НА СТРОИТЕЛЬСТВО RAB 29 БЫЛИ ПРИВЛЕЧЕНЫ ТЫСЯЧИ БЕЗРАБОТНЫХ НЕМЦЕВ

Трасса А-4, входящая в панъевропейский коридор Е40 и пересекающая Польшу в южной ее части вдоль предгорий Карпат и Судет, – самая длинная автомагистраль в этой стране. Ее протяженность 672 км. Некоторые участки А-4 были шоссированны в 1930-е нацистской Германией как рейхсавтобан RAB 29 (территория Силезии входила в состав Третьего рейха). В 1945-м по этой дороге, с востока на запад, двинулись части Красной армии – на Бреслау, а затем на Берлин.

С 1939-го, то есть с началом Второй мировой войны, к строителям добавились заключенные, для которых вдоль будущей трассы, на равноудаленном друг от друга расстоянии, с точностью до метра (!), было создано 16 трудовых лагерей. Покрытие выполнялось путем отливки бетонных плит на месте. В таком виде RAB 29 просуществовала без капремонта до 1990-х. За десятилетия она деформировалась изза вертикального смещения плит и их износа на стыках, отчего получила название «самая длинная лестница в Европе». Сегодня А-4 – современное многополосное, хорошо оборудованное шоссе, за проезд по которому взимается плата. Максимально разрешенная скорость – 120 км/ч, а кое-где позволено и до 140. И ничто не напоминает о том, что 77 лет назад по обе стороны от него, да и на нем самом, шли ожесточенные бои.

Впрочем, наглядное свидетельство осталось: на одной из мостовых опор, на участке Вроцлав – Легница, у села Яростов, чудом сохранилась надпись, начертанная солдатами Красной армии: «ВОДРУЗИМ НАД БЕРЛИНОМ ЗНАМЯ ПОБЕДЫ!»

СПАСЕННАЯ СТОЛИЦА

Дорога RAB 29 шла на Берлин через Краков, древнюю столицу польских королей. Советские войска под командованием маршала Конева подошли к ней к концу 1944-го, при этом Конев отдал приказ авиации и артиллерии не бомбить и не расстреливать историческую святыню поляков. Иной «тактики» придерживались генералы вермахта. Не желая сдавать Краков, фашисты заминировали его важнейшие промышленные, коммуникационные, фортификационные и архитектурные объекты. Более того, с приходом советских войск немцы намеревались взорвать Рожновскую плотину на реке Дунаец, в местечке Новы-Сонч, расположенном в 100 км от Кракова: это должно было вызвать затопление города и, как следствие, панику среди наших солдат.

Всю эту информацию добыла советская диверсионно-разведывательная группа, действовавшая на территории Краковского воеводства под руководством 28-летнего лейтенанта Алексея Ботяна. В начале января 1945-го бойцы «партизана Алеши» подорвали штабной автомобиль немцев; среди документов убитых офицеров оказался план минирования Кракова и Рожновской плотины. Из этих же бумаг следовало, что взрывчатка для уничтожения дамбы складировалась в Ягеллонском замке в Новы-Сонче. Замок охранялся немцами не хуже, чем «Волчье логово» Гитлера (личный бункер фюрера в Растенбурге, ныне – польский городок Кентшин. – Ред.). Алексею Ботяну удалось решить, казалось бы, неразрешимую задачу. Уроженец Западной Белоруссии, он в совершенстве владел польским языком, а кроме того, как подобает профессиональному разведчику, был отличным актером.

Ботян вошел в доверие к охраннику-гауптману, поляку по национальности, и, сыграв на его патриотизме, уговорил пронести в замок мину. На рассвете 18 января она была приведена в действие; взрыв вызвал детонацию сотен тонн тротила, предназначенных для плотины. Ягеллонский замок превратился в руины, погребя под собой около полутысячи гитлеровцев. Тем временем группа Ботяна завершала разминирование Кракова. Город был спасен. Уже на следующий день в него вошли 59-я армия под командованием генерала Коровникова и 60-я армия под командованием генерала Курочкина.

«Широкие улицы полны шумной, ликующей толпой, – вспоминал очевидец тех дней Борис Полевой. – Над городом плывет густой торжественный звон. И вся эта пестрая краковская толпа, в которой можно увидеть и железнодорожника, с головы до ног украшенного блестящими пуговицами, и старика в котелке и штанах гольф, и бледных девушек с заплатанными локтями и высокой прической, и монаха-капуцина в желтой перевязанной веревкой сутане, и даму с древним пенсне на шнурочке, и худых, оборванных рабочих с бледными, но радостными лицами …вся эта масса людей, высыпавшая на тротуары, радостно шумит, ликует, рукоплещет двигающейся по улицам батарее сверхтяжелых орудий, кричит «Привет!» проезжающему на машине генералу, машет шляпами, котелками, платками».

В 1967-м другой писатель, Юлиан Семенов, вдохновленный подвигом Ботяна и его группы, напишет книгу «Майор Вихрь». В том же году режиссер Евгений Ташков снимет одноименную ленту по этому роману. Она и сегодня смотрится на одном дыхании.

Полностью статью можно прочитать в №5 2022 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.