С 1 января 2025 года в России на платных участках автотрасс I категории необходимо обустраивать стационарное электрическое освещение. Это лишь одно из многих изменений, которое предусматривается актуализацией действующей нормативной базы в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В частности, указанное нововведение содержится в Изменениях № 3 к ГОСТ Р 52766–2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Так, если раньше ГОСТ предусматривал установку стационарного электрического освещения только на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. автомобилей в сутки и более, то сейчас — на вновь строящихся и существующих дорогах с трафиком более 16 тыс. автомобилей в сутки, а также на платных участках автодорог с четырьмя и более полос движения независимо от трафика.
«Проблема аварийности в темное время суток актуальна для дорог всех категорий. Так, например, в 2022 году почти треть погибших в ДТП с участием автобусов зафиксирована именно ночью в местах с отсутствующим освещением», — прокомментировала начальник отдела организации и безопасности дорожного движения ФАУ «РОСДОРНИИ» Ирина Головченко.
Всего вступают в силу несколько десятков изменений в целом ряде ГОСТов, в том числе в упомянутом ГОСТ Р 52766–2007. Выполнение новых требований позволит создать более безопасные условия дорожного движения для всех его участников, в том числе уязвимых — то есть лиц, использующих средства индивидуальной мобильности (СИМ).
Вообще велосипедисты и пользователи СИМ вносят заметный негативный вклад в повышение уровня аварийности на дорогах. Так, если в 2022 году в России зафиксировано 4806 ДТП с участием двухколесного транспорта (4508 ранены, 322 погибли), то в 2023 году — из 5352 ДТП раненых было уже 5607, а погибших — 316.
Если говорить про СИМ, то в 2022 году было совершено 941 ДТП с СИМ, в которых были ранены 976 человек, погибли — 19. В 2023 году зафиксировано уже 3100 ДТП с СИМ, в которых пострадали 3177, а погибли 43 человека.
«Эти цифры возрастают: за первые девять месяцев 2024 года совершено 3897 ДТП с участием СИМ, в которых пострадали 4052, погибли 44 человека», — привел печальную статистику главный специалист отдела организации и безопасности дорожного движения ФАУ «РОСДОРНИИ» Владислав Елизаров.
В целом же преобладающими видами ДТП в 2023 году в России, как, впрочем, и в предшествующие годы, являлись такие виды ДТП, как столкновение транспортных средств (44,3% от общего количества ДТП) и наезд на пешехода (26,4%), в которых погибли соответственно 47,1% и 23,5% от общего числа погибших. В пятерке нарушений также съезд с дороги (10,5%), наезд на препятствие (4,8%), наезд на велосипедиста (4%).
Особое беспокойство у специалистов вызывает дорожно-транспортный травматизм пешеходов. Последние годы этот показатель имел тенденцию к снижению, однако сейчас динамика замедлилась. В 2017 году было зафиксировано 51 839 ДТП, в которых были ранены 48 377 пешеходов, погибли 5634. В 2023 году совершено 34 921 ДТП, в которых ранены 32 760 пешеходов и погибли 3394. Стоит добавить, что 57,6% наездов на пешеходов совершается вне пешеходных переходов, а 42,4% — непосредственно на переходах, причем в России на регулируемых пешеходных переходах риск ДТП выше в 1,5 раза, чем на нерегулируемых.
На решение этих и других проблем направлены изменения в действующую нормативную базу. В частности, актуализированы нормативы к устройству тротуаров и пешеходных дорожек, пешеходных переходов, островков безопасности, характеристик и размещения остановок в населенных пунктах и за их пределами, шумовых полос и др.
Людмила Изъюрова