защемленные и незащемленные

Для повышения безопасности участников дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования, для разделения встречных потоков транспортных средств, а также защиты от бокового съезда широко применяются железобетонные дорожные ограждения парапетного типа.

Статья 11.3 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» гласит: «При проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения». Учитывая это требование, все виды железобетонных парапетных ограждений по степени безопасности можно разделить на две группы – защемленные и незащемленные. Такое разделение обусловлено имеющимися различиями в принципе их работы.

К группе защемленных ограждений относятся сборные и монолитные железобетонные ограждения.

Сборные защемленные ограждения крепятся к дорожной одежде либо фиксируются в ее верхних слоях, блоки крепятся между собой соединением, обеспечивающим удерживающую способность в комплексе с защемлением.

В монолитном ограждении, имеющем армирование (армокаркас), нарезаются деформационные швы с сохранением непрерывности армирования. То есть защемленные железобетонные парапетные ограждения фактически представляют сбетонную стену, зафиксированную к покрытию.

Незащемленное парапетное ограждение монтируется на покрытие без фиксации к нему, представляя собой неразрывную цепь, имеющую высокую прочность в момент растяжения за счет стяжной ленты в блоках ограждения и шарнирного соединения ленты (блоков). При наезде автомобиля энергия удара распределяется между всеми конструктивными элементами, что предотвращает разрыв цепи, а шарнирный элемент и отсутствие фиксации к основанию создает возможность ограждению смещаться. Таким образом, незащемленное железобетонное парапетное ограждение сочетает в себе лучшие характеристики как жестких защемленных железобетонных парапетных ограждений в части обеспечения удерживающей способности, так и металлических барьерных, способных при наезде транспортных средств гасить энергию удара за счет смещения, уменьшать индекс тяжести травмирования, сохранять жизненное пространство внутри салона автомобиля.

У разных видов парапетных ограждений есть свои плюсы и недостатки, а также общие преимущества над другими типами ограждений.

Преимущества парапетных ограждений над другими типами ограждений:

  • надежно обеспечивают заявленную удерживающую способность;
  • выдерживают длительное воздействие сложных погодных условий и агрессивных сред;
  • обеспечивают отсутствие повреждений при незначительных и средних ударах;
  • низкие эксплуатационные затраты;
  • обеспечивают более существенную безопасность для мотоциклистов;
  • при установке на обочинах автомобильных дорог исключают опасность гибели мигрирующих животных;
  • минимизируют повреждения транспортного средства при наезде на ограждение, особенно при малой и средней энергии удара.

Общие недостатки парапетных ограждений по отношению к другим типам ограждений:

  • необходимость наличия в рамках содержания автомобильных дорог специализированной снегоуборочной техники;
  • сложность или невозможность установки на автомобильных дорогах с кривыми малого радиуса в плане и профиле, особенно при установке на пересечениях и примыканиях;
  • при установке по оси автомобильных дорог представляют опасность для мигрирующих животных.

Недостатки сборного защемленного железобетонного парапетного ограждения в сравнении с незащемленным:

  • более высокий индекс тяжести травмирования;
  • необходимо выполнять работы по защемлению, что влечет за собой дополнительные затраты и работы, требующие для достижения заявленной удерживающей способности ограждения тщательного контроля технадзором;
  • замок не обеспечивает достаточные радиусы в плане и особенно в профиле при минимальных радиусах дорожного полотна в рамках ГОСТов;
  • не может использоваться как временное из-за недостаточной функциональности соединительного элемента, необходимости защемления;
  • низкая пригодность к повторному применению;
  • трудоемкость мероприятий и действий при необходимости выполнения работ по организации временной схемы дорожного движения с помощью защемленного ограждения;
  • не предполагает всепогодности монтажа без дополнительных трудозатрат (гололед, снег) для обеспечения требуемого качества работ по защемлению.

Недостатки монолитного железобетонного парапетного ограждения в сравнении с незащемленным:

  • высокий индекс травмирования по сравнению со сборными защемленными и тем более незащемленными парапетными ограждениями;
  • ограниченная по временам года возможность применения технологии, особенно в центральных и северных регионах России;
  • применение начального/конечного элементов от других видов, типов ограждений;
  • более низкое качество изделия, сразу после изготовлентребующее ремонтных работ, дополнительных финансовых затрат;
  • необходимость нарезки деформационных швов;
  • высокая трудоемкость мероприятий и действий при необходимости работ по организации временной схемы дорожного движения (в случае перезапуска транспортных потоков);
  • невозможность повторного применения;
  • невозможность использования в качестве временного;
  • дорогостоящий демонтаж;
  • выполнение гидрофобизации ограждения на строительной площадке снижает ее эффективность и, как следствие, срок службы ограждения.

Незащемленное парапетное ограждение выставляется непосредственно на дорожное покрытие или другую подготовленную поверхность, представляет собой единую ленту железобетонных блоков, сопряженных шарнирным замком, что и обусловливает его преимущества перед другими парапетными ограждениями:

  • более низкий индекс тяжести травмирования в сравнении с прочими парапетными ограждениями (при наезде автомобиля на незащемленное ограждение смещается единой, неразрывной лентой из блоков, уменьшает динамические нагрузки на водителя и пассажиров);
  • технологичность и простота монтажа;
  • при наезде транспортного средства энергия удара распределяется между всеми конструктивными элементами ограждения, что предотвращает его разрыв;
  • шарнирный замок обеспечивает радиусы в профиле и плане;
  • не требует выноса подземных сетей;
  • после демонтажа возможность и технологическая доступность повторных применений на любых других объектах;
  • при строительстве и реконструкции дорог очевидная экономическая целесообразность применения запроектированного ограждения для организации временных схем организации движения с последующим монтажом ограждения как постоянного;
  • простота замены конструктивных элементов;
  • доступная возможность перепустить транспортные потоки при дорожных работах, ДТП;
  • всесезонная доступность монтажа.

Недостатки незащемленного ограждения:

  • при отсутствии соединительного элемента замка между сопрягаемыми блоками ограждение не обеспечивает заявленную удерживающую способность (имеет место при краже соединительного элемента в случае невыполнения его защиты цементным раствором либо при неустановке соединительного элемента после демонтажа-монтажа ограждения, например после ремонта или реконструкции дороги).

Защемленные и в большей степени монолитные ограждения являются, как принято считать, более бюджетным вариантом, чем незащемленные ограждения. Но если рассмотреть все преимущества, недостатки ограждений, то возникают, по крайней мере, сомнения в бюджетности защемленных ограждений по отношению к незащемленным, что обусловливает необходимость более углубленного сравнительного исследования различных видов парапетных ограждений.

Вместе с тем следует принять к сведению, что незащемленное парапетное ограждение на протяжении последних тридцати пяти лет успешно применяется на дорогах Европы. Для определения удерживающей способности ограждения было проведено более 150 краш-тестов с положительными результатами. По результатам испытаний в Еврозоне этому ограждению был присвоен высший класс безопасности.

Виктор Черников

ООО «ДОРМЕТАЛЛПРОЕКТ»

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, Москва, ул. Электрозаводская, 24, офис 403

info@iz-dorogi.ru

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.