Работа зимой – на высоком уровне!

РОССИЙСКИЕ СЛУЖБЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ДОРОГ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД РАБОТАЮТ НА УРОВНЕ ЛУЧШИХ МИРОВЫХ СТАНДАРТОВ

Эффективное зимнее содержание дорожно–транспортной инфраструктуры – это целый комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного передвижения транспорта на дорогах и искусственных сооружениях, требующий определенной подготовки и соответствующего финансирования.

Зимой при неблагоприятных климатических условиях на дорогах и искусственных сооружениях может появиться гололед на проезжей части и тротуарах, а также снежно– ледяные отложения на дорожных знаках, снижающие их видимость для участников дорожного движения. Специалисты принимают превентивные меры для предотвращения подобных ситуаций, устраняют последствия непогоды.

Текущее состояние сегмента российского дорожного хозяйства вчасти эксплуатации дорог, включая их зимнее содержание, напрямую связано с классификационным делением дорог на трассы федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. В зависимости от классификации финансирование эксплуатации дорог производится из федерального, регионального и местного бюджетов. Возможности бюджетов разных уровней во многом предопределяют подходы к эксплуатации дорог общего пользования и компетенции соответствующих органов управления дорожным хозяйством (ОУДХ).

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) с 2007 года проводит комплексные мероприятия по внедрению системного подхода в содержании и ремонте федеральных дорог. Прежде всего, он предполагает разработку проектов содержания для участков дорог и заключение долгосрочных контрактов, подкрепленных соответствующим финансированием. Благодаряпоследовательным действиям Росавтодора в этом вопросе за последние 15 лет значительно выросла техническая оснащенность предприятий отрасли, увеличилась протяженность дорог с высоким уровнем содержания, постоянно растет удельный показатель дорог, приведенных в нормативное состояние. В результате этой масштабной работы снижаются показатели аварийности и, что особенно важно, смертности на федеральных дорогах.

Существующая практика заключения долгосрочных пятилетних госконтрактов позволяет дорожно– эксплуатационным предприятиям эффективно планировать свою хозяйственную деятельность, своевременно приобретать и запасать материалы, в плановом порядкеобновлять парк спецтехники для содержания автомобильных дорог. Кроме того, такой подход способствует строительству и развитию собственных производственных баз, освоению новых технологий и обучению сотрудников, что в свою очередь положительно сказывается на экономике предприятий и качестве выполнения ими работ. Накопленный положительный опыт заключения долгосрочных контрактов при проведении работ по содержанию федеральных трасс позволяет транслировать его и на региональный уровень.

В настоящее время Росавтодор продолжает работу по увеличению сроков государственных контрактов, внедрению ОУДХ федерального подчинения долгосрочных комплексных контрактов в форматах «ремонт + содержание» с одновременным проведением работы по анализу и корректировке нормативно–правовой базы с учетом особенностей бюджетного финансирования и возникающих при этом различного характера рисков подрядных организаций. Для работы организаций, ответственных за зимнее содержание дорог и их эксплуатацию и обслуживание, в 2017 году разработан ГОСТ Р 50597–2017, в котором описаны все основные требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов, сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Исполнение нормативного документа носит обязательный характер на всей дорожной сети Российской Федерации вне зависимости от региональной принадлежности. Данный стандарт предъявляет весьма высокие требования к содержанию автомобильных дорог и улично–дорожной сети, которые, как показывает практика, полностью исполняются только на федеральных автомобильных дорогах. Также в 2020 году было разработано несколько национальных стандартов в этой области, таких как ГОСТ Р 58862–2020, ГОСТ Р 59103– 2020, ГОСТ Р 59104–2020, ГОСТ Р 59105–2020. В настоящее время в разработке находится комплекс национальных стандартов, которые установят правила содержания систем безопасной эксплуатации автодорожных тоннелей.

Что касается содержания дорог в зимний период в других странах, то анализ материалов Всемирного дорожного конгресса по зимнему содержанию дорог, проходившего в 2022 году под эгидой PIARC в Калгари (Канада), в очередной раз выявил единство подходов к задачам зимнего содержания и способам их решения в России и зарубежных странах. Техническая вооруженность и подготовка кадров лучших отечественных предприятий отрасли не уступает соответствующим параметрам коллег из других стран, а порой и превосходит их. Все представленные в России зарубежные технологии адаптированы к нашим условиям. Иностранные новации быстро проникают на территорию Российской Федерации, тестируются и при необходимости внедряются в практику содержания в адаптированном виде.

Технологии и методы обслуживания дорог в зимний период в зависимости от климатическо–географических зон их пролегания отличаются незначительно, но при этом учитываются местные специфические особенности. Например, применение скоростной снегоочистки в силу возможных последствий целесообразно на одних участках дороги и противопоказано на других. Также различные преобладающие температура и влажность формируют условия для использования конкретных противогололедных материалов (ПГМ) на данном участке дороге в большем количестве, но принципы борьбы со снежно–ледяными отложениями остаются при этом неизменными. Для выбора оптимальной стратегии зимнего содержания в разрезе конкретной дороги или сети дорог необходима разработка проекта содержания.

Более десяти лет назад в дорожно–транспортной отрасли начала формироваться система метеообеспечения. Сегодня на сети федеральных дорог размещено более 1,5 тыс. дорожных метеостанций, обладающих большими техническими возможностями, одно из которых – формирование четырехчасового прогноза для возможности подготовить дорогу к предстоящему снегопаду, то есть провести превентивную обработку проезжей части противололедными материалами в местах возможного образования зимней скользкости.

С 2010 года вся техника, задействованная в выполнении работ по содержанию дорог, в соответствии с условиями госконтрактов в обязательном порядке оснащается системами ГЛОНАСС, позволяющими в реальном времени контролировать выполнение работ по зимнему содержанию подрядными организациями. В свою очередь интегрированные в поверхность проезжей части или установленные в составе оборудования метеостанций дистанционные датчики контроля за состоянием поверхности отслеживают факт обработки дороги противогололедными материалами. Дальнейшее внедрение информационных технологий и искусственного интеллекта в дорожном хозяйстве только увеличит потребность в квалифицированных специалистах, которые смогут вывести работы по содержанию дорог на новый уровень.

По материалам пресс–службы Федерального дорожного агентства

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.