Дороги Чеченской Республики стремятся к мировым стандартам.

За прошедшие годы в Чеченской Республике выполнен огромный объем работ по восстановлению, строительству, реконструкции и ремонту объектов дорожного хозяйства, благодаря чему значительно улучшилось состояние дорожной сети. Если на начало 2023 года доля региональных трасс, соответствующих нормативным требованиям, составляла 56%, то на сегодняшний день она достигла отметки в 57,2%, а по Грозненской агломерации показатель достиг 76,9% (это запланированные показатели).

«Это огромный прорыв, если учитывать, что объекты дорожного хозяйства были разрушены на 80%, — говорит заместитель председателя Правительства ЧР — министр автомобильных дорог ЧР Абубакар Тумхаджиев. — Улучшение состояния дорожной сети, безусловно, положительно сказалось на социально-экономическом развитии республики, на качестве жизни людей».

БОЛЬШИЕ ПРОЕКТЫ 2023‑ГО

В Чеченской Республике, как и в большинстве регионов России, основная нагрузка по транспортным перевозкам ложится на автомобильные перевозки (по республике они составляют до 90%).

В 2023 году в рамках госпрограммы «Развитие дорожной отрасли Чеченской Республики» Министерство автомобильных дорог ЧР провело работы на 105 объектах. За это время специалисты привели в порядок 8 мостов (494,15 пог. м), провели работы по строительству и реконструкции на трех участках трасс (18,9 км), капитальный ремонт — на десяти отрезках (52,4 км), ремонт на 43 участках автодорог (184,7 км) и аварийно-восстановительные работы на 41 объекте.

К числу особо значимых объектов 2023 года относится реконструкция двух автомобильных мостов. Первый через реку Асса в селе Самашки в Ачхой-Мартановском районе длиной 102,6 м, который связывает населенный пункт с соседними селами Новый-Шарой, Давыденко и другими селами Ачхой-Мартановского, Урус-Мартановского и Надтеречного районов, также обеспечивает выход к федеральной трассе Р‑217 «Кавказ».

Вторая переправа введена в эксплуатацию на автодороге Сары-Су — Восход — граница с Дагестаном протяженностью 35 пог. м. Очень важными являются три участка региональных дорог: подъезд к селу Гехи-Чу (5,8 км), Братское — Надтеречное — Правобережное (3 км), Ассиновская — Ачхой-Мартан — Урус-Мартан — Старые Атаги (3,7 км), на которых произведен капитальный ремонт.

Завершен ремонт на 28 километрах региональной трассы Ищерская — Червленная, которая входит в опорную сеть дорог Российской Федерации и имеет стратегическое значение для республики, так как по ней осуществляется маршрутное сообщение с Республикой Дагестан, Ставропольским краем, Северной Осетией — Аланией и Кабардино-Балкарской Республикой. Дорога была построена в 50‑е годы прошлого столетия, а в 2019 году специалисты приступили к ее восстановлению. В настоящее время она полностью приведена в нормативное состояние.

БЕЗОПАСНЫЕ И ДОСТУПНЫЕ ДОРОГИ

Важное значение в достижении качественных показателей состояния дорожной сети имеет реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В Чеченской Республике он реализуется с 2019 года, и за прошедшие четыре года подрядные организации привели в нормативное состояние 362 км дорог, из которых 110 км входят в региональную дорожную сеть, а 252 км находятся в составе городской агломерации.

В 2023 году реализация мероприятий нацпроекта завершена досрочно — до 1 октября. Работы шли на тринадцати объектах, и в нормативное состояние приведено 102 км дорог и 4 моста. В рамках регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в Грозненской городской агломерации подрядчики работали на 74 объектах общей протяженностью более 56 км, подавляющая часть из которых расположена непосредственно в границах города Грозный, а еще 12 — в городе Аргун.

Ремонтные работы на всех дорожных объектах нацпроекта выполнены с применением новых технологий, благодаря которым улучшены эксплуатационные характеристики дорожного покрытия. В рамках реализации регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» на региональных дорогах в 2023 году установлено пять камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

По словам Абубакара Тумхаджиева, все объекты дорожного хозяйства, вместе взятые, это единый организм: «Каждый объект имеет свое назначение, а дороги — это как кровеносная система. Если какая‑то часть системы не работает, то страдает весь организм, поэтому для нас важен каждый объект и каждый вид работ».

В министерстве уточняют, что проведена большая работа, она заметна и ощутима. Вместе с тем требования к состоянию транспортной сети с каждым годом растут. Они выходят на новую ступень, и наряду с транспортно-эксплуатационными требованиями к объектам дорожного хозяйства предъявляются более высокие требования в части создания комфортных условий для участников дорожного движения.

