Андрей Ловков
коммерческий директор исследовательской компании ID-Marketing
За последние несколько лет в нашей стране и мире произошло такое количество событий, попеременно меняющих расстановку сил, которых хватило бы не на одно десятилетие.
Неудивительно, что рынок с 2022 года начал структурно меняться. И если в начале этого большого пути было очень много вопросов и неопределенностей, то по прошествии более чем трех лет примерный вектор стал понятен. И это несмотря на то, что за все время с 2014 года, по словам Владимира Путина, против России было введено другими странами, которые впоследствии стали недружественными, 28 595 санкций.
Анализируя динамику импорта по 10 основным видам строительных машин за последние шесть лет, логичным видится спад в 2020-м, а далее только рост. При этом в 2022 году, несмотря на полный или частичный уход брендов из недружественных стран, китайские компании не только начали замещать высвободившиеся места, но уже с июня 2022-го придали новый импульс развитию рынка, выдав на тот момент один из лучших показателей импорта спецтехники в Россию. Далее наступил 2023 год. Многие ожидали стагнации в общих условиях неопределенности, однако практически по всем направлениям началось «затаривание» складов, по итогам которого ввоз вырос еще на 18% и показал один из лучших торговых результатов за всю современную историю наблюдения. Конечно же, это не могло не отразиться на дальнейших объемах импорта, и в 2024-м показатели прогнозируемо снизились на 28%, остановившись на уровне, сопоставимом с данными за 2021 год.
Падение в натуральном выражении затронуло буквально все рассматриваемые сегменты за исключением асфальтоукладчиков. Отметим, что в данном направлении замещение происходило достаточно сложно и не сразу китайские партнеры наладили поставку асфальтоукладчиков, хотя падение началось еще в 2021 году, а в следующем ситуация только усугубилась. Особенно важным является момент: на территории нашей страны имеется только одно предприятие, выпускающее данный вид техники, при этом объемы далеки от потребностей отрасли. Импортная же составляющая, даже в сегодняшнее непростое время, представлена сразу 16 производителями, из которых две компании, находящиеся в пятерке ведущих поставщиков, — это бренды недружественных стран, а поставки налажены в рамках параллельного импорта. Лидируют в сегменте SANY и XCMG, занимающие долю в 36% и 20% соответственно.
Импорт дорожных катков — после сокращения объемов в 2023 году на 21% — в 2024-м сократился еще на 50%. При этом динамика с 2016-го имела исключительно положительные значения и ежегодные показатели роста (за исключением 2019 года) не менее 20%. Пятерка лидеров здесь представлена исключительно китайскими компаниями, хотя, как и в других направлениях дорожной техники, доля марок из недружественных стран присутствует. При этом собраны они практически все в Китае.
Наиболее динамично развивающимся направлением являются мини-погрузчики с бортовым поворотом. На протяжении сразу восьми лет наблюдался рост ввоза техники, который после 96-процентного скачка поставок (в 2023 году) сменился 23-процентным падением в 2024-м.
Даже несмотря на снижение, это второй показатель для бортовых погрузчиков по ввозу за все время наблюдения. На 99% это китайская техника во главе с Lonking, занимающей чуть менее трети импортного рынка. Марочная структура здесь поражает своим разнообразием и представлена сразу 59 брендами.
На первый взгляд, одним из наиболее сложных для замещения ушедших компаний виделся рынок телескопических погрузчиков. Даже несмотря на то, что спустя долгое время среди российских компаний был налажен выпуск сначала UMG СДМ, вскоре к ним присоединится и «Ростсельмаш». Тем не менее на конец 2021 года на Китай приходились мизерные объемы, всего 11 единиц техники. Поэтому в 2022 году сегменту не удалось избежать падения в 47%. После значительного увеличения поставок в 2023-м на 77% — в 2024 году вновь показатели снизились. Сейчас доля Китая 64%. В лидерах SANY и LGMG. Здесь мы также можем наблюдать марочное разнообразие, состоящее из 47 брендов. Даже несмотря на такой значительный рывок китайских производителей, весомая часть телескопических погрузчиков приходится на Германию, Великобританию, Италию и Францию. Это один из рынков, где доля марок из недружественных стран остается наиболее высокой.
Если продолжить анализировать наименее зависимые от Китая направления, то на первом месте будут экскаваторы-погрузчики. Это третий по объемам импорта рынок, где доля Китая слегка не дотягивает до 60%. Уверенные 23% приходятся на Турцию, еще почти 11% за Индией. Остальной объем — это поставки недружественных стран, среди которых наибольшие объемы у Великобритании и Южной Кореи. Отметим, что импорт экскаваторов-погрузчиков практически избежал сильных падений. Пусть 2024 год остался за минусом 10%, но это при условии, что в 2023-м было ввезено более чем в 2,5 раза экскаваторов-погрузчиков больше, чем годом ранее. Отметим нового лидера в сегменте — Shanmon. Далее идут Liugong и SANY. Данное направление является одним из наиболее конкурентных с точки зрения представленности марок, которых по итогам рассматриваемого периода насчитывается более сотни.
Ну и перейдем к анализу тех видов машин, без которых нельзя представить себе ни одну стройку. Это экскаваторы, погрузчики и бульдозеры. Начнем с экскаваторов. Доля китайских машин в 2024 году составила 94,7%. Для сравнения, в год, предшествующий СВО, аналогичный показатель был на уровне 26%, а общая география насчитывала компании из 16 стран. При этом китайских по происхождению брендов насчитывалось чуть более 10 с общей долей 11%. А главными машинами, собранными и завезенными впоследствии из Китая, были экскаваторы Caterpillar, JCB, Komatsu, John Deere и другие иностранные бренды, имеющие в Поднебесной производственные мощности. Сейчас ситуация поменялась кардинально. В лидерах SANY, LGCE, Shantui. Среди 108 производителей продолжают оставаться на рынке и представители недружественных стран, среди которых Hyundai, Hitachi и Komatsu. Несмотря на 46-процентное падение поставок в 2024 году, импорт экскаваторов остается одним из наиболее популярных сегментов.
Импорт фронтальных погрузчиков всегда был насыщен китайской техникой. После 2022-го присутствие машин из Поднебесной стало максимальным и составило 99,8%: 171 производитель поставил в 2024 году на 16,7% меньше погрузчиков, чем годом ранее. При этом за последние 10 лет динамика ввоза практически на всем пути носила положительный характер, а показатели последних трех оказались максимальными. Крупнейший поставщик фронтальных погрузчиков Lonking занимает 18,5% импорта, а суммарная доля первой десятки находятся на уровне 74%.
Одним из наиболее конкурентных рынков для отечественного производителя является рынок бульдозеров, где исторически у российских заводов были сильные позиции в количественных показателях. В импортной составляющей здесь так же превалируют «китайцы». По итогам рассматриваемого периода 2024 года их доля составила 95,6%. Продолжает поставляться тяжелая техника из Японии, а также отметим новый индийский бренд BEML, который только начинает заходить на наш рынок.