Процесс совершенствования непрерывен

Мостостроение в своем развитии всегда стремилось к созданию надежных и долговечных конструкций. Этот процесс к совершенствованию мостовых конструкций непрерывен и продолжается в настоящее время.

Каждая эпоха накладывала свои ограничения к применению того или иного материала. Так, в советское время применение стали ограничивалось длиной пролетных строений, повсеместное использование сборного железобетона в 50–70-х годах диктовалось государственной технической политикой, а строительство мостов из монолитного железобетона было в значительной степени ограничено.

Современный этап развития отечественного мостостроения характеризуется сдерживающими западными санкциями, направленными на замедление всех отраслей, в том числе и дорожной, являющейся одним их важнейших двигателей в развитии как транспортных связей, так и социальной сферы, непосредственно влияющей на жизнь простых граждан.

В России, как в стране больших потенциальных возможностей, несомненно, в текущее и будущее время будут проектировать и строить мосты из традиционных и новых перспективных материалов, демонстрируя высокий профессионализм наших инженеров и научных работников, подтвержденный многолетним опытом.

Россия – страна с богатейшими запасами леса, который должен найти должное применение в мостостроении. Клееная древесина – прекрасный материал для несущих конструкций мостов и путепроводов с пролетами до 30 м. Сочетание клееных балок с железобетонной плитой проезжей части позволяет получить надежную и долговечную мостовую конструкцию, что подтверждается ранее построенными и эксплуатируемыми сооружениями. В удаленных от центральных районов местах, богатых лесом, балочные мосты с клееными балками могут эксплуатироваться не менее продолжительно, чем железобетонные и стальные. Создание производственной базы в лесных регионах поможет решить и вопросы занятости местного населения.

Для нашей огромной страны целесообразно сочетание в применении монолитного и сборного железобетона, тем более что опыт использования в нашем мостостроении имеется достаточно богатый. Для массовых мостовых конструкций с малыми и средними длинами железобетонные балки заводского изготовления остаются наиболее эффективными. При этом переход на температурно-неразрезные схемы и на применение монолитной плиты проезжей части значительно повысил эффективность железобетона для мостостроения.

В железобетонных мостах актуально решение проблем долговечности и эксплуатационной надежности. В этой связи целесообразно применение таких бетонов, как полимербетон и фибробетон, включая сверхпрочный фибробетон в наиболее нагруженных частях мостовых сооружений, например, в зонах у деформационных швов и у подферменных площадок опор.

В области металлических мостов перспективно применение атмосферостойких сталей для пролетных строений. Наиболее целесообразно строительство мостов из таких сталей в отдаленных районах, где сложно обеспечивать содержание мостов в части защиты их от коррозии.

Стремление к уменьшению собственного веса несущих конструкций связано с применением алюминиевых сплавов в мостостроении. Опыт 70–80-х годов показал, что алюминиевые сплавы позволяют создавать пролетные строения решетчатой конструкции под автодорожное движение длиной до 30 м. Большая деформативность ранее построенных мостов на многие годы закрыла пути массового строительства таких мостов. С разработкой новых видов алюминиевых сплавов и нормативных документов в последние годы удалось доказать целесообразность строительства решетчатых пешеходных мостов. Проводятся исследования по возможному использованию современных алюминиевых сплавов для пролетных строений автодорожных мостов.

В последние годы в дорожной отрасли большое внимание уделяется применению композитных (полимерных) материалов для транспортного строительства. Такие полимеры, как стекло- и углепластики, уже показали свои преимущества в пешеходных мостах, которые начали возводить в нашей стране с 2004 года. Стоит задача распространить композитные материалы на автодорожные мосты.

Следует отметить и важность применения в дорожном строительстве такого легкого и давно используемого в качестве утеплителя материала, как вспененный пенополистирол. Применение в нижних слоях земляного полотна пенополистирола позволяет снизить трудоемкость работ при прохождении трассы автомобильной дороги в зоне слабых грунтов. В мостостроении этот материал пока в нашей практике не применялся. Однако, как показывают зарубежный опыт и исследования, проведенные на кафедре мостов, тоннелей и строительных конструкций МАДИ в 2019–2021 годах под руководством автора, пенополистирол, использованный в теле насыпи подхода к мостам, существенно снижает осадки основания и боковое давление на устои.

В заключение следует сказать, что наряду с новыми, так называемыми инновационными материалами дерево, бетон и сталь не потеряли своего значения для современного мостостроения, и их совершенствование, направленное на улучшение свойств, позволит в сочетании с полимерными легкими и прочными материалами создавать надежные и долговечные мостовые сооружения.

Попов В.И., к.т.н.,проф.,

АО Институт «Стройпроект», МАДИ

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.