О прогрессивных технологиях ремонта и содержания дорог

УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ АССОЦИАЦИИ «РАДОР» В ЧЕЛЯБИНСКЕ ОБСУДИЛИ ЗАДАЧИ ПО СОДЕРЖАНИЮ АВТОДОРОГ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ

14 апреля в рамках мероприятий второго дня 18-й ежегодной конференции Ассоциации «РАДОР» «Новые прогрессивные технологии ремонта и содержания автомобильных дорог» состоялся круглый стол по теме «Содержание автомобильных дорог: новым задачам – новые подходы».

Провел заседание генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин. Как и в первый день конференции, возможность присоединиться к обсуждению участники мероприятия имели как в очном режиме, так и в режиме видеоконференцсвязи. Работу круглого стола открыли доклады представителей принимающего региона.

Депутат Законодательного собрания Челябинской области, генеральный директор ООО «Завод СпецАгрегат» Евгений Субачев выступил с информацией о новых технологиях содержания автодорог в условиях импортозамещения и проанализировал возможности российских производств на примере возглавляемого им предприятия и других компаний города Миасса.

«Наше предприятие ориентируется на импортозамещение с 2005 года, – рассказал докладчик. – Первым успешным опытом в данном направлении стало изготовление по собственной конструкторской документации профилегибочного многоклетьевого стана для армирования пластиковых окон. Изделие было выполнено под заказ миасской компании с учетом ее требований. В результате нашей совместной работы с заказчиком экономия для потенциального покупателя конечного продукта достигла восьмикратного размера».

Сегодня на производственных предприятиях Миасса осуществляется целый ряд разработок для дорожной отрасли: фрезернороторный снегоочиститель на шасси КАМАЗ, опытный образец современного бульдозера, рука газонокосилки, которую ранее изготавливали только итальянские и немецкие компании. С 2019 года совместно с Министерством образования РФ и МАДИ ведется работа по созданию высокотехнологичного производства комплекса аэродромных машин нового поколения: поливомоечной, подметально-продувочной машин и плужнощеточной машины с раздачей твердого реагента – первый образец планируется изготовить в октябре 2022 года.

Евгений Субачев подчеркнул, что сегодня российским предприятиям необходима поддержка в виде потенциального заказа: «Конструкторские и технологические отделы готовы предложить прототипирование зарубежного инновационного оборудования для серийного производства в России, однако это возможно только при совместной работе с заказчиком, – сообщил он. – В сложившихся экономических условиях количество обращений, в том числе от дорожников, увеличилось в разы – исполнение этих запросов позволит сделать работу по импортозамещению более быстрой и эффективной».

Андрей Ксензов, заместитель главы города Челябинска по дорожным вопросам, рассказал участникам круглого стола о современных «зеленых» технологиях содержания автомобильных дорог, которые применяются на муниципальной дорожной сети. «Администрацией города Челябинска проанализирован опыт российских городов-мегаполисов со схожими климатическими условиями на предмет качества содержания улично-дорожной сети в зимний период», – сообщил выступающий.

Как следствие, на период 2020-2022 годов Администрацией города разработана новая концепция по оптимизации и совершенствованию качества содержания улично-дорожной сети города Челябинска. Заключено 11 контрактов на оказание услуг по содержанию улично-дорожной сети, что позволяет при выпадении осадков в виде снега приступить к уборке покрытия одновременно во всех районах города Челябинска, комплексно содержать 803,2 км улиц и дорог общей площадью 13,0 млн кв. м. В контракты по комплексному содержанию улично-дорожной сети, в том числе в зимний период, включены работы по очистке покрытия проезжей части, очистке тротуаров, заездных карманов, прилегающих парковок и посадочных площадок общественного городского транспорта.

Качество уборки в зимний период оценивается по следующим показателям: наличие рыхлого, талого снега на покрытии; наличие снежных валов в прилотковой зоне, превышающих их допустимое значение; наличие зимней скользкости (снежный накат); наличие рыхлого, талого снега на тротуаре. Контроль со стороны заказчика фактической работы спецтехники подрядчика с использованием Глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС).

Одна из важных «зеленых» технологий Челябинска – запрет на применение на улично-дорожной сети в зимний период всех реагентов, кроме технической соли, которая используется только на проезжей части. Для устранения скользкости на тротуарах предусмотрены щебеночная крошка и отсевы, которые затем сметаются и убираются. «Нами были разработаны регламенты по применению соли, – рассказал Андрей Ксензов. – Когда ее использование необходимо, мы обязательно заблаговременно информируем об этом горожан: когда и на каких участках запланированы такие работы».

