строят дороги клиенты РосДорБанка

Эдуард Христианов: «Наши клиенты строят и обслуживают дороги по всей стране – от Хабаровска до Калининграда»

На вопросы журнала «Автомобильные дороги» ответил первый заместитель председателя Правления ПАО «РосДорБанк» Эдуард Христианов.

– Расскажите об итогах работы банка в 2022 году. По каким позициям год оправдал прогнозы, а какие пришлось корректировать? Какие продукты оказались наиболее востребованными?

– Конечно, минувший год был сложным, и это относится не только к нашему банку. Никто не мог предположить в начале прошлого года, с какими трудностями столкнется наша экономика и в первую очередь финансовый сектор. И на первый взгляд может показаться удивительным, что РосДорБанк улучшил практически все показатели по сравнению с 2021 годом. Некоторые показатели выросли чисто символически, а объем валютных депозитов по понятным причинам снизился, но, например, в целом средства клиентов за прошлый год показали рост на 54%. На самом деле ничего удивительного в таком росте нет. Основа банковского бизнеса – доверие клиентов. Высокий уровень доверия к банковской системе в целом и к нашему банку в частности был обеспечен как грамотными и своевременными действиями финансовых властей, в первую очередь Банка России, так и действиями самого банка. Кроме спроса на депозиты и расчетно-кассовое облуживание, повышенный интерес со стороны клиентов ощущался в сфере кредитования и предоставления гарантий, обеспечивающих выполнение государственного заказа в рамках закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Кратный рост количества операций зафиксирован в расширенном банковском сопровождении. Заключены первые сделки по продаже за рубеж золота в слитках.

– Практически год страна живет в условиях масштабных санкций, поэтому сегодня можно подвести промежуточные итоги: насколько сильно это отразилось на работе банка? Какие вызовы уже удалось преодолеть?

– Очевидно, что все санкции имеют цель ослабить экономику России и рассчитаны на долгосрочный период. Нам еще многое предстоит оценить, но некоторые выводы сделать можно уже сейчас. За прошедший год банк успешно перешел в международных расчетах с валют недружественных стран на расчеты в «мягких» валютах, в первую очередь в китайских юанях. Мы продолжаем обслуживать карты международных платежных систем, но новые выпускаем только карты «Мир». Резко увеличился объем платежей и переводов через Систему быстрых платежей (СБП) по номеру телефона или QR-коду. Несколько вырос уровень просроченной задолженности, но основная причина здесь все-таки реализация пандемийных, а не санкционных рисков. Мы не наблюдаем резкого роста неплатежей наших клиентов, пострадавших от санкций. Зато склонность к сбережениям как у населения, так и у компаний в прошлом году резко выросла, что подтверждается, как я уже говорил, ростом остатков средств клиентов за прошлый год на 54%.

– Банковская сфера всегда отражает состояние и самочувствие экономики. Расскажите, как в этот год ощущали себя ключевые клиенты ПАО «РосДорБанк».

– Клиентская база нашего банка довольно обширна. Среди наших клиентов есть как те, на кого влияние санкций оказало негативное воздействие, так и те, кто от них выиграл. Историческая основа нашего бизнеса – клиенты из дорожно-строительной отрасли – в целом, полагаю, неплохо пережили прошлый год. Конечно, дефицит и рост цен на дорожно-строительную технику несколько ограничил выполнение инвестиционных планов дорожников. С другой стороны, государство осуществляло финансирование дорожного строительства без задержек, а также упростило процедуру пересмотра цены госконтрактов вследствие повышения себестоимости строительства. Это благотворно повлияло на финансовое положение дорожников. Наверное, больше всего пострадали клиенты, связанные с гостиничным бизнесом в южных городах – Краснодаре, Ростове-на Дону, а также клиенты, связанные с эстрадно-развлекательной сферой, зависящей от иностранных туристов или эстрадных исполнителей. Но и здесь мы видим положительную динамику начиная с четвертого квартала прошлого года. Клиенты переориентируются на внутренний спрос и используют возникшую паузу для улучшения качества предоставляемых услуг.

В целом если в первой половине прошлого года мы предполагали наибольший риск ухудшения финансового положения наших клиентов, работающих в сфере экспортно-импортных отношений, то сейчас видим, что практически всем клиентам удалось наладить новые маршруты товарно-денежных потоков или перейти на новые рынки. Успешным прошлый год оказался для агропромышленного сектора и предприятий, заместивших своей продукцией продукцию ушедших с рынка западных производителей. Также рост показали компании, специализирующиеся на выполнении государственного заказа, получающие финансирование из бюджета.

– Несмотря на внешние обстоятельства, в России реализуются масштабные национальные проекты в части дорожного строительства. Как банк участвует в реализации данных задач и какую помощь оказывает подрядчикам?

– Действительно, наши клиенты строят и обслуживают дороги по всей стране – от Хабаровска до Калининграда. Строительство дорог не останавливалось ни в пандемийном 2020-м, ни в прошлом году. Банк оказывает весь спектр необходимых дорожным строителям услуг. В первую очередь речь идет о кредитовании и предоставлении гарантий на участие в торгах и выполнение государственных контрактов в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ. Также мы финансируем лизинговые проекты дорожников. Относительно новыми продуктами, которые банк предлагает нашим клиентам, стало финансирование факторинговых услуг и расширенное банковское сопровождение.

