Зима — настоящее испытание для автомобилистов и пешеходов, дорожной полиции и дорожных служб, автомобилей и самих дорог. И это не фигура речи.

Начиная с 1930-х годов в нашей стране стали применять смесь песка и технической соли в качестве противогололедного средства. Эффект превзошел все ожидания, однако обнаружились и минусы. 

Засоление почвы, коррозия металла, разрушение полотна под действием агрессивной среды — вот лишь небольшой перечень проблем, вызванных применением этого рода химии. Ко всему прочему медики забили тревогу: при использовании реагентов количество вредных веществ на уровне дыхания в разы превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК), а это сказывается на здоровье человека, в особенности детей.

С годами ученые научились получать экологически чистые противогололедные составы, однако никто не сбрасывает со счетов традиционные способы очистки дорог — с использованием снегоуборочной техники. Но и здесь не все гладко! Если снег идет сутки напролет, не переставая, польза от техники невелика: дорогу быстро заносит, она покрывается льдом. Стало быть, надо снова прибегать к «химии».

Забот много, особенно в городах с плотным трафиком. Скажем, по улице прошла вереница грейдеров, они отвалили снег, но, если его не вывезти, он образует в крайнем правом ряду сугробы, что сократит ширину проезжей части. Автобусы, троллейбусы и такси, вместо того чтобы ехать по выделенке, пойдут в общем потоке, что только усугубит ситуацию. Снег мало собрать, его нужно эвакуировать, а для этого требуются дополнительные мощности — снегопогрузчики и самосвалы, а также снегоплавильные станции, которых вечно не хватает…

Одна из острых проблем в зимний период — плохая видимость наземных пешеходных переходов. Снежный покров их скрывает, и некоторые невнимательные водители, особенно в темное время суток (а оно к середине декабря, например, в Москве достигает 17 часов), не сбавляют скорость у зебры. Сегодня все большее число улиц оборудуется проекционными переходами. Но это не умаляет роль муниципальных служб, которые должны обеспечивать удовлетворительную видимость дорожной разметки. На скользкой дороге пешеходам, особенно преклонного возраста, требуется больше времени для пересечения проезжей части. Вероятно, зимой следует увеличивать интервал «зеленого коридора». Одним из путей решения этой проблемы станет обустройство умных светофоров на зебрах.

Раз уж мы заговорили о пешеходах, то нельзя не сказать о тротуарах и дворовых проездах. Тротуар — элемент дороги, сказано в ПДД. Более того, в последнее время он стал «проезжей частью» для СИМ и электровелосипедов. Тротуары необходимо регулярно очищать от снега и льда, в противном случае они становятся зоной повышенной опасности. То же касается и дворовых проездов, то есть жилой зоны. Здесь движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части (ПДД 17.1). Одновременно по проезжей части движутся транспортные средства, согласно правилам, со скоростью не более 20 км/ч (ПДД 10.2). Однако и такой скорости достаточно, чтобы машина пошла юзом — если под колесами лед. Замечено, что в зимний период число ДТП во дворах возрастает в разы.

К сожалению, оно возрастает и за пределами города. Службы Федерального дорожного агентства, Госкомпании «Автодор», региональных дорожных организаций делают все возможное, чтобы минимизировать вероятность возникновения аварийных ситуаций на подведомственных им трассах. Снег и лед убираются с использованием спецтехники, причем не только с проезжей части, но и с обочины. Тщательным образом производится очистка дорожных знаков и барьерных ограждений со светоотражающими элементами (катафотами). Под особым контролем — железнодорожные переезды.

В местах с повышенным режимом ветра в придорожных полосах возводятся снегозадерживающие конструкции (щиты, сетки), «работают» лесопосадки из ветроустойчивых пород деревьев и кустарников. В горных районах ведутся противолавинные мероприятия, как пассивные (обустройство защитных барьеров, лотков, дамб, галерей), так и активные (принудительное обрушение снега со склонов). Все трассы в Российской Федерации, без исключения, оборудованы электронными табло, которые выдают сообщения о текущей метеообстановке на маршруте, а также краткосрочные прогнозы. Не стоит игнорировать эту информацию!

Обеспечение безопасности на зимних дорогах — это забота не только высоких чиновников, полицейских, инженеров, операторов АСУДД, аварийных комиссаров и коммунальщиков. Все участники дорожного движения в ответе за безопасность, и прежде всего — водители.

Умение управлять машиной на зимней дороге приходит с опытом. Но есть три заповеди, которые должен неукоснительно выполнять каждый водитель, как новичок, так и со стажем. Первая: на заснеженной или обледенелой трассе, во время снегопада и при поземке необходимо снизить скорость и перестроиться в крайний правый ряд. Вторая: категорически исключить резкое торможение. И третья: держать дистанцию. Если на «сухой» летней дороге она численно может быть равна половине скорости движения (100 км/ч — дистанция 50 м), то зимой ее следует увеличить вдвое. Береженого Бог бережет.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.