«Экологические параметры требуют совершенствования технологий зимнего содержания дорог, точного дозирования противогололедных материалов (ПГМ), их использования только в тех случаях, когда это действительно необходимо по соображениям безопасности дорожного движения. Таким образом, высокие требования к уровню содержания автомобильных дорог требуют постоянного совершенствования организации работ по зимнему содержанию дорог, технологии содержания и технического оснащения дорожных организаций, что позволяет существенно улучшать экологическую ситуацию придорожной территории за счет сокращения времени нахождения дорожного покрытия в условиях зимней скользкости и снижения количества используемых ПГM», – подчеркнул Андрей Ксензов.

Опытом содержания автодорог Вологодской области поделился Андрей Накрошаев, начальник Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. «Дороги мало отремонтировать, – сказал он, – их необходимо правильно содержать, чтобы они служили долго и оставались безопасными. И здесь, на наш взгляд, важен именно комплексный подход». Выступающий рассказал, что регион располагает самой большой протяженностью автодорог в Северо-Западном федеральном округе: вся сеть составляет 28 тыс. км, в том числе более 10,5 км – дороги регионального и межмуниципального значения. Только на содержание последних направляется свыше 3 млрд руб. в год.

«Содержание – это не только очистка и уборка, – отметил Андрей Накрошаев, – это и объемные работы, в частности работа картами. В 2021 году мы отремонтировали таким способом 97 км дорог». На территории Вологодской области 6 тыс. км дорог с грунтовым покрытием – работам по их содержанию также уделяется большое внимание, а существующие проблемы эксплуатации решаются с применением новых методов и технологий. Так, с 2020 года на территории региона запрещено использовать для восстановления гравийных дорог песчано-гравийную смесь (ПГС) в чистом виде, теперь применяется только ПГС с добавлением щебня в соотношении 50% на 50%.

«После зимы такие дороги остаются в хорошем состоянии, общественность оценила изменения очень положительно», – сообщил Андрей Накрошаев и добавил: «Мы благодарны Ассоциации «РАДОР» за возможность изучения передового, в частности финского, опыта ремонта и содержания дорог: после обмена опытом мы привезли интересный метод: запыленность дорог с переходным типом покрытия там устраняют при помощи хлористого кальция. Этот способ был испробован на дорогах нашего региона и отлично себя зарекомендовал. В 2020 году мы провели обеспыливание 20 км дорог, в 2021 году – 95 км, а на 2022 год запланированы работы на 120 км. Для качественного результата достаточно двух проливок проезжей части в год».

Докладчик рассказал о методах содержания полос отвода в Вологодской области, включая окашивание, оканавливание, ополаживание и ликвидацию борщевика Сосновского, а также о мероприятиях по обеспечению безопасности дорожного движения в части замены дорожных знаков, устройства пластиковой разметки, искусственных неровностей, шумовых полос и сигнальных столбиков. «Благодаря комплексу этих мероприятий, – подчеркнул Андрей Накрошаев, – с 2017 года число ДТП с летальным исходом в регионе сократилось на 30%».

Выступающий также отметил, что в Вологодской области внедрена трехуровневая система контроля за качеством выполнения дорожных работ. Она включает следующие ступени: контроль инженера технического надзора и диспетчерской службы; кураторская система контроля; система обратной связи с населением.

Алексей Амелехин, президент Дорожной ассоциации «Содружество эксплуатирующих организаций», член Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, представил доклад о системном подходе к организации работ по содержанию автодорог. Он отметил, в частности, что дорожная отрасль страны располагает и техникой, и технологиями, и кадрами для качественного содержания дорожной сети, - необходимо соединить эти компоненты в единую систему.

Для формирования эффективной системы содержания балансодержателю следует выбрать такой инструмент, как создание проекта содержания автодорог: «Тщательно проработанные проекты позволяют выбрать адекватные технологии производства работ, рассчитать необходимые производственные ресурсы и запас материалов, обосновать затраты, спланировать финансовые потоки, – пояснил выступающий. – Обращаю ваше внимание, что ОДМ 218.3.110-2019 «Правила разработки проектов содержания автомобильных дорог» содержит подробные рекомендации, в том числе позволяющие подготовить заказчику техническое задание на разработку проекта. Сроки разработки составляют порядка 1-1,5 лет, а актуальность проекта – 5-6 лет».

В развитие темы системного подхода к организации работ по содержанию автодорог генеральный директор ООО «АСХ РУС» Сергей Лобов предложил участникам конференции оценить подходы к выбору оборудования для содержания автомобильных дорог с экономической точки зрения. Зачастую кажущаяся высокой закупочная стоимость оборудования подвигает подрядчика приобретать более дешевое оборудование, а по факту текущих эксплуатационных затрат дешевая техника может иметь существенно большую стоимость владения, да и, кроме того, серьезно уступать по своим технологическим возможностям.

