Крымский мост через Москву-реку — один из самых красивых в России. Издали он похож на гирлянду, рисунок хоровода, русские горки, морские волны и даже (при определенном ракурсе) начальную букву имени нашей столицы. Легкость, воздушность, почти прозрачность, помноженная на строго выверенный расчет конструктивизма.
Но обманчива эта ажурность, и далеко не всё большое видится на расстоянии. Чем ближе подходишь к мосту, тем монументальнее он становится. Клепаная сталь, окрашенная в серый цвет, словно заимствована у линейного крейсера. Впечатление усиливает морской декор пилонов (корабельные носы, фонари маяков), тросы, массивные пластинчатые цепи, удерживаемые анкерными якорями, да и сами пилоны, смахивающие на ростральные колонны. Или на обелиски павшим. Недаром первые кадры своей знаменитой военной драмы «Летят журавли» Михаил Калатозов снял не где-нибудь, а на Крымском мосту. Утренняя Москва тиха и пустынна, она еще спит, но в воздухе уже пахнет грозой. В кадре только двое — он и она, глядящие в небо, постепенно затягивающееся серыми, как сам мост, облаками. Где-то там, высоко-высоко, летят журавли. О которых потом так пронзительно напишет Расул Гамзатов.
ОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗА
Крымский мост для Москвы — место знаковое, хотя и неоднозначное. С одной стороны, построен как парадный «вход» в ЦПКиО, с другой — вся его родословная связана с лихолетье.
Начать с того, что свое название он получил от Крымского брода, или Крымского перевоза. Именно здесь, по мелководью, когда на Москве-реке еще не было постоянных мостов, крымские татары чуть ли не ежегодно переходили на левый берег, чтобы с гиканьем ворваться в русскую столицу, разграбить ее и пожечь, а жителей увести в полон (в 90-х годах XVI века город был окружен земляным валом, память о котором сохранилась в названиях улиц Садового кольца: Валовая, Земляной Вал, Коровий Вал, Крымский Вал)...
Полностью статью можно прочитать в № 3 2024 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: