сделает их качественнее, удобнее и безопаснее

Игорь Евстигнеев: «Создание интеллектуальной дорожной системы – это длительный и комплексный процесс»

В большинстве российских городов крайне мало возможностей для принципиального улучшения транспортной ситуации. Расширять старые улицы и строить новые под существующие и перспективные объемы транспортных потоков чаще всего уже почти невозможно. О том, что же все-таки можно сделать для улучшения дорожно-транспортной ситуации в наших городах, особенно имеющих статус мегаполисов, и какую роль здесь могут сыграть интеллектуальные транспортные системы (ИТС), рассказал заместитель руководителя департамента развития интеллектуальных транспортных систем и проектирования ФАУ «РОСДОРНИИ» Игорь Евстигнеев.

 Евстигнеев фото к третьему анонсу 01062022

Сложность задачи Решение этой проблемы на самом деле гораздо сложнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. Простой разовой автоматизации недостаточно, необходимо постоянно совершенствовать данный процесс. Крайне сложно сначала просчитать, а потом грамотно поддерживать баланс между транспортным спросом и предложением. Сама идея интеграции различных автоматизированных и информационных систем на транспорте с определением управляющего центра заслуживает повышенного внимания и стала объектом исследований и вдохновителем десятков проектов ИТС в российских городах. Он будет аккумулировать всю ключевую информацию и принимать большинство решений при управлении дорожно-транспортным комплексом.

Дела, которые ждут завершения

Однако в силу целого ряда причин многие начатые проекты ИТС в российских городах не были успешно реализованы и доведены до этапа промышленной эксплуатации, при которой все компоненты ИТС работали бы как минимум удовлетворительно. Основными причинами этого являются, во-первых, большой объем и организационно-техническая сложность реализуемых проектов ИТС. Во-вторых, несовершенство законодательной базы Российской Федерации. Она сегодня разделяет полномочия муниципальной власти и МВД в части управления транспортом и движением. Нельзя не учитывать и дефицит высококвалифицированных кадров, являющихся экспертами в транспортной области и способных решить задачи интеграции различных ведомств, организаций и служб с учетом их ответственности, целей и задач, возложенных на них во внедрение ИТС. Свою роль играет и сложность решаемых задач.

Цифра – всему голова

Отмечу, что зачастую термином «ИТС» называли группы управляющих и информационных систем на транспорте, не имеющих основной отличительной черты ИТС, а именно единого аналитического управляющего центра с налаженным информационно-управляющим обменом информацией и распоряжениями, реализующего вертикальное сценарное управление всеми компонентами дорожно-транспортного комплекса города. То есть фактически были созданы «организмы» распределенных технических средств, лишенные «головы» – дееспособного ситуационного центра с системой поддержки принятия решений.

По результатам анализа отечественного и международного опыта можно определить следующие основные группы услуг и сервисов, предоставляемых на базе цифровой инфраструктуры автомобильных дорог и дорожного хозяйства. Это информационное и телекоммуникационное обеспечение содержания автомобильных дорог. Оно включает в себя управление процессами жизненного цикла, обеспечением технической безопасности элементов дорожной инфраструктуры, инженерных конструкций и сооружений, дорожных одежд и дорожных покрытий, уборкой и антигололедной обработкой, освещением.

Следующая группа – инфокоммуникационное обеспечение транспортного управления. Сюда входит управление дорожным движением и мониторинг параметров транспортных потоков и дорожной обстановки. В эту систему входят сбор и анализ данных о параметрах движения транспорта на улично-дорожной сети с использованием датчиков и рамок, радаров и видеонаблюдения.

Еще один элемент системы – мониторинг дорожных инцидентов и управление ликвидацией их последствий, мониторинг метеорологических факторов, влияющих на дорожные условия. Обязательный элемент такой системы – управление светофорными объектами, табло и знаками переменной информации, парковочным пространством и маршрутизируемым транспортом. Система обеспечивает контроль соблюдения правил дорожного движения, весовой и габаритный контроль, работу с подключенными федеральными базами и сбор статистической информации. В ее функционал входят также предоставление информационных и телекоммуникационных сервисов участникам дорожного движения, осуществление оплаты и управления платными сервисами, идентификация транспортных средств.

