Российским компаниям есть что предложить новому мировому лидеру дорожного строительства.

Сегодня Индия демонстрирует самые высокие в мире темпы роста строительства новых автодорог. По мнению основателя индийской компании R.P.P. Infra Projects Limited Пусаппана Арулсундарама, это уже в ближайшие годы поможет подняться стране с ее нынешнего третьего места по протяженности дорожной сети на первое, опередив нынешних лидеров США и Китай. Также он рассказал о базовых подходах государственной политики по развитию дорожной сети в этой стране и о том, какой на сегодня накоплен практический опыт в их реализации.

– В настоящий момент общая протяженность дорожной сети в Индии составляет 6,37 млн км, при этом на долю государственных автодорог приходится всего 2% от всей сети и по ним передвигается более 40% всех автомобилей. Правительство выделило почти 1,4 трлн долл. для развития инфраструктуры до 2025 года, придав этому направлению существенный стимул. По прогнозам правительства, в дорожную инфраструктуру в северо-восточных регионах Индии в период 2020–2025 гг. будет вложено 350 млрд долл. В рамках генерального плана Гатишахти будет построено 25 тыс. км новых автомобильных дорог для национальной дорожной сети. Банк Bank for Financing Infrastructure and Development будет предоставлять безоборотное финансирование развития инфраструктуры и согласно плану начнет финансирование проектов с первого квартала 2022/2023 финансового года. Ожидается, что в ближайшие три года ему удастся привлечь более 53 млрд долл. 

Правительством было успешно развернуто свыше 60 проектов дорожного строительства в Индии общей стоимостью свыше 10 млрд долл. в рамках модели гибридной ренты (HAM). Модель HAM позволяет пропорционально сбалансировать риски между государством и частным сектором, что придало дополнительный стимул к активному развитию государственно-частного партнерства. Национальным управлением автомобильных дорог Индии (NHAI) для 100 автомагистралей в стране была реализована модель TOT, предполагающая взимание платы за проезд частными компаниями в обмен на обслуживание и ремонт дорог. Для первых двух комплексов дорог, каждый из которых включает в себя девять автострад, была успешно проведена программа монетизации при объеме инвестиций свыше 2 млрд долл. 

В настоящий момент в Индии реализуется более 4,6 тыс. различных дорожных проектов, общие финансовые перспективы которых превышают 420 млрд долл. Из наиболее крупных можно выделить проект «Бхаратмала», в рамках которого планируется построить не менее 26 новых скоростных дорог уже к 2025 году. Другой проект, «Бхарат Мала Парийоджана» направлен на строительство около 65 тыс. км национальных, коммерческих, пограничных и прибрежных дорог, а также скоростных автомагистралей для оптимизации уже построенной дорожной инфраструктуры. Предполагается, что программа позволит реализовать следующие задачи: построить 4-полосные дороги между населенными пунктами 550 административных округов, создать 50 транспортно-экономических коридоров общей протяженностью около 26 тыс. км, увеличить скорость движения транспорта на 20–25%, снизить затраты при организации цепочки поставок на 5–6% и расширить возможности национальной дорожной сети для перемещения по ней 70–80% всего автомобильного транспорта страны. На первом этапе программы будет построено 34,8 тыс. км автодорог, оценочная стоимость составляет почти 67 млрд долл. 

Отдельно отмечу темпы роста дорожной сети Индии. Максимальные темпы строительства национальных дорог были достигнуты в 2020–2021 годах и составили 37 км новых дорог в день. Всего же за этот период было построено более 13 тыс. км дорог. Национальное управление автомобильных дорог Индии планирует построить в 2022–2023 годах 25 тыс. км национальных шоссе с общей скоростью строительства 50 км в сутки. За счет таких темпов работ дорожников протяженность национальных автодорог увеличилась более чем на 50%, с 92 тыс. км в апреле 2014 года до 140 тыс. км на текущий момент. В Индии в последние годы порядка 15% от валового национального продукта (ВНП) тратится на нужды логистики и транспорта. Такая политика дает все основания Министерству автомобильного транспорта и шоссейных дорог Индии планировать строительство 200 тыс. км национальных автострад к 2025 году. Индия выделила более 120 млрд долл. на инфраструктурные проекты 2023–2024 годов, что в пять раз больше, чем в 2014 году. 1,4 трлн долл. планируется инвестировать в инфраструктуру в период с 2020 по 2025 год. Согласно текущим прогнозам, к 2025 году индийская дорожно-строительная отрасль выйдет на целевой темп дорожного строительства в 60 км новых дорог в сутки. При этом сейчас целью ставится строить уже в ближайшей временной перспективе более 100 км дорог в день. Сегодня страна обладает третьей по протяженности дорожной сетью в мире. На первом и втором месте находятся соответственно Соединенные Штаты и Китай. Благодаря набранным темпам расширения своей дорожной сети вскоре Индия может обогнать США и Китай и выйти на первое место. Отражением этой политики стали грандиозные планы возведения скоростных автомагистралей, которые в отличие от обычных автострад будут иметь не 4 полосы движения, а 6 или 8, с возможностью расширения в будущем до 12 полос. 

