Состоялось заседание Совета директоров

Ассоциация «РАДОР» провела заседание Совета директоров. В мероприятии приняли участие 72 члена Ассоциации, в том числе руководители территориальных органов управления автомобильными дорогами 62 субъектов РФ.

В работе заседания участвовали директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Андрей Шилов, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен, начальник инспекции по контролю в сфере дорожной деятельности Департамента аудита транспорта и международного сотрудничества Счетной палаты РФ Владимир Красильников, заместитель начальника отдела надзора в сфере дорожной деятельности ГУОБДД МВД России Халит Алимханов, врио начальника Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ространснадзора Анастасия Красникова, вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев. Председателем заседания был избран член Президиума Ассоциации, председатель Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Анатолий Васильев.

Участников заседания поприветствовал Игорь Костюченко. Он ознакомил коллег с промежуточными результатами работы по реализации национального проекта БКД в регионах. По словам спикера, в настоящее время нацпроект реализуется в 84 субъектах, работы планируется провести на 4,8 тыс. объектов общей протяженностью более 15 тыс. км. На эти цели в рамках консолидированных бюджетов регионов намечено направить свыше 329 млрд руб. По состоянию на 30 мая 2022-го общая контрактация составила 95,9%, кассовое исполнение – 22,1%.

«Прошу обратить внимание, что контрактация не достигла 100%, – подчеркнул докладчик, – хотя была поставлена задача достичь этого показателя к 1 июня. Такая ситуация вызывает риски отзыва средств».

Игорь Старыгин выступил с отчетом о работе Ассоциации «РАДОР» в 2021 году. За прошлый год протяженность автодорог регионального и межмуниципального значения уменьшилась на 2,1 тыс. км, в том числе за счет передачи объектов в федеральную собственность. Изменился и показатель доли автодорог в нормативном состоянии: на 1 января текущего года прирост составил 2,4%, а общая доля дорог в нормативе – 48,2%. Это стало возможным прежде всего за счет масштабных работ по капитальному ремонту и ремонту: за 2021 год такие работы проведены почти на 18 тыс. км дорог, это на 1,2% больше, чем годом ранее. Ведутся работы и на искусственных сооружениях: в прошлом году введено в эксплуатацию более 28,5 тыс. пог. метров мостов.

Игорь Старыгин сообщил, что 2021 год отмечен рекордными показателями объема дорожных фондов в составе бюджетов субъектов: впервые в новейшей истории он превысил 10%. Еще одна важная тенденция – оказание помощи из региональных бюджетов муниципальным образованиям: в 2021 году на эти цели направлено более 290 млрд руб., а это 26% от объема дорожных фондов. Серьезная помощь идет и в регионы с федерального уровня: в 2021 году поддержка дорожного хозяйства субъектов из федерального бюджета превысила 306 млрд руб., на 2022 год запланировано 368 млрд руб., уже приняты решения о выделении дополнительных средств.

«Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, выступая с отчетом в Госдуме РФ, высоко оценил результаты работы дорожной отрасли, – сообщил Игорь Старыгин. – Он отметил рекордный объем ремонта дорог за всю историю страны: в надлежащее состояние приведено свыше 160 млн кв. метров дорожного полотна».

Между тем, несмотря на внушительные цифры по финансированию, обеспеченность региональных дорог финансовыми ресурсами остается низкой: по содержанию – чуть больше 44%, по ремонту – 59%, по капремонту – 6,1%, а по трем направлениям в целом – всего 26,6%. Расчетный межремонтный срок составляет 28 лет.

Игорь Старыгин отметил, что продолжается работа и по решению проблемы транспортной доступности жителей сельских населенных пунктов – в этой сфере, закрепленной в настоящее время за Минсельхозом России, в последние годы сложилась устойчивая тенденция неосвоения выделяемых средств, снизились объемы финансирования. Он напомнил, что в ходе обсуждений данного вопроса с территориальными органами управления автодорогами были сформированы общие предложения, которые Ассоциация «РАДОР» озвучила в декабре прошлого года на заседании Общественного совета при Росавтодоре и в феврале этого года на заседании Совета Федерации. Предлагается разделить направления финансирования и закрепить за Минсельхозом России строительство автодорог к объектам агропромышленного комплекса, а строительство дорог к социально значимым объектам сельских населенных пунктов проводить в рамках нацпроекта БКД.

Андрей Шилов рассказал о ближайших задачах территориальных органов управления автодорогами в рамках реализации нацпроекта БКД. Одна из них касается границ и состава автодорог городских агломераций. По итогам прошлого года достигнут и перевыполнен показатель по приведению дорожной сети городских агломераций в нормативное состояние: 75,3% при плановом значении 73%. При этом общая протяженность сети выросла на 6 тыс. км и составила 98 тыс. км. Законодательно регионам не запрещено увеличивать свои агломерации, однако некоторые субъекты включали в их состав дороги, которые уже отвечали нормативу, тем самым искусственно подтягивая свои показатели.

