В преддверии Дня работника транспорта в Москве прошел XVIII Международный форум-выставка «Транспорт России». По традиции, сложившейся 18 лет назад, Транспортная неделя проходит в дни создания единого транспортного ведомства.

20 ноября 1809 года начало работу Управление водяных и сухопутных коммуникаций, которое сегодня представлено Министерством транспорта Российской Федерации. Тогда же — 215 лет назад — появились Корпус инженеров путей сообщения и соответствующий институт, что в дальнейшем предопределило развитие отрасли.

Сегодня перед транспортниками стоят масштабные задачи по расширению и стабильной работе международных коридоров, модернизации аэропортовой инфраструктуры, строительству новых автомобильных трасс и ремонту улично-­дорожной сети. Реализацию задуманного в деталях обсудили на полях Транспортной недели. Мероприятие прошло с 19 по 21 ноября в Гостином дворе.

Достижения нацпроекта

Ежегодно государство вкладывает свыше 1,5 трлн руб­лей в развитие транспортного сектора и создание необходимой инфраструктуры в регионах. И это дает свои плоды. На полях Транспортной недели премьер-­министр Михаил Мишустин дал старт движению сразу на трех значимых объектах. В Иркутской области дорожники завершили работы по возведению обхода Усолья-­Сибирского и Тельмы на Р‑255 «Сибирь». Четырехполосный участок стал продолжением обхода Ангарска, увеличив его пропускную способность до 30 тысяч автомобилей в сутки. Спустя несколько минут в этом же регионе был открыт отрезок единственной федеральной магистрали, ведущей к озеру Байкал: Р‑258 Иркутск — Улан-­Удэ — Чита, где установили металлическое барьерное ограждение, шумозащитные экраны и электроосвещение, а также устроили подземный пешеходный переход в населенный пункт Моты. В завершение церемонии председатель Правительства России запустил движение на подъезде к Перми — этот участок М‑7 «Волга» теперь расширен до четырех полос.

«Наш Президент особо подчеркивал необходимость наращивания возможностей транспортного комплекса, чтобы он стал более эффективным, более современным. Ведь от его четкой и слаженной, надежной работы во многом зависит качество жизни людей, рост промышленности, туризма и торгового оборота, укрепление всей национальной экономики», — заявил Михаил Мишустин.

Существенный вклад в развитие отрасли внес один из самых узнаваемых нацпроектов — БКД. За шесть лет его действия в надлежащее состояние приведено не менее 85% городских и 54% региональных трасс. В общей сложности специалисты построили, реконструировали и отремонтировали более 150 тыс. км дорог, привели в нормативное состояние дорожную сеть 105 крупнейших городских агломераций.

«С 2018 года уложен почти 1 млрд кв. м асфальтобетона. Это очень большие объемы. Хочу сказать огромное спасибо всем работникам транспортной отрасли. В целом нам удалось справиться со всеми задачами», — отметил вице-премьер Марат Хуснуллин, выступая на пленарной дискуссии «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы».

В числе лидеров БКД — 18 регионов. За достижение наилучших показателей нацпроекта дипломы и символические «Золотые катки» получили представители Амурской, Архангельской, Владимирской, Курской, Оренбургской, Рязанской, Челябинской и Ярославской областей, республик Адыгея, Дагестан, Коми, Хакасия, Чеченской Республики, Ханты-­Мансийского и Ямало-­Ненецкого автономных округов. Аналогичных наград будут удостоены проектные офисы Сахалинской и Волгоградской областей, Кемеровской области — Кузбасса.

Кроме того, на высшем уровне был отмечен профессионализм и эффективное взаимодействие проектных команд Белгородской, Новгородской и Свердловской областей, Республики Татарстан и Хабаровского края, а также подведомственных Росавтодору ФКУ Упрдор Москва — Харьков, ФКУ Упрдор «Россия», ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», ФКУ «Уралуправтодор» и ФКУ ДСД «Дальний Восток».

Национальный транспортный каркас

В следующие шесть лет системная работа по развитию дорожно-­транспортной инфраструктуры продолжится уже в рамках новых национальных проектов «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система». При этом значительная часть работ пройдет в регионах.

«В рамках реализации указа Президента Правительством Российской Федерации сегодня формируются новые национальные проекты. Мы с вами встречаемся буквально в дни, когда федеральные органы исполнительной власти направили в проектный комитет правительства на утверждение финальную редакцию национальных проектов. Такие масштабные нацпроекты, безусловно, было сложно сформировать, но мы с задачей в короткие сроки справились», — отметил министр транспорта Роман Старовой­т.

Дорожникам предстоит продлить новую магистраль М‑12 «Восток» до Екатеринбурга и далее — до Тюмени, привести в нормативное состояние многие километры федеральной и региональной сети, улично-­дорожную сеть опорных населенных пунктов, а также модернизировать инфраструктуру не менее 75 аэродромов и углубить русла основных рек для возобновления работы речного транспорта, который поможет разгрузить железные и автомобильные дороги. В соответствии с решением правительства создается национальный транспортный каркас, обеспечивающий как внешнеторговые потоки, так и устойчивое развитие территорий.

Здесь же — на полях Транспортной недели — субъекты презентовали перспективные проекты, которым предстоит побороться за государственные или частные инвестиции.

