Это ключевая задача цифровизации дорожной отрасли

Говоря о внедрении ИТС-технологий, необходимо отметить, что, во-первых, планировалось при дорожном строительстве обязательное применение БИМ-технологий, это цифровые двойники объектов. Их внедрение позволяет одновременно контролировать технологические процессы и, когда полностью все уже построено, эксплуатацию дороги, а за счет устанавливаемого оборудования – движение транспортных средств по ней и управление транспортными потоками.

Будут решаться сразу несколько задач. Первая из них – задача непосредственного контроля за состоянием нашей дорожной системы. Мониторинг с применением электронных систем текущего состояния дорог и мостов. Далее – оптимизация схемы организации движения, контроль за потоками автомашин, организация мероприятий по предотвращению аварий. А на перспективу – создание базиса для запуска полностью беспилотного движения.

Также в общий процесс цифровизации дорожной отрасли обязательно будут подключаться суперкомпьютеры, поскольку обычная вычислительная техника с будущими объемами информации в масштабах федеральной дорожной сети просто не справится.

Говоря о том, какие мероприятия будут реализованы в рамках цифровизации нашей дорожной отрасли, отмечу, что подразумевается создание принципиально новой инфраструктуры – как виртуальной, так и материальной – в виде датчиков, серверов и другой цифровой аппаратуры. У эксплуатирующих дорожных организаций должна произойти революция, чтобы они смогли научиться эффективно работать с этими системами. Создание этой инфраструктуры должно проводиться совместно за счет дорожных фондов регионов, средств балансодержателя дороги, и, возможно, будетсоздаваться специализированный целевой федеральный фонд, который будет отвечать за реализацию данной программы в масштабах страны. Пока это открытый вопрос, и решать его надо в зависимости от общей экономической ситуации в стране.

Прежде всего, создание новой цифровой инфраструктуры наверняка будет реализовываться на таких трассах, как М-11, ЦКАД, М-12, то есть на знаковых объектах федерального значения. Распространение ее на всю сеть, включая региональные и местные дороги, пройдет уже с использованием опыта оснащения цифровой инфраструктурой крупнейших федеральных трасс. Это соответствует и мировым тенденциям, когда в качестве пилотных проектов полномасштабную цифровую инфраструктуру планируется организовывать на крупных трассах, а затем уже идет ее распространение и на низовые уровни.

Приоритетной целью цифровой трансформации дорожной отрасли в первую очередь является повышение безопасности дорожного движения, поскольку чем меньше в процессы эксплуатации дороги и организации дорожного движения и управления транспортными потоками будет вовлечен человек, тем меньше ошибок в этих процессах будет допускаться. Второе – это экономия ресурсов за счет принятия наиболее рациональных решений по эксплуатации дорог и организации дорожного движения и управления транспортными потоками, а также организации максимально точного контроля и диагностики состояния дорог. И в целом – упорядочивание всех процессов организации работы дорожной и транспортной отраслей.

Константин Трофименко,

директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ «Высшая школа экономики»

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.