– Пользовались ли популярностью банковские гарантии в 2022 году? Насколько эффективен этот инструмент? Какие прогнозы строите на 2023 год?

– Наши банковские гарантии пользуются стабильным спросом со стороны клиентов. В прошлом году объем предоставленных гарантий вырос на 52%. Конечно, повторить такой рост в текущем году будет непросто, но в наших планах нарастить портфель гарантий в 2023 году еще на 15%. Считаем, что эта задача вполне выполнима, ведь государство не собирается уменьшать объемы строительства, а строители, в первую очередь дорожники – наши основные клиенты, получающие гарантии. Успех в данном направлении нам обеспечивают скорость и гибкость в принятии решений. Оценив финансовое положение клиента, банк устанавливает лимит на выдачу банковских гарантий, и после этого клиент может в любое время в течение суток получить такую гарантию. Этот подход хорошо себя зарекомендовал и позволяет поддерживать высокие темпы расширения клиентской базы.

– Видела новость о том, что РосДорБанк начал использовать новый инструмент – механизм расширенного банковского сопровождения (РБС), благодаря которому подрядчик смог раньше срока ввести в эксплуатацию участок дороги Нарьян-Мар – Усинск. Расскажите, как работает механизм. Насколько он интересен компаниям сферы дорожного и инфраструктурного строительства?

– Да, действительно, мы предлагаем нашим клиентам этот инструмент уже третий год, и мы видим постоянно растущий интерес к этому инструменту. Суть расширенного банковского сопровождения – заключение соглашения между заказчиком, подрядчиком и банком, в соответствии с которым банк берет на себя обязанность контролировать расходование подрядчиком средств, поступающих от заказчика. Этот механизм аналогичен казначейскому сопровождению госзакупок. В реализации такой схемы заинтересованы в первую очередь заказчики, у которых появляется инструмент гибкого ситуативного управления процессом реализации госконтракта.

Поясню поподробнее. Банк открывает подрядчику отдельный счет со специальным режимом расходования средств, на который должен поступить аванс от госзаказчика. Подрядчик направляет в банк согласованную с заказчиком смету выполнения контракта с указанием поставщиков и субподрядчиков, которых он использует для выполнения контракта. Далее банк заключает договоры на РБС и открывает аналогичные специальные счета основным субподрядчикам и поставщикам. Заплатив аванс, заказчик всегда будет уверен, что средства не уйдут не по назначению. Деньги пойдут по контролируемой банком цепочке вплоть до последнего исполнителя. С другой стороны, жизнь не стоит на месте и при реализации крупных долгосрочных контрактов нередко возникают ситуации, когда необходимо срочно поменять условия договора с поставщиком или самого поставщика. В этом случае банк оперативно связывается с заказчиком и согласовывает с ним изменения в смете. Таким образом, обеспечиваются, с одной стороны, жесткий, эффективный контроль за исполнением финансирования контракта, а с другой – гибкость при необходимости внесения изменений в ходе реализации госконтракта.

– При реализации каких крупных инфраструктурных проектов механизм уже применяется?

– Для реализации крупных инфраструктурных проектов чаще используется все-таки казначейское сопровождение. РБС требуется для проектов регионального значения. Зато результат может увидеть каждый – ведь этот инструмент позволил построить детские сады и реконструировать объекты дорожной инфраструктуры в Санкт-Петербурге, а также, как вы уже упомянули, построить участок дороги Нарьян-Мар – Усинск.

– Какие планы по использованию механизма расширенного банковского сопровождения поставлены на 2023 год?

– В прошлом году объем операций в рамках расширенного банковского сопровождения показал почти двукратный рост по сравнению с 2021 годом, конечно, сравнивать 2022 и 2021 годы не совсем корректно, ведь в 2021 году мы только начинали оказывать эту услугу. Но и в текущем году мы рассчитываем на двузначный рост этого показателя.

– Расскажите, какие прогнозы строите на 2023 год в целом.

– Каждый раз, при составлении планов на следующий год, акционерами перед руководством банка ставится задача увеличить долю рынка, расти быстрее конкурентов, искать новые рынки и продукты. С другой стороны, банк должен быть надежным и не должен принимать излишние риски, которые могут поставить под вопрос кредитоспособность банка. В соответствии с утвержденной акционерами Стратегией развития банка на 2023 год запланирован рост на 10 – 15% основных показателей деятельности, включая кредитование, привлечение депозитов и предоставление гарантий. Мы продолжим осуществлять финансирование в запланированных объемах лизинговых и факторинговых операций наших клиентов, а также предоставлять расширенное банковское сопровождение контрактов. В прошлом году мы вышли на новый для себя регион – Чувашию, надеемся, что заложенный в 2022 году потенциал раскроется в текущем году. Из перспективных проектов, которые реализует банк, – расширение применения системы быстрых платежей, увеличение географии продаж наличного золота, участие в проекте Банка России по внедрению цифрового рубля.

В общем, как говорила королева в «Алисе в Зазеркалье»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а, чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».

Вопросы задавала Светлана Лянгасова

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.