В Северной столице состоялась VI ежегодная конференция «Асфальтобетон 2025».

Более 300 участников получили возможность обсудить лучшие практики и поделиться самыми актуальными технологиями в области производства и укладки асфальтобетонной смеси. Организаторами выступили Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ» и «АСТЕХ Индастриз» при поддержке Федерального дорожного агентства, Госкомпании «Автодор», НИИ «ТСК» и ТК 418 «Дорожное хозяйство».

В общей сложности на территории РФ действует более тысячи асфальтобетонных заводов и асфальтосмесительных установок с суммарной производительностью 118 112 тонн в час. За последние три года их количество выросло практически на 40%. При этом, как отметил координатор технического комитета ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Крупин, 59% производственных мощностей приходится на оборудование шести торговых марок, из которых наибольшую долю — 23 766 тонн (20%) составляют асфальтобетонные заводы производства Кременчугского завода дорожных машин «Кредмаш».

Одновременно с этим специалисты фиксируют рост объемов производства асфальтобетонных смесей по ГОСТ Р 58406.2–2020. За последний год показатель вырос на 12% и достиг 56% в общей структуре.

Производство теплых асфальтобетонных смесей налажено в 12 субъектах страны. За 2024 год подрядчики выпустили 607 462 тонны этого материала, что составляет около 1,5% от всего объема. Напомним, смесь готовится при температуре 115–135 градусов по Цельсию, что предотвращает испарение легких фракций нефти и окисление битума. Свой­ства не ухудшаются в процессе производства асфальтобетонной смеси, и, следовательно, продлевается срок службы покрытия.

Опытом применения поделился главный технолог «АБЗ‑1» Сергей Шибалов. Теплые смеси, выпущенные по технологии вспенивания вяжущего, предполагают снижение выбросов дыма и запаха, что актуально в городской среде, уменьшение показателя старения битумного вяжущего и повышение удобоукладываемости смеси, а также увеличение долговечности готового покрытия и экономию энергоресурсов как на производстве, так и на объекте в результате меньшего количества проходов уплотняющей техники. Однако присутствуют ограничения по времени использования, поэтому на транспортировку материала до объекта должно уходить не более двух часов. Увеличить «плечо» доставки до 350 км позволяют горячие смеси, выпущенные по технологии вспенивания вяжущего без понижения температурных режимов. Кроме того, данный материал характеризуется повышенным качеством уплотнения при укладке асфальтобетонной смеси «вручную».

Все чаще подрядчики используют добавки для совершенствования свой­ств асфальтобетона. В 39,17% случаев применяется адгезия. В 13% — производители используют различные стабилизаторы, а полимеры присутствуют в 1,92% от общего объема произведенных смесей в размере 22,5 млн тонн.

Директор «ПК «Стилобит» Петр Мазепа напомнил собравшимся, что адгезионные, первичные и вторичные полимеры, химические модификаторы, структурирующие добавки, асфальтиты, минеральные добавки и воски обеспечивают повышение устойчивости асфальтобетона к пластическим деформациям, усталостной долговечности и коррозионной стойкости. Помимо этого, производитель рассказал о применении материалов компании при работах на объектах дорожного строительства в Екатеринбурге, Красноярске и Красноярском крае, где использовались различные типы горячей асфальтобетонной смеси по ГОСТ Р 58406.2–2020 и ГОСТ Р 58406.1–2020.

Постепенно получает распространение и технология холодного ресайклинга. Активнее всего она применяется в Воронежской, Оренбургской, Вологодской, Белгородской и Амурской областях. Как напомнила собравшимся заместитель главного инженера ФКУ «Волго-­Вятскуправтодор» Ольга Воробьева, холодная регенерация — это метод повторного использования переработанного асфальтобетона и/или асфальтобетонного гранулята, предусматривающий введение вяжущего, а при необходимости — скелетного материала, воды и других добавок, перемешивание всех компонентов, распределение и уплотнение смеси. В зависимости от условий метод может осуществляться с применением холодного фрезерования, а также посредством перемешивания компонентов в смесительных установках. При этом получить основание без дефектов, имеющихся в старом покрытии, можно только при применении технологии на полную глубину. В этом случае исключается появление «отраженных трещин» в новом слое, что продлевает срок его эксплуатации.

Для развития практики применения технологии холодного ресайклинга заместитель директора Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Сергей Алехин предложил разработать меры по поддержке отечественных производителей техники и комплектующих, при проектировании составов органоминеральных смесей использовать максимально возможное содержание вторичного асфальтобетона, а также повышать уровень квалификации не только сотрудников проектных институтов и организаций, занимающихся разработкой проектов и рабочей документации, но и специалистов подрядных организаций, непосредственно выполняющих работы по технологии холодного ресайклинга (речь идет о сотрудниках лабораторий, инженерно-­технических работниках, машинистах специализированной техники), не указывать в проектно-­сметной документации конкретные дозировки исходных материалов, а проектирование составов смесей проводить в лабораторных условиях с последующим согласованием подобранного рецепта органоминеральной смеси с заказчиком. И кроме того, отменить действие ОДМ 218.6.1.005–2021.

В общей сложности за 2024 год использовано 1 948 066 тонн битумов. Лидером является БНД 70/100. На его долю приходится больше половины от общего объема. На втором и третьем месте располагаются ПБВ 60 и БНД 50/70.

Ведущий инженер «ЛЛК-Интернешнл» Дмитрий Игошкин представил методику определения расчетного срока службы. По словам спикера, применение высококачественных материалов назначается волевым способом, поэтому решение зачастую определяется наличием средств у заказчика, возможностью приобрести высококачественные и дефицитные материалы или готовностью подрядной организации к работе с такими материалами. При этом оценка технико-­экономической эффективности принятого решения носит субъективный характер. Отрасли требуется возможность объективно оценить эффективность принятых технических решений при проектировании состава асфальтобетона с учетом реальных условий эксплуатации. Для этого Дмитрий Игошкин предложил определять расчетный срок службы по основным критериям долговечности: устойчивости к пластическим деформациям и усталостной долговечности, используя прямые испытания асфальтобетона конкретного состава с учетом особенностей эксплуатации и моделирование воздействия автотранспорта вместе с погодно-­климатическими факторами.

Специалисты компании «ВАД» поделились видением баланса в части влияния степени уплотнения на эксплуатационные свой­ства покрытия. Высокое содержание воздушных пустот зачастую приводит к росту проницаемости, увеличению адгезионных повреждений от воды и колейности, повышает скорость старения, растрескивания и выкрашивания. В то же время низкое содержание пустот несет свои опасности: на дороге фиксируются пластичные деформации, сдвиги и наплывы, колеи, а также выпотевание, пятна битума. Для достижения оптимального результата подрядчик предлагает расширить нижнюю границу требований для SMA до 2,0–2,5%.

В нулевой день мероприятия более 150 обучающихся по специальности «Автомобильные дороги» из четырех вузов Санкт-­Петербурга: Государственного университета путей сообщения Императора Александра I, Государственного архитектурно-­строительного университета, Государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова и Политехнического университета Петра Великого — получили возможность встретиться с ведущими экспертами дорожного дела.

Светлана Лянгасова

Фото предоставлены организаторами мероприятия

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.