«Ни для кого не секрет, что расход реагентов существенно зависит от качества снегоочистки. Да и соль сегодня не дешевый реагент, и даже незначительная передозировка может приводить к миллионным потерям за сезон», – подчеркнул докладчик. В ходе круглого стола также выступили представители предприятий-производителей дорожно-строительных материалов, которые рассказали о предлагаемых ими новшествах и их особенностях: комбинированных дорожных пропиточных материалах, теплых асфальтобетонных смесях (Александр Горборуков, ООО «АСТЕХ Индастриз», Николай Зайцев, ООО «Институт дорожных покрытии»), цифровых технологиях контроля качества содержания дорожной сети (Павел Теплов, ООО «Меркатор Холдинг»).

В рамках своего выступления руководитель направления ООО «Газпромнефть-БМ» Антон Горбатовский привел аналитические данные по производству битумных вяжущих в РФ за 2021 год, в частности, был отмечен 30-кратный рост применения ПБВ в стране за 10 лет. В докладе также была озвучена необходимость соблюдения технологий применения битумных вяжущих и битумопроизводных материалов (стыковочных лент, напыляемой гидроизоляции, мастик, герметиков и т.д.), приведены примеры из практики подрядных организаций.

Как отметила в своем выступлении представитель ООО «Компания Би Эй Ви» Юлия Тарасова, сохранение асфальтобетона от разрушения при повышенном водонасыщении или пористости очень важный вопрос, периодически встающий перед строителями и эксплуатирующими организациями.

В сентябре 2021 года вышел новый ГОСТ 58422.1-2021 «Защитные слои и слои износа дорожных одежд». В этом стандарте отдельно выделены дорожно-пропиточные материалы (ДПМ) для продления сроков службы асфальтобетонного покрытия, классифицирующиеся по их назначению на защищающие и комбинированные. Защищающие ДПМ служат до момента их истирания с поверхности, долговечность их работы зависит от глубины их проникания и интенсивности движения, в том числе использования шипованных шин. Комбинированные дорожные пропиточные материалы, проникая в асфальтобетон, становятся с ним одним целым монолитным слоем и в зависимости от свойств самого асфальтобетона продлевают срок службы покрытия в среднем на 4-5 лет.

Перспективные решения, направленные на повышение безопасности дорожного движения, представил в своем докладе директор ООО «Санда-М» Игорь Сосунов. Согласно статистике, за прошлый год в нашей стране на пешеходных переходах погибло около 776 человек и было ранено 16 210 человек. Основной массив ДТП (более 75%) приходится на темное время суток.

АО «Марийский машиностроительный завод» ВКО «Алмаз-Антей» в 2019 году освоен выпуск нового ассиметричного светодиодного светильника подсветки пешеходных переходов «Альтаир Пешеход», технологические особенности которого позволяют избегать ослепления участников дорожного движения и обеспечивают качественную боковую подсветку регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов. В настоящее время такими светильниками оборудованы 100 пешеходных переходов города Йошкар-Олы. Их практическое применение показало высокую эффективность в обеспечении безопасности пешеходов: количество ДТП с пешеходами сократилось на 30% (по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года). К тому же установка светильника «Альтаир Пешеход» на уже имеющуюся консоль крепления знака с низкой степенью энергопотребления (72 Ватт) снижает затраты на оборудование и содержание данного объекта дорожной инфраструктуры.

Вопрос обеспечения бесперебойной работы отрасли в современных условиях, расширения локализации производства, стабильности поставок, а также взаимозаменяемости материалов и технологий рассмотрела в своем выступлении представитель ООО «МБС Строительные системы» Мария Ледина.

С заключительным докладом в рамках круглого стола выступил директор ООО «Новосмолинский завод строительных материалов» Дмитрий Волков, представивший одно из крупнейших предприятий уральского региона по производству дорожно-строительных материалов под брендом «ЧелСИ». Он сообщил, что данная группа компаний имеет законченный цикл от добычи горной массы до производства щебня, дорожно-строительных материалов и изделий из него, а также рассказал об используемых в производстве установках и результатах их деятельности.

По завершении круглого стола и в продолжение второго дня конференции участники имели возможность лично посетить предприятие и ознакомиться с широкой линейкой выпускаемой им продукции. Кроме того, техническая экскурсия была организована на объекты ремонта Челябинской городской агломерации, реализуемые в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Подготовлено пресс-службой Ассоциации «РАДОР»

при участии Ирины Камаевой

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, Москва, ул. Электрозаводская, 24, офис 403

info@iz-dorogi.ru

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.