По данным Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR), который считается одним из ведущих консалтинговых агентств в Лондоне, к 2037 году Индия станет третьей экономической сверхдержавой, а к 2035 году ее экономика достигнет объема в 10 трлн долл. Вот основные проекты в рамках этих планов. Скоростная автомагистраль Дели – Мумбаи протяженностью 1350 км, скоростная автомагистраль Мумбаи – Нагпур, протяженность которой составит 701 км, скоростная автомагистраль «Ганга». Протяженность ее пути – 594 км. Также в эти планы входят проекты строительства скоростных автомагистралей Дели – Амритсар – Катра протяженностью 650 км, Райпур – Вишакхапатнам, длина которой составит 465 км, и Бангалор – Ченнаи с общей протяженностью пути 261 км. Их постройка позволит снизить затраты предприятий Индии на логистику, составляющие сейчас 16%, до 9%. Правительство разрабатывает различные стимулирующие инициативы для привлечения частных инвестиций и прямых иностранных инвестиций в сектор автодорог и берет на себя следующие затраты: беспошлинный ввоз мощной современной дорожностроительной техники, стопроцентное освобождение от уплаты налогов в течение любых последовательных 10 лет из 20 после ввода проекта в эксплуатацию, субсидирование до 40% стоимости проекта. 

Также важным инструментом развития дорожной сети являются проекты National Infrastructure Pipeline (развитие национальной инфраструктуры, NIP). Из общего объема расходов около 280 млрд долл. выделяется на сектор автомобильных дорог. Направления инвестиций – очистка и подготовка окружающей среды, перенос инженерных сетей, выделение участков под трассы и придорожные заведения и техникоэкономическое обоснование проектов. В рамках этих программ штат Уттар-Прадеш санкционировал строительство дороги протяженностью 1255 км с использованием технологии глубокой рекультивации для экономии затрат и времени, а также ради экономии природных ресурсов и сокращения углеродных выбросов. Работы по разработке 6-полосного участка с контролем доступа к Харидвару из экономического коридора Дели – Сахаранпур – Дехрадун ведутся с использованием режима гибридной ренты. Правительство дало разрешение на расширение и укрепление шоссе NH-334A (Пуркаджи – Лаксар – Харидвар) с созданием двухполосной дороги с асфальтированной обочиной в формате EPC (проектирование, снабжение, строительство) в штате Уттар-Прадеш и на расширение шоссе NH-330D (участок Ситапур – Кураин) до двухполосной дороги с асфальтированной обочиной в формате EPC. В Джамму был заложен первый камень в рамках первого из 25 проектов расширения национальных автомобильных дорог общей протяженностью 257 км для обеспечения всепогодного транспортного коридора между Джамму и Кашмирской долиной. 

В рамках проекта NIP в течение следующих трех лет министерство планирует реализовать более 130 новых проектов по строительству национальных автомобильных дорог в Северо-Восточных штатах. Прогнозируется, что в 2016–2025 годах среднегодовой рост рынка строительства автомобильных дорог в Индии составит 36,16% из-за растущих правительственных инициатив по улучшению транспортной инфраструктуры в стране. В период с 2016–2017 по 2021–2022 годы этот показатель составлял 20%. 

Также отмечу, что российским компаниям предоставляются огромные возможности для сотрудничества с индийскими инфраструктурными компаниями в сфере дорожного хозяйства в Индии. Двусторонние связи между Индией и Россией остаются такими же крепкими, как и прежде, и, следовательно, экспорт битума в Индию через государственные организации или через частные компании становится все активнее. Партнерство может быть выстроено по схеме EPC (проектирование, снабжение и строительство), BOT (строительство, временное владение, передача) или с гибридной рентой, с различными масштабами инвестиций. 

Подготовил Леонид Григорьев.


КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, Москва, ул. Электрозаводская, 24, офис 403

info@iz-dorogi.ru

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.