Инновационные дорожные материалы: их применение и положительное влияние на качество федеральных автомобильных дорог.
В условиях стремительного развития технологий и возрастающих требований к инфраструктуре инновационные дорожные материалы становятся основным фактором, обеспечивающим качество и долговечность федеральных дорог.
Федеральное дорожное агентство активно внедряет современные технологии, улучшает методы проектирования и строительства, а также реализует комплексные меры по модернизации существующих объектов.
К настоящему моменту мы наблюдаем значительные изменения в подходах к проектированию и строительству автомобильных магистралей, что обусловлено необходимостью повышения устойчивости дорожного покрытия к климатическим изменениям, увеличением транспортных потоков и снижением затрат на обслуживание.
Современные научные исследования и практические разработки в области материаловедения открывают новые горизонты для создания более прочных, легких и экологически чистых дорожных конструкций. Внедрение нанотехнологий, композитных материалов, а также переработанных ресурсов не только улучшает эксплуатационные характеристики дорог, но и способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Рассмотрим ключевые тенденции и инновационные решения в области дорожных материалов, которые применялись в 2024 году. Анализ использования технологий на федеральных дорогах показывает, что наиболее популярными в минувшем году стали следующие технологии:
устройство слоев дорожной одежды из асфальтобетона и щебеночно-мастичного асфальтобетона (59% от всех новых технологий);
устройство защитных слоев покрытия (8,6%);
устройство слоев из холодных органоминеральных смесей с использованием вторичного асфальтобетона методом холодной регенерации (8,4%);
применение геосинтетических материалов в конструктивных слоях дорожной одежды (4,2%);
устройство слоев дорожной одежды по методу объемно-функционального проектирования (2,7%).
Применение асфальтобетонов, соответствующих современным стандартам, составило 43,5% от общего числа использованных новых технологий за период с 2016 по 2024 год (по данным ФАУ «РОСДОРНИИ»).
В 2024 году протяженность участков дорожных работ, проведенных
Росавтодором, где были внедрены новые технологии и материалы, составила 3701,8 км. Это на 269 км больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Использование новейших технологий при строительстве дорог активно реализуется подведомственными
Росавтодору Федеральными казенными учреждениями (ФКУ). Эти инновации способствуют повышению качества дорожного покрытия, увеличению срока службы дорог и снижению затрат на их содержание. ФКУ внедряют современные материалы и методы, что позволяет улучшать безопасность и комфорт участников дорожного движения.
В прошлом году ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» стало одним из первых, кто внедрил технологию Superpave — использование принципиально новой асфальтобетонной смеси, разработанной с учетом заданных технических характеристик для конкретных условий эксплуатации, включая климатические условия и транспортные нагрузки, а также с подбором вяжущего для обеспечения долговечности асфальта.
В первую тройку лидеров по использованию новых технологий и материалов с 2016 по 2024 год вошли
ФКУ Упрдор Москва — Волгоград,
ФКУ ДСД «Дальний Восток»
и ФКУ Упрдор «Забайкалье».
Кроме того, наибольшее количество использований новых технологий и материалов (более 200) наблюдалось в учреждениях:
ФКУ Упрдор «Алтай»,
ФКУ Упрдор «Нижне-Волжское».
Также более 100 применений зафиксировано в:
ФКУ «Поволжуправтодор»,
ФКУ «Центравтомагистраль»,
ФКУ Упрдор «Енисей»,
ФКУ Упрдор «Лена»,
ФКУ Упрдор «Прикамье»,
ФКУ Упрдор «Южный Байкал»,
ФКУ Упрдор «Южный Урал».
Если говорить о конкретных примерах внедрения новых технологий, то, в частности, в Калмыкии при капитальном ремонте участков км 330 — км 339 трассы Р‑216 Астрахань — Элиста — Ставрополь и км 0 — км 7 трассы Р‑22 «Каспий» (проходит через северный обход Элисты), а также участка км 0 — км 10 автодороги Р‑215 Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала, ведущего к международному порту Оля в Астраханской области, были использованы не только технологии устройства слоев дорожной одежды из асфальтобетона и щебеночно-мастичного асфальтобетона, но и технологии устройства слоев дорожной одежды из холодных органоминеральных смесей с использованием переработанного асфальтобетона (РАП). Данные меры призваны повысить сопротивляемость покрытия к образованию колеи и трещин, а также уменьшить количество отходов на свалках, сохранить природные ресурсы.
Кроме того, в Астраханской области при ремонте двух искусственных сооружений в составе трассы Р‑215 Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала специалисты применили обновленный метод устройства переходных зон конструкций деформационных швов и технологии устройства деформационных швов. Речь идет о мосте через 14-й водный тракт Лиманский ООС (Мангута) на 106-м км и путепроводе через железную дорогу на 114-м км.
В прошлом дорожно-строительном сезоне также активно продолжалась работа по применению технологии устройства защитных слоев на девяти объектах общей протяженностью 49 км. На трех из них устроен защитный слой покрытия из горячей битумоминеральной смеси, укладываемый на мембрану, а на одном — устроен защитный слой из горячей асфальтобетонной смеси А16 ВТ.
Кроме того, при строительстве мостов использовались композитные материалы, которые сочетают в себе высокую прочность и легкость. В частности, из них были изготовлены перила на мостах и лестничных сходах, а под мостовой зоной — водоотводные лотки. Одним из ключевых преимуществ подобных материалов является их устойчивость к коррозии, что особенно важно при эксплуатации в сложных климатических условиях.
Довольно показательной является и статистика «интенсивности» внедрения тех или иных технологий. Так, в 2024 году чаще всего применялись на федеральных дорожных объектах следующие из них:
устройство слоев дорожной одежды из асфальтобетона и щебеночно-мастичного асфальтобетона — 240 раз;
устройство защитных слоев покрытия — 35 раз;
устройство слоев из холодных органоминеральных смесей с использованием вторичного асфальтобетона методом холодной регенерации — 34 раза;
устройство переходных зон конструкций деформационных швов — 18 раз;
применение геосинтетических материалов в конструктивных слоях дорожной одежды — 17 раз;
устройство водоотводных лотков, раструбов, рассекателей, колодцев и водосбросов из композитных материалов — 17 раз;
устройство композитных материалов в мостовых конструкциях — 17 раз;
применение модификаторов асфальтобетона на основе резиновой крошки (вводимых «мокрым» и «сухим» способами) — 7 раз;
применение автономных технических средств организации дорожного движения для информирования, зрительного ориентирования участников дорожного движения и регулирования движения — 4 раза.
Важно отметить, что внедрение передовых технологий и инновационных материалов в дорожном строительстве является ключевым направлением, обеспечивающим конкурентоспособность всей отрасли. Это позволяет не только улучшить потребительские характеристики и долговечность покрытий, но и оптимизировать затраты на дорожно-строительные работы.
Будущее строительства связано с активным использованием современных материалов, что способствует созданию более устойчивых, энергоэффективных и функциональных объектов. Такие подходы отвечают требованиям современного общества и помогают решать актуальные задачи, связанные с безопасностью и комфортом транспортного движения. Инвестиции в инновации в этой сфере открывают новые горизонты для развития транспортной инфраструктуры, способствуя экономическому росту и улучшению качества жизни населения.
Материал предоставлен пресс-службой Росавтодора