Система способна определить тип и класс транспортных средств, детектирование номерных знаков, выполнить автоматические межоператорские расчеты при обеспечении интероперабельности систем безостановочного проезда (клиринг), предоставлении телекоммуникационных, телематических, информационных и навигационных сервисов подключенному транспорту в рамках развития взаимодействия V2I/V2X. Кроме того, она дает инфокоммуникационное и инструментальное обеспечение безопасности транспортных систем, дорожного движения, общественной безопасности на автодорогах, транспортной и антитеррористической безопасности объектов транспортной инфраструктуры. С ее помощью обеспечивается ликвидация последствий инцидентов и происшествий на дороге, техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций, информационная безопасность транспортных систем и защита персональных данных.

Также система выполняет инфокоммуникационное обеспечение наложенных и пользовательских сервисов и услуг, включая информирование участников дорожного движения и предоставление им телекоммуникационных услуг, информационное и телекоммуникационное обеспечение придорожных сервисов. Она отвечает за предоставление логистических и навигационных сервисов на автомобильных дорогах, обеспечение информационных сервисов для страховых компаний и функционирование сервисов экстренного реагирования на аварии. Наконец, она позволяет обеспечить информационные и телекоммуникационные сервисы и услуги на автомобильных дорогах и на близлежащих территориях сторонним потребителям из числа коммерческих и корпоративных структур, существующих операторов связи, муниципальных образований, силовых ведомств и экстренных служб.

Экономьте с ИТС

Очевидно, что наиболее эффективным подходом в решении транспортных проблем города является комплексный подход, обеспечивающий развитие транспортной инфраструктуры. Он означает совершенствование организации дорожного движения и одновременно пересмотр градостроительных приоритетов в направлении снижения селитебно-трудовой несбалансированности планировочных зон и формирования условий для приоритетного развития общественного транспорта.

Главная же задача сегодня – определить путь наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов, который даст наибольший результат на вложенные средства. Мировой опыт показывает, что это совершенствование ОДД и создание ИТС. За стоимость одного искусственного сооружения, например развязки на улично-дорожной сети, можно создать ИТС целого городского района. При этом создание ИТС дает снижение задержек транспортного потока не менее чем на 15–20% для всего города, что многократно превышает эффект от вложений в строительство единичного объекта.

Важно отметить, что ИТС является одним из наиболее эффективных направлений стабилизации и улучшения транспортной ситуации в городах. Срок их окупаемости с учетом социально-экономического эффекта не больше двух-трех лет, при том что затраты на их создание значительно ниже расходов на развитие транспортной инфраструктуры. К тому же имеющийся опыт свидетельствует о том, что интеллектуальное управление повышает эффективность работы даже самой несовершенной дорожной сети, способствует уменьшению числа ДТП и улучшению экологической ситуации.

Еще одним аргументом в пользу внедрения ИТС является затрудненность развития транспортной инфраструктуры при наличии плотной застройки и значительного количества мест исторического значения. В этих условиях улучшение управления транспортными потоками, приоритетное развитие общественного транспорта и повышение его привлекательности, которые немыслимы без ИТС, становятся основными направлениями улучшения транспортной ситуации. Все отмеченное подтверждает актуальность задачи создания в городских агломерациях ИТС, ориентированной как на оперативное управление транспортными потоками, в том числе городского пассажирского транспорта, так и на информационное обеспечение участников движения и субъектов процесса управления.

Проблемы и их решения

Необходимо отметить, что у нас важным отрицательным фактором является отсутствие в российских городских агломерациях систем оперативного автоматизированного мониторинга состояния транспортного комплекса. Это не позволяет в режиме реального времени отслеживать изменения транспортной ситуации и корректно прогнозировать влияние изменений в маршрутах движения общественного и личного транспорта на уровень загрузки и условия движения на УДС. В большинстве регионов на низком уровне развития находится система информирования населения о работе транспорта.

Данная ситуация выдвигает ряд приоритетных организационных и технических задач. Это, во-первых, создание федерального научнотехнического совета, состоящего из специалистов в области ИТС, для выработки стратегии развития ИТС, в частности, в условиях отсутствия общегосударственных регламентирующих документов. Во-вторых, постоянная работа Центра подготовки и повышения квалификации специалистов для ИТС, осуществляющего подготовку специалистов по организации дорожного движения. В-третьих, определенность в местонахождении Единого центра управления, как основы интеграции всех сервисов и систем, места концентрации их связей, получения и выработки информации, контроля и выработки управляющих воздействий. Четвертая задача – это разработка и внедрение регламентов взаимодействия служб, обслуживающих подсистемы ИТС и городского хозяйства. И пятая задача – существенное увеличение объемов целевого финансирования для создания ИТС в городских агломерациях.

