В 2025 году стартуют новые национальные проекты, нацеленные на сбережение народа России.
В 2024 году завершается действие национальных проектов, благодаря которым в стране началась масштабная программа обновления городов, сел и поселков. Так, опросы общественного мнения показывают, что за последние шесть лет наиболее заметные результаты были достигнуты в сферах дошкольного образования, создания условий для самореализации людей, а также в области ремонта и строительства автомобильных дорог.
«Приводим в порядок дорожную сеть. За шесть лет она стала объективно лучше, причем во многих городах, — оценил работу дорожников во время заседания Совета по стратегическому развитию и национальным целям Президент России Владимир Путин. — Как и договаривались, по итогам текущего года 85% дорог в крупнейших городских агломерациях должны соответствовать нормативным требованиям. А если говорить о региональных автотрассах, то ожидалось, что к концу года их доля в нормативе вырастет до 50%. По факту планка будет выше — 54%, то есть идем с небольшим, но все же опережением графика».
Согласно предварительным итогам реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», за шесть лет в регионах был уложен почти 1 млрд кв. м асфальтобетонного покрытия и 140 млн кв. м — в 2024 году. «Ключевые показатели нацпроекта перевыполнены, часть из них досрочно, в том числе благодаря опережающему финансированию. В нормативное состояние приведена дорожная сеть 105 крупнейших городских агломераций. С 2018 года, несмотря на значительный рост автомобилизации и интенсивности движения, на 20% снизилось количество ДТП со смертельным исходом», — отметил заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин.
В регионах проводится масштабная работа по строительству, реконструкции и ремонту дорог. Специалисты возводят мосты, развязки и путепроводы, приводят в порядок улично-дорожную сеть. «За шесть лет в городских агломерациях обновили порядка 31 тыс. км дорог. Одной из ключевых стратегических задач является обеспечение связности территории нашей страны, для этого на федеральной сети автомобильных дорог с 2021 года построено и реконструировано свыше 1,3 тыс. км. Все это удалось в том числе благодаря скоординированным действиям федеральных и региональных профильных ведомств», — рассказал министр транспорта Роман Старовойт.
В рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» за шесть лет отремонтировано, реконструировано и построено более 100 тыс. км автомобильных дорог. Программы дорожных работ формировались с учетом нормативно-эксплуатационного состояния участков, условий движения транспортных потоков, уровня безопасности дорожного движения, социальной значимости объекта, а также с учетом мнения самих жителей регионов.
«С самого начала национального проекта «Безопасные качественные дороги» в приоритете были маршруты к социально значимым объектам. За шесть лет в нормативное состояние приведено свыше 5 тыс. участков дорог к детским образовательным и досуговым учреждениям, обновили более 3,1 тыс. объектов, ведущих к медучреждениям. Безопасными и качественными стали свыше 2 тыс. участков дорог к местам туристического осмотра. Как правило, работы на таких объектах выполнялись комплексно: помимо проезжей части обустраивались элементы безопасности и дорожной инфраструктуры», — отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Дорожные работы выполнялись в том числе по многочисленным программам повышения качества жизни населения и созданию комфортной городской среды. Так, с 2018 года благоустроено практически 95 тыс. общественных пространств и дворовых территорий.
За счет модернизации аэропортов и развития маршрутов сети укреплено прямое авиасообщение. За шесть лет реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры специалисты транспортной отрасли нарастили объемы и существенно увеличили провозные объемы по опорным магистралям и важным логистическим маршрутам.
Преемственность нацпроектов
С 2025 года работа продолжится в рамках новых национальных проектов. Правительство страны сформировало 19 стратегических документов с общим объемом финансирования до 2030 года на уровне 53 трлн рублей.
Как подчеркнул председатель Правительства России Михаил Мишустин, в рамках «Инфраструктуры для жизни» запланирована масштабная программа дорожного строительства и ремонта, которая затронет как федеральную, так и региональную сеть. Продолжится и обновление общественного транспорта. До 2030 года предстоит поставить 40 тыс. автобусов.
Задачу по совершенствованию логистической системы власти станут решать в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система». В документе предусмотрены мероприятия, благодаря которым к концу десятилетия будет обеспечено практически двукратное увеличение мощностей инфраструктуры на опорной транспортной сети внутри страны. Также к этому времени будут модернизированы 75 аэропортов. В планах запуск высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург, дальнейшее развитие Северного морского пути, ледокольного флота и строительство портовой инфраструктуры. Помимо этого, Россия станет создавать объекты востребованной инфраструктуры в странах-импортерах.
В автопроме предстоит создать универсальную модульную платформу, состоящую из различных узлов и агрегатов для постановки на машины различного класса.
По национальному проекту «Экологическое благополучие» власти будут стимулировать дорожную отрасль к использованию вторичного сырья при проведении работ.
Чтобы обеспечить экономику востребованными сотрудниками, запустится нацпроект «Кадры». Он поможет скоординировать усилия образовательных учреждений, компаний, государства. Ежегодно будет формироваться и обновляться прогноз потребности экономики в специалистах на пять лет, который станет основой для распределения бюджетных мест в вузах, в колледжах. Усилят и практическое обучение студентов, и профессиональную ориентацию школьников.