Еще одна важная задача – доведение дорог и мостов до современных расчетных нагрузок. На сегодняшний день на федеральной дорожной сети осталось всего 3% дорог, рассчитанных на нагрузку не более 6 тонн на ось. В субъектах этот показатель в разы больше. Такие дороги в первую очередь необходимо переводить под нагрузку 11,5 тонны или 10 тонн на ось в зависимости от технико-экономического обоснования. Данный подход уже обсудили на площадке Правительства РФ и в Администрации Президента. Сейчас Минтранс России ведет работу по включению этих показателей в федеральный план статистических работ.

Андрей Шилов также сообщил, что в отчетные материалы за 2022 год будут включены 3 показателя: норматив опорной сети автодорог, нагрузка на ось на опорной сети и нормативная нагрузка на мосты опорной сети.

Владимир Красильников проинформировал участников заседания об основных итогах проверок Счетной палатой РФ использования субъектами средств региональных дорожных фондов в 2021 году. «Результаты наших проверок по качеству дорожных работ часто выявляют недостатки, –заметил докладчик. – Нередко они связаны с отсутствием синхронизации между органами управления автодорогами и коммунальными службами, когда на только что отремонтированной дороге коммунальщики начинают ремонт инженерных сетей. В текущем году проверки Счетной палаты РФ предстоит пройти территориальным органам управления автомобильными дорогами Ярославской, Кировской и Смоленской областей».

Халит Алимханов выступил с докладом о реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах. Он отметил, что по итогам 4 месяцев 2022 года количество погибших в ДТП снизилось, однако темпы снижения недостаточны. Более того, в трех федеральных округах число погибших увеличилось. «Причины роста мы связываем с тем, что на дорогах субъектов проведен значительный объем работ – как следствие, возросли скорости, а с ними и угрозы риска, – сказал докладчик. – Просьба контактировать с региональными подразделениями ГИБДД, запрашивать аналитические материалы по ДТП, совместно определять наиболее опасные участки дорог и мероприятия по обеспечению БДД».

Сергей Тен рассказал о законодательных инициативах, регулирующих деятельность дорожной отрасли, которые на данный момент приняты и находятся в работе у депутатов Госдумы. Он напомнил о принятии закона, который предусматривает замену единого государственного реестра автодорог на Систему контроля дорожных фондов (СКДФ), обеспечивающую единую цифровую базу данных: 6 марта 2022 года в соответствии с изменениями в Федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...» эта система получила статус государственной информационной системы (ГИС). Также Сергей Тен упомянул об изменениях в Федеральный закон № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок...» и Федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах...», разрешающих движение транспортных средств при превышении нагрузки на ось до 10% (вместо разрешенных ранее 2%). Третий закон, который отметил выступающий, устанавливает упрощенный порядок в отношении всех объектов инфраструктуры в рамках реализации приоритетных проектов, что существенно влияет на сроки разработки и утверждения проектно-сметной документации и позволит отрасли стабильно работать.

Анастасия Красникова представила информацию о перспективных направлениях контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в области дорожного хозяйства. Она назвала три ключевые составляющие деятельности Ространснадзора: весовой контроль, требования Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», введение Системы контроля дорожных фондов в качестве обязательного требования.

Весовой контроль на автомобильных дорогах РФ осуществляется на 92 стационарных и 117 передвижных пунктах. Для работы передвижных пунктов владельцами дорог обустроено 467 площадок, в том числе 156 на дорогах федерального значения и 311 на региональных дорогах. Вместе с тем остается проблема – отсутствие площадок для размещения задержанных ТС на постах контроля и в непосредственной близости к ним. В настоящее время, по данным Ространснадзора, возможность осуществить задержание имеется лишь на 47 постах, в остальных случаях необходимо перемещать ТС при помощи эвакуатора на расстояние до 100 км, что снижает эффективность контроля и делает невозможным исключить нежелательное движение по дорогам.

Анастасия Красникова осветила перспективы работы с системой СКДФ, подчеркнув, что с 1 января 2023 года полномочиями по контролю за ней наделен Ространснадзор, а предположительно с 1 сентября 2023-го будет введена административная ответственность за нарушение порядка предоставления информации в систему.

Вторую часть заседания открыли доклады руководителей территориальных органов управления автомобильными дорогами. Министр регионального развития Республики Алтай Константин Зорий рассказал, что к началу реализации нацпроекта БКД в регионе менее 20% дорог находилось в нормативе, при этом значительную часть дорожной сети регионального значения составляли дороги с грунтовым покрытием и щебеночные. В состав опорной сети вошли 5 региональных дорог общей протяженностью 307,1 км, сегодня в нормативном состоянии только 25%. «За период реализации нацпроекта перед нами стоит задача перевести в асфальтобетон около 200 км дорог и к концу 2024 года достичь показателя 50% в нормативе по всем дорогам республики и 85% – по опорной сети, – сообщил докладчик. – В 2022 году в субъекте будет отремонтировано 37 участков дорог протяженностью 255 км, а также 23 моста. Работы начаты уже на 70% объектах, контрактация составляет 100%».