Одним из победителей уже стала Омская область. Из федерального бюджета и от концессионера регион получит средства на возведение Северного обхода Омска стоимостью около 63 млрд руб­лей. Новый объект протяженностью 62,6 км будет включать в себя многочисленные дорожные развязки, мостовые переходы и путепроводы. По словам губернатора региона Виталия Хоценко, дорога призвана стать частью нового маршрута М‑12 «Восток» и свяжет два направления Омск — Тюмень и Омск — Новосибирск, что не только выведет транзитный транспорт за пределы города, но и сократит его пробег между Тюменью и Новосибирском более чем на 20 км. На данный момент проект проходит экспертизу, а работы планируется начать в 2025 году. Помимо этого, власти намерены по концессии достроить аэропорт Омск-­Федеровка, начатый еще во времена Советского Союза, и улучшить судоходность реки Иртыш, по которой грузы пойдут как в направлении Казахстана и Китая, так и к Северному морскому пути.

На северо-­западе страны продолжается возведение Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). В 2025 году группа ВТБ намерена сдать в эксплуатацию первый этап в виде Витебской развязки длиной 2,6 км в Санкт-­Петербурге и приступить к следующим отрезкам. На полях Транспортной недели в присутствии министра транспорта Романа Старовой­та было подписано концессионное соглашение о строительстве второго, третьего и четвертого этапов 32-километровой магистрали. Стоимость работ оценивается в сумму порядка 241 млрд руб­лей, из которых капитальный грант составляет 159,2 млрд руб­лей, в том числе федеральные средства — 90 млрд руб­лей. В целом строительство объекта планируется завершить в первом квартале 2031 года. Автомобильная дорога в Санкт-­Петербурге и Ленинградской области пройдет от Западного скоростного диаметра до территорий внутри промышленного пояса южной планировочной зоны и продлится вдоль северного железнодорожного полукольца по Красногвардейскому, Невскому, Фрунзенскому, Московскому, Кировскому районам до примыкания к КАД севернее города Кудрово (Ленобласть) и далее проследует до пересечения с Мурманским шоссе. Магистраль обеспечит связь морских портов Ленинградской области и Санкт-­Петербурга с Мурманским шоссе и будет способствовать снижению нагрузки на федеральную дорожную сеть (путем перераспределения транспортных потоков с Мурманского шоссе на стыке с городом), а в будущем обеспечит подключение региональной дорожной сети к перспективной КАД‑2. Кроме того, трасса сделает более доступными территории массовой застройки Всеволожского района (Колтуши, Разметелево, Мяглово, Новосаратовка), где ежегодно вводится более 1 млн квадратных метров жилья.

Помимо этого, в Северной столице планируется построить еще одну скоростную магистраль — КАД‑2 протяженностью 87,7 км. Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-­Петербурга и Ленинградской области представила на выставке первый участок будущей кольцевой автодороги от М‑11 «Москва — Санкт-­Петербург» до деревни Кузьмолово предварительной стоимостью в 174,4 млрд руб­лей. На данный момент первый этап КАД‑2 находится на стадии проектирования, а начало строительно-­монтажных работ намечено на 2027 год.

Перспективные проекты презентовала и Республика Башкирия, где предлагается построить сразу три объекта в границах города-­миллионника Уфы. В связи с активной застройкой микрорайонов Кузнецовский затон, Нагаево, Акбердино и других, расположенных в южной части, с транспортным потоком в 25 тысяч автомобилей в сутки не справляется существующая улица Пугачева. Для решения проблемы предлагается реконструировать ее участок протяженностью 2,5 км, капитально отремонтировать старый мост через реку Белая, а также построить новую улицу Генерала Рыленко длиной 1,2 км и вантовый мостовой переход в микрорайоне Кузнецовский затон до участка трассы Уфа — Аэропорт. Общая стоимость работ оценивается в 58 млрд руб­лей.

Впрочем, самый крупный транспортный объект будущего предстоит построить не на государственные средства. Возведение высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-­Петербург пройдет с привлечением частных инвестиций. К реализации проекта стоимостью 2,349 трлн руб­лей привлечены лучшие силы. На данный момент уже 300 предприятий задействованы в создании отечественного подвижного состава, а для строительства самой высокоскоростной линии «Нацпроектстрою» предстоит возвести по ходу следования множество заводов по производству балок и других строительных элементов, чтобы создать надежную дорогу с просадкой не более 15 мм на весь 50-летний период эксплуатации. С такими сложными технологическими вызовами отрасль сталкивается впервые.

Как подчеркнул министр транспорта России Роман Старовой­т, символично, что в 2024 году юбилей празднует не только единое транспортное ведомство, но и закон «О концессии».

«Благодаря реализации проекта будет сделан огромный рывок в технологиях, промышленности, образовании и науке. Опираясь исключительно на отечественные решения, должны появиться совершенно новые промышленные площадки. Вызов кратно возрастает. Конечно, команда, которая сегодня работает над созданием ВСМ, имеет у себя за плечами большой опыт реализации других сложных, крупных проектов. Поэтому мы все рассчитываем на успех», — подчеркнул Роман Старовой­т, добавив, что после строительства магистрали наша страна вой­дет в элитарный круг государств, где запущено высокоскоростное движение.

Светлана Лянгасова

Фото: government.ru, mintrans.gov.ru,
Николай Василенко

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.