Информационная модель формировалась по техническому заданию заказчика – министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. Объект –«Реконструкция автомобильной дороги «Нижняя Санарка – Скалистый» в Троицком районе Челябинской области».

Особенность объекта – насыщенность элементами обустройства, наличие системы наружного освещения со шкафами управления; множество труб – ремонтируемых и подлежащих новому строительству; участок дороги, проходящий по мосту. В статье «Информационное моделирование как двигатель развития дорожной отрасли» в 2022 году мы рассказывали, что информационная модель собирается в среде общих данных. Мы используем отечественный софт. Благодаря среде общих данных формируем информационную модель полностью, согласно составу проектной документации. Модель автодороги формировалась в системе автоматизированного проектирования.

Процесс формирования модели начинается с построения цифровой модели местности, на которой производится трассирование оси в плане, после чего она разбивается на пикеты и проектируется продольный профиль. Далее в поперечных профилях применяется конструкция дорожной одежды и назначаются земляные работы. Сложные конструкции (трубы, элементы наружного освещения, шкафы управления, подземные коммуникации, колодцы) формируются в специализированных программах.

На каждом этапе в режиме реального времени можно просматривать модель как в самой программе, где проектировался элемент, так и в виде информационной модели в среде общих данных, где в конечном итоге осуществляется сборка готовой информационной модели. Структура модели по составу проектной документации упрощает процесс ознакомления с информационной моделью других пользователей, в том числе и заказчику. В любой момент времени можно включить/выключить видимость как одного определенного объекта модели, так и всей связки объектов, распределенных в разделы проектной документации. Например, можно оставить в зоне видимости только объекты дорожного полотна и наружного освещения, чтобы видеть и оценивать объективно проектные решения.

Можно комбинировать частные информационные модели, что позволяет опять же анализировать проектные решения и увидеть неточности, коллизии в процессе проектирования – для их дальнейшего оперативного устранения. 

Среда общих данных также позволяет инженеру менять внешний вид каждого отдельного элемента для более точного соответствия модели реальности. Предусмотрена возможность правки свойств объектов, а также добавления пользовательских атрибутов, которыми изначально элемент модели мог быть и не наделен. К разделам проекта можно прикреплять документы в любом расширении – для удобного доступа по первому требованию. Также при просмотре объекта можно оставить комментарии, замечания, маркеры, что позволяет использовать среду общих данных не только на стадии проектирования, но и на стадии строительства. Модель на любом этапе можно дополнять необходимой информацией, чертежами, ссылками.

При сборке информационной модели проводились проверки на коллизии. Были внесены изменения в чертежи проектной документации, что повысило качество работ. Например, перенесены бермы дорожных знаков, попадающие на укрепление русел возле труб. Были откорректированы размеры укрепления труб вблизи проходящих инженерных коммуникаций. Проведены визуальные оценки проектных решений по примыканию к основному ходу дороги на ПК30, где расположен пешеходный переход и переходно-скоростные полосы, благодаря чему были утверждены вертикально-планировочные решения. 

Также проведена визуальная оценка видимости дорожных знаков, после чего принималось решение о размещении некоторых из них на опорах освещения, визуальная оценка остановочных комплексов и мест пешеходных переходов, оценивалась реальная видимость в этих местах для обеспечения безопасности.

По проектной документации было получено положительное заключение ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области». В дальнейшем планируется: разбивка модели на захватки; формирование необходимых ведомостей и чертежей для конкретных захваток и закрепление их в среде общих данных на модели; приложение плановых чертежей, чертежей поперечных профилей к модели в необходимых местах для увеличения информативности модели и достаточности ее для работ на строительной площадке. Далее предстоит передача в безбумажном виде модели заказчиком подрядной организации для ведения строительно-монтажных работ.

Снимок экрана 2023 05 31 в 16.57.07

 Снимок экрана 2023 05 31 в 16.57.37 

Снимок экрана 2023 05 31 в 16.57.48 Снимок экрана 2023 05 31 в 16.58.02

Снимок экрана 2023 05 31 в 16.58.19 Снимок экрана 2023 05 31 в 16.58.41


КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, Москва, ул. Электрозаводская, 24, офис 403

info@iz-dorogi.ru

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.