Практический опыт говорит о том, что в городе нужно настраивать регулярный, постоянный процесс мониторинга и управления дорожным движением. Требуется именно оперативное управление на основе реальных, объективных и динамически обновляемых данных, поступающих в реальном времени. Город – не статическая математическая модель. Цифровизация транспортной сферы – сложная задача, однако без перевода в цифровой формат старых, классических сервисов и новых перспективных сервисов, в том числе связанных с обеспечением движения высокоавтоматизированных транспортных средств, современные ИТС невозможны.

Сегодня регионы находятся «между двух огней». С одной стороны, федеральные органы требуют развивать цифровые технологии на основе федеральных платформ, с другой – любой регион хочет сохранить свою самостоятельность и развивать информационные технологии с учетом и приоритетом именно своих задач. И здесь главным ориентиром является вовсе не удобство работы городских служб, а решение проблем, стоящих перед рядовыми участниками дорожного движения, задач городской мобильности, комфорта и безопасности. При этом нужно параллельно добиваться стабилизации численности транспортных средств.

Достичь этого можно за счет политики комплексного территориального зонирования, развития всех видов общественного пассажирского транспорта, разумного использования финансовых и административных механизмов ограничения пользования личным автомобилем в городе. Неблагоприятная транспортная ситуация определяет необходимость создания общегородской Интеллектуальной транспортной системы как комплексной системы информационного обеспечения и управления на наземном автомобильном транспорте, основанной на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий и методов управления.

Практическое внедрение ИТС в городской агломерации позволит существенно улучшить качество транспортного обслуживания населения, позволит региональным регуляторам своевременно принимать управленческие решения по транспортной отрасли городской агломерации.

Поговори со мной, дорога

Отдельно отмечу такой интересный элемент: «умные дороги» – это дороги, которые способны «общаться» с автомобилистами, управлять движением, отслеживать критические ситуации и, главное, предотвращать дорожно-транспортные происшествия. Успех внедрения ИТС в значительной степени будет зависеть от уровня технической готовности отечественных специалистов и наличия у них соответствующего опыта внедрения, а также предлагаемых финансовых ресурсов, осваиваемых на основе эффективного руководства и управления.

Сложившаяся практика показывает, что крайне необходим такой документ, как адресная программа мероприятий по развитию ИТС города, утвержденный соответствующим постановлением. Пока крайне сложно обеспечить согласованное и планомерное развитие ИТС в крупном городе во взаимоувязке с его территориальным, планировочным и функциональным развитием. Адресная программа мероприятий по развитию ИТС обеспечивает очередность создания или развития подсистем и сервисов в соответствии с уровнем зрелости ИТС.

ИТС городской агломерации должна создаваться как единая централизованная система, открытая для использования широким кругом пользователей, а не как совокупность локальных автоматизированных систем управления, информационных систем и обеспечивающих подсистем, решающих свои частные задачи по управлению отдельными видами транспорта и локальными транспортными процессами. Независимо от типа и количества внедряемых подсистем ИТС опыт показывает, что любая система управления движением – это только надстройка над правильно спланированной и сформированной дорожно-транспортной инфраструктурой. Если дорожная инфраструктура не прошла этап полноценного детализированного комплексного транспортного планирования с учетом перспективы ее развития, то никакая, даже самая современная, подсистема ИТС не сможет полностью реализовать свой потенциал. Самые современные, адаптивно работающие светофорные объекты не особо помогут участникам дорожного движения, если сам перекресток спроектирован неудачно.

Доверьтесь профессионалам

В настоящее время РОСДОРНИИ выполняет полный спектр задач по направлениям транспортного планирования. Прежде всего это программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), комплексные схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) и комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД). Это основополагающие документы, на основании которых закладываются мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры, а также по обновлению подвижного состава. Организационное обеспечение создания и развития ИТС городской агломерации должно предусматривать создание органа по внедрению и эксплуатации ИТС. Это означает организацию постоянно действующего научно-технического совета с привлечением специалистов из сферы транспорта, телекоммуникаций, информационных технологий, управления, разработчиков технических и программных средств ИТС.

Также необходимо обеспечение международного сотрудничества на постоянной основе с межгосударственными и государственными структурами, научными, производственными и общественными организациями в сфере ИТС.

Записал Леонид Григорьев

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, Москва, ул. Электрозаводская, 24, офис 403

info@iz-dorogi.ru

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.