ТРАССА А-229 КАЛИНИНГРАД – ЧЕРНЯХОВСК – НЕСТЕРОВ КАК ЛЕТОПИСЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ

Дороги в государстве должны быть плохими, так как это затрудняет проход по ним неприятельской армии, говорил Фридрих Великий. Однако он был великий шутник! Дорожная сеть Восточной Пруссии была превосходной уже при Тевтонском ордене, обосновавшемся на этой земле в начале XIII столетия. Немецкие псырыцари (как назвал их Карл Маркс) строили из камня не только замки и крепости, но и связующие их пути – в прямом смысле на века.

КАМЕНЬ НА КАМНЕ

В качестве стройматериала использовался гранит, который собирали по побережью, по лесам и полям покоренные прибалты-пруссы. Позже в дело пошли габбро и диабаз, добываемые на силезских, богемских и тюрингских каменоломнях. Во времена Третьего рейха они были превращены в концентрационные лагеря. Но и их оказалось мало: камень привозили из Скандинавии – по Балтийскому морю на баржах. До наших дней на территории Калининградской области сохранилась чертова дюжина орденских замков, почти половина из которых расположена вдоль трассы А-229 Кёнигсберг – Шталлупёнен, то есть Калининград – Нестеров.

Она пролегла по Прусской равнине строго с запада на восток, как бы в напоминание о мрачных периодах германской экспансии. Прямая, как меч, как шрам от меча, эта дорога когда-то была вымощена булыгой. Отшлифованная подковами боевых лошадей и армейскими сапогами, утрамбованная гусеницами бронированной техники, наконец отполированная до слепящего блеска каучуковыми шинами мерседесов, хорьхов и опелей, она не знала ни колейности, ни выбоин, ни прочих дефектов. Какая колейность! Она выдержала англо-американские ковровые бомбардировки 1944–1945 годов.

Но и ее век закончился: несколько десятилетий назад дорогу стали разбирать и одевать в асфальт. Таково было требование времени – времени скоростей. Не к лицу трассе, входящей в европейский маршрут Берлин – Калининград – Вильнюс – Минск, пребывать в «каменном веке». Булыжное покрытие – это безупречное качество, но безопасности никакой. Сцепление с ним крайне низкое, особенно в дождь и снег; шипованная резина только усугубляет скользкость. Не говоря о том, что липы, вязы, ясени и дубы, стоящие плотной стеной по обеим обочинам (их густая крона, по мысли немцев, должна была не только давать тень и поглощать выхлопы, но и обеспечивать маскировку при переброске войск), представляли смертельную угрозу для любителей быстрой езды.

Фото Андрея Каменева и Екатерины Корочкиной

Полностью статью можно прочитать в № 8 2022 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.