коммуникации.
Задача «Оцифровать»
При проведении работ дорожники получили задачу объединить все данные стадии «П» и «Р» в составе информационной модели, чтобы в дальнейшем ее можно было использовать как в процессе строительства, так и на этапе эксплуатации.
По сути, цифровизация представляет собой структурирование данных, собранных в единой среде и позволяющих осуществить доступ из любой точки модели к каждому документу. С применением двух вендорных программ (S‑info и Сlever) дорожники создали объединенную информационную модель, увязанную с контрактной ведомостью. Это дает возможность участникам процесса в динамике видеть весь ход выполнения строительно-монтажных работ, то есть, нажав на любой элемент в модели, можно перейти к привязанной документации, которая вышла из Главгосэкспертизы, а также изучить атрибутику документов, утверждающихся в процессе строительства.
В частности, на текущий момент уже проработано и в тестовом режиме происходит рассмотрение проектной и рабочей документации. Кроме того, вендоры создали возможность внесения изменений в раздел «Рабочая документация» и их согласования с применением электронной цифровой подписи.
Сейчас IT‑специалисты работают над тем, чтобы участники процесса могли утверждать производство работ внутри системы. Так, по завершении наладки модуля каждый получит возможность изучить весь объем рабочей документации и подписать электронной цифровой подписью. При этом будет реализована возможность идентификации каждой подписи. Наведя курсор на QR‑код, человек сможет получить подтверждение, что данный лист документа был подписан конкретной электронной цифровой подписью в определенный период времени.
Готовые акты журналов авторского надзора и строительного контроля уже формируются внутри системы. Цифровые документы также связаны с контрактной ведомостью, с выполнением КС и позволяют набирать в полуавтоматическом режиме практически весь необходимый перечень работ. После прохождения всех стадий согласования на документе собираются все электронные цифровые подписи, которые так же легитимны, как и живые.
Исполнительная документация пока загружается в сканированном pdf-формате, но в дальнейшем при развитии платформы появится возможность получать все данные в цифровом формате без бумажных носителей.
Формы КС‑2 и КС‑3 на текущий момент подписываются в полновесном формате. При этом участники видят, к каким документам привязаны все работы, как связаны с исполнительной документацией, контрактной ведомостью и журналом общих работ. Однако в тестовом режиме на нескольких подрядчиках протестировано подписание КС внутри системы. Сейчас ведется работа с тем, чтобы документы автоматически выгружались в машиночитаемом виде и интегрировались с общей системой.
Инструменты мониторинга: дашборды и отчеты
В целях контроля планового и фактического объемов выполнения работ разработаны месячные и недельные графики производства работ, а также завершена настройка возможности их автоматического формирования на основании данных, вносимых в систему подрядными и субподрядными организациями.
Для мониторинга программисты предложили использовать дашборды. В этой форме за 5–7 минут можно получить необходимый отчет или увидеть полный срез по конкретному контракту и даже по полному портфелю объектов. Структурированная информация дает возможность видеть все элементы, включая уже подписанные документы, ход их исполнения или этапы согласования. Другими словами, из созданной информационной модели объектов можно получать отчеты, которые подготавливаются автоматически по заранее настроенным шаблонам. Эти отчеты можно получать в виде файлов pdf или в редактируемых текстовых или табличных редакторах. Есть возможность получить и сводную информацию по выпуску рабочей документации, выполнению и приемке строительно-монтажных работ. Кроме интерактивных дашбордов, можно получать аналитические выборки и представлять их в виде настраиваемых интерактивных форматов, позволяющих получить обобщенную информацию в виде таблиц, графиков, диаграмм и фотоматериалов. Важно и то, что вендоры предусмотрели возможность делиться отчетами, отправив ссылку или QR‑код собеседнику.
Эффекты цифровизации
В ходе тестового внедрения технологии дорожники вместе с вендорами смогли внутри системы осуществить взаимодействие между всеми участниками процесса: заказчиком, подрядчиком, исполнителями авторского надзора и строительного контроля. Также удалось наладить прохождение всех документов в электронном виде, начиная от рабочей документации, которую загружает проектировщик. Кроме того, в тестовом режиме были пройдены полные согласования томов рабочей документации с рассмотрением и отклонением замечаний, а также подписание всеми участниками процесса рабочей документации, вплоть до утверждения производства работ.
«Задача — уйти от бумажных носителей. Все участники процесса посмотрели рабочую документацию, поставили свои визы об отсутствии замечаний к представленным документам, после чего закрепленный сотрудник утвердит производство работ. Далее документацию можно выпускать и печатать в нужном количестве копий. Мы уходим от вагонов бумажных коробок, которые нужно в большом объеме подписывать, — говорит Андрей Зенкин. — Зачем это нужно? Удаленность Набережных Челнов от Казани 250 км, а до самой дальней точки еще 100 км, поэтому подрядчику необходимо проехать за день 800–900 км, просто чтобы собрать живые подписи на документе, который уже всеми просмотрен, а все замечания устранены. Новый подход дает возможность подписать документ за 1–1,5 часа, занимаясь параллельной работой».
Факторы сдерживания
При широком внедрении информационных решений дорожной отрасли пока не удалось решить вопрос соответствия темпов выгрузки рабочей документации, которые иногда отстают от фактических обстоятельств на линии. И это является одним из препятствий на пути масштабирования в части применения технологии информационного моделирования.
Есть вопросы и о стоимости работы в части создания и ведения информационной модели. Как пояснил Андрей Зенкин, дорожники получили возможность включать расходы в смету только в 2024-м. Напомним, 28 марта этого года был опубликован приказ Минстроя России от 30 января 2024 № 55/пр о внесении изменений в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (утв. приказом Минстроя от 4 августа 2020 г. № 421/пр). В состав значительного количества правок впервые вошел алгоритм расчета затрат застройщика, технического заказчика, лица, обеспечивающего или осуществляющего подготовку обоснования инвестиций, и (или) лица, за эксплуатацию объекта капитального строительства, на формирование и ведение информационной модели при осуществлении строительства.
Впрочем, все перечисленное не останавливает специалистов дорожного дела от апробирования информационной модели уже на стадии эксплуатации. Как подчеркнул Кайрат Турсунбеков, начальник Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора, заказчик в лице ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» стал пионером в области использования ТИМ не только на стадии проектирования, но и на этапе строительства. Далее планируется изучить возможности технологии в процессе содержания автомобильной дороги и объектов транспортной инфраструктуры.
Светлана Лянгасова
Иллюстрации ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»