Особое внимание местные власти уделяют строительству обходов населенных пунктов. Дело в том, что города и села республики плотно населены и центральные улицы не соответствуют пропускной способности, поэтому есть острая необходимость в создании объездных дорог. За предыдущие годы построено 11 обходов населенных пунктов. В текущем году в рамках госпрограммы дорожники приступили к строительству обхода села Сержень-Юрт в Шалинском районе, ведущего к туристическим объектам — озеру Кезеной-Ам и средневековому селению Хой. Министерство и далее поэтапно планирует разгружать центральные дороги в населенных пунктах.

Наиболее сложными в выполнении работ являются объекты, расположенные в горных районах, где трудности связаны со стесненными условиями. Отметим, что на таких территориях расположено более 40% дорог республики. И на них часто происходят оползни, обвалы, камнепады, селевые стоки. По понятным причинам строить и содержать мосты в горных районах очень сложно, но дорожники с этим отлично справляются. К примеру, в текущем году капитально отремонтированы два искусственных сооружения: в августе после капитального ремонта введен в эксплуатацию мост в селе Гиляны в горном Ножай-Юртовском районе. Данная переправа через реку Ярык-Су соединила две части села Гиляны и обеспечила доступ к общеобразовательной школе № 2. Новое сооружение прослужит жителям села долгие годы и сделает их жизнь намного комфортнее. Также введен в эксплуатацию после капитального ремонта мост в самом отдаленном селе Кенхи Шаройского района. Объект имеет особое значение для жителей этого высокогорного села, так как связывает его с другими населенными пунктами района и республики в целом. Благодаря новой переправе местные жители могут быть уверены, что в период сильных дождей будет обеспечен бесперебойный проезд через реку Кенхи. Кроме того, что немаловажно, проезд в детсад и в школу для детей верхней части села будет более безопасным и комфортным.

УДОБСТВО ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ

Чеченская Республика — красивый и привлекательный регион. Природа щедро одарила его красотами и завораживающими пейзажами. Особенно привлекательными являются горные районы. Например, в Итум-Калинском районе расположен всесезонный туристический комплекс «Ведучи», включенный в туристический кластер Северного Кавказа. В этом же направлении — красивейшие водопады, историко-архитектурные памятники. В Веденском районе находится высокогорное озеро Кезеной-Ам, недалеко от него место паломничества сотен тысяч мусульман — святыня Зиярт матери шейха Кунта-Хаджи Кишиева. Помимо этого, в Чеченскую Республику туристов привлекают мечети прекрасной архитектуры, высотные здания, проспекты, торгово-развлекательные объекты и многое другое, что сильно развивает туристическую деятельность.

По пути следования маршрутных направлений возводятся благоустроенные автопавильоны (в том числе с учетом потребности маломобильных групп населения), на дорогах размещают информационные щиты с указанием населенных пунктов на трех языках: русском, английском и чеченском, а также устанавливают указатели маршрута и принимаются меры по обустройству дорог санитарными зонами.

В целом на балансе министерства находятся дороги регионального значения протяженностью 3131,9 км, в том числе с асфальтобетонным покрытием — 1834 км, гравийным — 1141,5 км, грунтовым покрытием — 155,8 км. На данной сети расположено 253 моста (8256 пог. м).

Как известно, в Чеченской Республике в октябре на базе ГГНТУ им. М. Д. Миллионщикова прошел первый Всероссийский съезд работников дорожного хозяйства «Дороги 2023». Это крупнейшее отраслевое событие объединило на одной площадке экспертов, представителей органов власти, научного и бизнес-сообщества, ведущих экспертов дорожного хозяйства и студентов профильных учебных заведений. Для проведения съезда такого масштаба Чеченская Республика была выбрана не случайно. По реализации в регионе национального проекта «Безопасные качественные дороги» Чеченская Республика с 2019 года в числе лидеров. По удовлетворенности населения качеством и доступностью дорог республика на первом месте. В этом году произошло еще одно примечательное событие — Министерству автомобильных дорог исполнилось 15 лет со дня образования. За эти годы в республике построено и реконструировано 103 моста протяженностью 4663 пог. м и 576,5 км автодорог, произведен капитальный ремонт и ремонт на 1523,5 км участков трасс, в том числе в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» за период с 2019 по 2023 год в нормативное состояние приведено более 460 км дорог: на региональной сети — 155 км, на улично-дорожной сети Грозненской городской агломерации (города Грозный и Аргун) — 308 км. Также в рамках нацпроекта в республике приведено в нормативное состояние 11 мостов.

Успехи, достигнутые в дорожной отрасли за 15 лет, обеспечили дорогам Чеченской Республики имидж самых лучших дорог на Северном Кавказе, а также среди большинства регионов России. Абубакар Тумхаджиев отмечает, что дорожники с честью выполняют задачу, поставленную перед ними Главой Чеченской Республики, Героем России Рамзаном Ахматовичем Кадыровым: «Дороги Чеченской Республики должны быть лучшими в России и соответствовать мировым стандартам».

Светлана Лянгасова.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.