Нацпроект дал производителям битума и асфальта возможность долгосрочного планирования

Дорожный битум, который сегодня производят наши НПЗ, подходит для производства практически всех видов асфальтобетонных смесей. Стандартный средний уровень качества битумных вяжущих стабилен, что позволяет дорожникам и асфальтобетонным заводам (АБЗ) осуществлять долгосрочное планирование своего развития. Можно сказать, что за последние годы уровень качества дорожных битумов постоянно поднимали все – от относительно небольших предприятий до крупнейших производств, входящих в структуру ВИНК. Все они проводили и продолжают проводить реновацию производств. Внедряются новые технологии, обновляются их парки оборудования. Так, например, когда я в прошлом году посетил производящий дорожные битумы Кстовский НПЗ, меня приятно удивила внедренная там инновационная упаковка битума типа Bag-in-Box. Ее преимуществом является, в частности, то, что она гарантирует полную защиту продукта от какого-либо негативного внешнего воздействия, в том числе и от окисления. В Bag-in-Box битум может перевозиться без потерь качества на любые расстояния, а также храниться длительное время. Понятно, что для дорожников нашей страны, работающих подчас на значительном удалении от производителей дорожных битумов, когда невозможна оперативная доставка горячей смеси, и вынужденных создавать запасы для хранения в межсезонный период, это имеет большое значение. Это говорит о том, что наши производители битумных вяжущих идут в ногу со временем. В том числе и в таких, казалось бы, нюансах, как упаковка.

Очень высоким стало и качество переработки исходного битумного сырья. Это – результат того, что за последние пять лет в каждой нефтяной компании появилось специализированное битумное подразделение. На высокий уровень поднялось качество производств и хранения готовой продукции. Например, за последние годы на юге страны частным инвестором был построен крупнейший высокотехнологичный терминал хранения, способный единовременно разместить до 30 тысяч тонн битумов. Одной из его важных особенностей является способность обеспечить высокую степень мультимодальности логистических операций, сводя к минимуму издержки перегрузки с железной дороги на автомобили-битумовозы. И в целом по стране успешное решение задач по транспортировке и хранению битума дает дополнительные возможности по обеспечению его высокого качества на тот момент, когда он поступает на АБЗ и дорожникам на объекты.

Сказанное о производстве дорожного битума можно повторить и в адрес таких его ключевых потребителей, как АБЗ. Прежде всего отмечу отсутствие дефицита асфальта. Например, в прошлом году в Московской области свой АБЗ был в каждом из ее районов. Похожая картина наблюдается и, по крайней мере, во всей европейской части страны – вплоть до Урала. Это в основном современные предприятия, оснащенные высокопроизводительным, в том числе импортным, оборудованием. Поэтому сегодня АБЗ могут производить как простые смеси, так и такие, как ЩМА и битумно-полимерные «евростандарты», покрытия из которых очень хорошо себя зарекомендовали. Отдельно следует сказать о влиянии как на развитие производства битума, так и на работу АБЗ: реализации нацпроекта БКД. Он резко повысил уровень загрузки битумных производств и АБЗ, причем не на какой-то ограниченный и не всегда прогнозируемый временной промежуток, а на перспективу как минимум до 2025 года. А это дает нашим предприятиям возможность не только зарабатывать, но и планировать свое развитие – как технологическое, так и по объемам выполняемых работ.

Андрей Цэрнэ,

заместитель председателя Общественного совета министерства транспорта и дорожной инфраструктуры (МТДИ) Московской области

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.