Обращаясь к участникам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным целям, Владимир Путин особо подчеркнул, что за время реализации национальных проектов в сфере возведения объектов инфраструктуры автомобильных и железных дорог удалось развернуть мощный строительный комплекс, включающий многопрофильные компании, которые сегодня располагают профессиональными кадрами, компетенциями и техникой. При этом команды готовы и дальше создавать новые логистические и промышленные объекты. «В предстоящие годы нужно обязательно поддержать темпы инфраструктурного строительства, чтобы в полной мере задействовать весь этот созданный комплекс», — указал президент.
«Подходы по развитию дорожного хозяйства будут сохранены в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни» и синхронизированы с национальной целью», — подчеркнул вице-премьер Марат Хуснуллин, добавляя, что на данный момент завершается обновление плана дорожной деятельности на период до 2030 года. Так, планируется привести в нормативное состояние 60% региональных дорог, 85% федеральных дорог, столько же в агломерациях, а также дорог, входящих в опорную сеть. Предусмотрены мероприятия по исполнению поручений Президента в рамках развития международных транспортных коридоров и маршрутов по строительству более 50 обходов населенных пунктов. В 2025 году трассу М‑12 «Восток» продлят от Екатеринбурга, а в 2026-м — до Тюмени.
На первом месте
Расходы по новым нацпроектам получат приоритет при распределении бюджетных средств на предстоящие годы. При этом за выделением средств власти ждут видимых результатов в виде новых детских садов и школ, отремонтированных дорог, коммунальных сетей и так далее.
«В нынешнее время, когда решаются задачи СВО, идет противодействие санкциям и требуется предельная мобилизация всех ресурсов государства, расходы на национальные проекты остались в приоритете у государства. Более того, если сравнивать их с предыдущим периодом, то они в реальном выражении выросли на 12%. Теперь важно своевременно довести эти ресурсы до исполнителей», — отметил мэр Москвы и председатель комиссии Госсовета по направлению «Государственное и муниципальное управление» Сергей Собянин, добавляя, что в будущем необходимо обеспечить поступление средств в регионы не позднее августа предшествующего года. Это позволит субъектам в плановом порядке формировать и исполнять свои бюджеты, более эффективно решать задачи национальных проектов.
«Целевые показатели национальных проектов должны быть объективны, основываться на реальном положении дел и сохранять преемственность достижений предыдущих нацпроектов, — подчеркнул Президент РФ. — Пока такая ситуация прослеживается далеко не по всем показателям. Руководствоваться надо не бюрократической логикой (снизить ориентиры, чтобы упростить работу и отчитаться). Добавлю, что показатели национальных проектов должны отражать планируемый результат: насколько в реальности улучшится тот или иной параметр социально-экономического развития».
К общей цели
Ожидается, что в самом ближайшем будущем произойдет взаимная увязка нацпроектов со стратегией пространственного развития страны, которая сейчас претерпевает изменения. Одной из ключевых идей документа является формирование сети опорных населенных пунктов, призванных стать локальными точками развития отдельных отраслей, регионов и страны в целом. По мнению Сергея Собянина, сегодня важно не только обозначить, что опорные пункты требуют приоритетного развития, но и совместить планы их развития с отраслевыми стратегиями, стратегией развития инфраструктуры, транспорта, энергетики и, конечно, национальными проектами.
Особое внимание в этом аспекте будет уделено Арктике и Дальнему Востоку. Сегодня специалисты работают над созданием мастер-планов для развития стратегически важных населенных пунктов на данных территориях, а чуть позже в национальных проектах «Инфраструктура для жизни», «Эффективная транспортная система», «Семья» и других появятся соответствующие разделы с предусмотренными мероприятиями.
Ожидается, что задуманное будут претворять в жизнь не только за счет бюджета, но и с привлечением внебюджетного финансирования. Например, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» выражает намерение поддерживать будущее строительство не только с помощью проектного финансирования, но и за счет дополнительных финансовых инструментов для развития городов через участие в акционерном капитале, выдачу поручительств и гарантий.
Как отметил глава ВТБ Андрей Костин, интерес инвесторов к инфраструктурному строительству не угасает из-за движения ключевой ставки. Проекты ГЧП имеют длительную перспективу окупаемости на уровне 25–50 лет, поэтому они менее чувствительны к условиям кредитования, присущим другим проектам. Согласно результатам исследования «ВТБ Инфраструктурный холдинг», до 2035 года государство и частные инвесторы реализуют большую часть транспортно-логистических коридоров и построят 40–45 обходов городов даже при базовом сценарии. Оптимистичный сценарий позволит к указанному сроку реализовать практически все запланированные крупные проекты транспортных коридоров, ввести в эксплуатацию первую ВСМ и построить больше половины второй. Кроме того, завершится строительство обходов более чем 60 населенных пунктов, всех 40 кампусов мирового уровня в университетах, а также будет создана инфраструктура для прорывных научных исследований.
Светлана Лянгасова
Фото: mintrans.gov.ru