Начальник управления дорожного хозяйства министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Владимир Трофимов сообщил, что за время реализации нацпроекта БКД в регионе проведены работы на 293 объектах общей протяженностью 850 км, в 2022 году планируется провести работы на 707,5 км автодорог, в том числе на 10,4 км – строительство и реконструкцию, на 536,2 км – ремонт и капитальный ремонт, на 160,8 км – устройство выравнивающих слоев.

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Артем Чукин в рамках своего доклада высказался относительно проблематики законопроекта о недрах. «Грунт, используемый дорожниками для устройства земляного полотна, является общеполезным ископаемым, – напомнил он. – В связи с этим в нашей работе возникает целый ряд сложностей: необходимость лицензирования добычи грунта, перевода земель из категории сельхозназначения, увеличение расстояний и стоимости грунта при транспортировке из промышленного карьера».

Законопроект № 101105-8 «О внесении изменений в статьи 18 и 19 Закона РФ «О недрах» и статью 78 Земельного кодекса РФ в части введения уведомительного порядка разработки общераспространенных полезных ископаемых в целях строительства автодорог», по словам Артема Чукина, позволит исключить процедуру перевода земель, сократить сроки реализации проектов строительства и ремонта дорог, снизить стоимость дорожных работ за счет сокращения перевозок и исключения затрат на материал.

Анатолий Васильев выступил с информацией о мониторинге соблюдения перевозчиками Правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. Он напомнил, что перед территориальными органами управления автомобильными дорогами была поставлена задача ежемесячно предоставлять сведения по результатам мониторинга. Однако необходимую информацию направили только 27 субъектов. «Даже на основании этих данных можно судить о значимости работы в данном направлении, – отметил выступающий. – Размер потенциального штрафа, рассчитанного перевозчикам в этих регионах, составил в марте 15,4 млрд руб., в апреле – 20,9 млрд руб. На эти средства можно было бы построить новые дороги».

С докладом о комплексном подходе при планировании и реализации объектов в рамках нацпроекта БКД выступил Владимир Мартинсон. Он обозначил ряд проблем, наблюдаемых ФАУ «РОСДОРНИИ» на каждом этапе реализации объектов, а также озвучил пути их решения. Предложения включают в себя на первом этапе проведение силами учреждения инструментальной диагностики, сравнительных испытаний применяемого оборудования, помощь в составлении программ. На этапе заключения контрактов ФАУ «РОСДОРНИИ» готово давать рекомендации по сопровождению контрактов, сформировать единую типовую форму контрактов. В ходе строительно-монтажных работ предлагается проведение строительного контроля, сертификация испытательных лабораторий, оценка местных материалов. И на этапе эксплуатации – плановая инструментальная диагностика, контроль исполнения гарантийных обязательств.

В ходе заседания были традиционно подведены итоги рейтинга активности территориальных органов управления автомобильными дорогами – членов Ассоциации «РАДОР» в 2021 году. Активность оценивалась по утвержденным показателям участия субъекта в подготовке проектов нормативно-технических актов и других отраслевых документов, в мероприятиях Ассоциации «РАДОР» и в проведении мероприятий Ассоциации на своей территории, а также по итогам исполнения членами Ассоциации уставных обязанностей.

По итогам работы Ассоциации «РАДОР» в 2021 году и согласно решению Президиума Ассоциации «РАДОР» почетные дипломы I, II и III степеней, благодарственные письма и почетные грамоты «За большой вклад в дело развития дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации, помощь в реализации программ работы Ассоциации «РАДОР», активную поддержку инициатив в вопросах совершенствования дорожной деятельности в 2021 году» вручены следующим органам управления автомобильными дорогами и их руководителям: Почетным дипломом I степени награждены Министерство транспорта Ульяновской области, Областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области».

Почетным дипломом II степени награждены Министерство транспорта Алтайского края, Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края», Министерство транспорта Архангельской области, Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор».

Почетным дипломом III степени награждены Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области, Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, Государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, Казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия».

Почетной грамотой «За большой вклад в дело развития дорожного хозяйства Российской Федерации, высокий профессионализм, активную жизненную и гражданскую позицию, помощь в реализации программ работы Ассоциации «РАДОР» были удостоены губернатор Курской области Старовойт Р.В., первый заместитель председателя Правительства Республики Марий Эл Сальников А.А., директор государственного казенного учреждения «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», президент Ассоциации «РАДОР» Шурыгин О.И., заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Костюченко И.В., министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Герасименко А.А., министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Пивкин И.И., советник губернатора Оренбургской области (директор ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» с 01.11.2012 г. до 22.03.2022 г.) Хусид Д.Л., генеральный директор ООО «Арктик Машин – Р» Лобов С.А.

В завершение заседания Совета директоров был заслушан и одобрен отчет Ревизионной комиссии, озвучена информация о финансовом состоянии Ассоциации, а также одобрена заявка о вступлении в члены Ассоциации Тарусского района Калужской области.

По материалам пресс-службы Ассоциации «РАДОР»

Фото Ассоциации «РАДОР» и Алексея Шлыкова

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.