Вячеслав Петушенко
председатель правления Госкомпании «Автодор»
Сегодня Государственная компания — это мощный инфраструктурный холдинг с развитой сетью филиалов, выполняющий функции заказчика по проектированию, строительству и эксплуатации скоростных автомобильных дорог и ставший центром компетенций в сфере придорожного сервиса.
С 2009 года протяженность сети автомобильных дорог Государственной компании увеличилась с 2083 до 5012 километров. Реализованы беспрецедентные по масштабу и значимости автодорожные проекты — М‑12 «Восток», М‑11 «Нева», Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). Об их востребованности говорит количество проездов: в 2024 году пользователи совершили более 350 млн поездок по скоростным трассам Госкомпании.
В прошлом году завершено строительство обхода Твери на М‑11 «Нева», что стало финальным штрихом в формировании бесшовного скоростного коридора по направлению Запад — Восток протяженностью более 1,5 тыс. километров от Санкт-Петербурга через Москву до Казани и Север — Юг от Санкт-Петербурга через Москву до Краснодара — свыше 2 тыс. километров без единого светофора и с разрешенной скоростью движения 110–130 км/ч. Преимущества скоростных трасс позволили привлечь транспортные компании, и менее чем за год с момента полного запуска трассы М‑12 от Москвы до Казани транзитный грузопоток на участке от Санкт-Петербурга до столицы Татарстана увеличился на 10%, достигнув 26 млн тонн в год.
Продолжается формирование маршрута на Восток. Мы видим его востребованность у пользователей — меньше чем за год с открытия по М‑12 «Восток» от Москвы до Казани пользователи совершили более 25 млн поездок. Был дан мощный импульс развитию экономики во всех регионах, находящихся в зоне притяжения новой трассы.
Сейчас ведутся работы на 275 километрах трассы Дюртюли — Ачит, которая станет продолжением скоростной дороги М‑12 «Восток» до Екатеринбурга. Новая дорога выведет грузовой трафик за пределы населенных пунктов, сократит время в пути и обеспечит скоростную связь крупнейших региональных центров, даст импульс созданию новых предприятий и рабочих мест.
Продление дороги М‑12 далее на Восток создаст мощный мультипликативный эффект для нашей страны. В зоне притяжения трассы от Москвы до Тюмени расположены 24 региона, где проживает свыше 60 млн жителей. Благодаря мегапроекту будет создано более 110 тысяч рабочих мест, общий эффект на ВВП оценивается на уровне 4,5 трлн рублей. Ожидается, что в том числе за счет снижения затрат на логистику грузопоток в данном направлении к 2030 году составит порядка 40 млн тонн.
Реализуется такой смелый проект, как обход Адлера, который позволит значительно сократить время пути к Черному морю, разгрузить напряженные участки на федеральной дороге А‑147 и повысить безопасность движения в регионе.
Параллельно с дорогами развиваем и придорожную инфраструктуру. На 173‑м километре М‑12 «Восток» построена одна из крупнейших в России многофункциональных зон площадью 1200 м², которую за год с момента открытия посетили более 350 тысяч пользователей, что говорит о востребованности таких объектов. На примере Владимирской области мы видим, что такие проекты не только полюбились пользователям, но и стали настоящим драйвером развития туризма в России. Два еще более масштабных проекта реализованы на обходе Твери трассы М‑11 «Нева». Это самые крупные объекты дорожного сервиса в России. Площадь каждой из АЗС в составе МФЗ составит около 1500 м².
Ввод в рекордные для страны сроки участков автодорог, находящихся в ведении Государственной компании «Автодор», способствует экономическому росту территорий, развитию среднего и малого бизнеса, привлечению дополнительных инвестиций, запуску новых инфраструктурных проектов, повышению туристической привлекательности регионов, а также созданию новых рабочих мест и повышению доходов бюджетов разных уровней.
Большую работу Государственная компания ведет и в новых субъектах нашей страны. По поручению Президента и Правительства России уже восстановили свыше 2000 километров дорог в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. К началу 2025 года число восстановленных, подчас с нуля, искусственных сооружений превысило шестьдесят.