«Реальная спецтехника 2025» — под таким названием 22–23 апреля прошла юбилейная, десятая по счету тематическая онлайн-конференция, организованная интернет-порталом «Экскаватор.ру».В мероприятии приняли участие сотрудники как отечественных, так и официальных представителей лидирующих зарубежных компаний (из дружественных России стран), занимающихся производством и поставками специальной, в том числе дорожной техники, а также запчастей, навесного оборудования и расходных материалов.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась главный редактор «Экскаватор.ру» Нина Канунникова. Затем слово взял Андрей Ловков, коммерческий директор компании ID-Marketing, специализирующейся на маркетинговых исследованиях промышленных рынков. Он привел данные по сравнительной динамике импорта спецтехники за январь — ноябрь 2008 года, а также периода 2014–2024 годов. Андрей Ловков отметил, что импорт спецтехники в 2024 году несколько снизился в сравнении с пиковым 2023-м, однако немного превышает уровень 2008 года. Спикер также проинформировал о структуре импорта спецтехники за январь — ноябрь 2024 года по видам машин. Лидирующее место занимают фронтальные погрузчики (27,61%), за ними следуют экскаваторы (24,22%), затем — экскаваторы-погрузчики (22,30%). Докладчик также рассказал о структуре импорта спецтехники по странам происхождения. Если в 2008 году главным импортером в РФ была Япония (29%), то с 2014-го ее вытеснил Китай (35%). А в 2024 году доля китайской спецтехники в нашей стране достигла рекордных 88%. При этом лидерами продаж являются такие бренды, как LiuGong (10%), Lonking (10%), LGCE (9%) и SANY (9%).
Электрическая спецтехника LiuGong стала темой доклада руководителя отдела развития продуктов российского представителя этой компании Александра Нетида. По его словам, все большее число городов в мире готовы отказаться от использования транспортных средств с ДВС и перейти на более экологически чистые ТС на электротяге. Александр Нетид напомнил слова столичного мэра Сергея Собянина: «По разным оценкам, к 2030 году количество электромобилей в Москве составит от 100 до 300 тысяч единиц. В городе будут действовать многочисленные роботы-доставщики и другой электротранспорт».
Что касается спецтехники, то двигатели на электротяге, безусловно, найдут свое применение на таких ее видах, как экскаваторы, погрузчики, подъемники, миксеры, грейдеры, катки, снегоуборщики и даже карьерные самосвалы. Нулевой выхлоп, низкий шум и улучшенная динамическая реакция, экономичность, безопасность, надежность и удобство управления — главные преимущества таких машин.
Тему электрической спецтехники также затронул Игорь Мурашов, коммерческий директор ООО «СюйГун Ру», официального представительства китайской корпорации XCMG. Он познакомил со схемой развития новой энергетической цепи XCMG, а также представил полную линейку спецтехники на электроприводе. В ней — модели трех типов: одни рассчитаны на подзарядку, другие требуют замены аккумулятора, третьи способны работать в гибридном режиме. Игорь Мурашов также рассказал, что за последние 5–10 лет китайская тяжелая техника стала «легче» за счет применения легких инновационных материалов. Собственный вес машин уменьшился, при том что их грузоподъемность увеличилась. Спикер отметил, что очень многие модели XCMG созданы специально для российского рынка и отличаются даже не комплектацией, а применяемыми основными комплектующими и ключевыми техническими характеристиками.
О российском рынке подъемной техники рассказал Алексей Попов, коммерческий директор ООО «Зумлион Хэви Индустри РУС», официального представителя китайского завода — производителя спецтехники Zoomlion Heavy Industry Science & Technology Co., Ltd. С конца 2020 года наблюдается бум на новые инфраструктурные проекты, в том числе строительство автомобильных дорог. В связи с этим в период с 2021 по 2024 год возрос спрос на подъемную технику. Китайские производители выходят на рынок с десятками новых моделей ежегодно. По сути, рынок подъемной техники в России — это открытая конкуренция между китайскими брендами. Основная часть продаж приходится на SANY, XCMG, LiuGong и Zoomlion. Доля последнего составляет треть — 33,4%. В России в настоящее время наиболее востребованы легкие автокраны — грузоподъемностью 25–30 тонн, хотя есть спрос и на «тяжеловесы» (80, 100, 150 и 200 тонн). «Китайские машины отличает высокое качество отделки кабины и эргономика органов управления, — подчеркнул докладчик. — Кроме того, не следует забывать о сервисном сопровождении на протяжении всего жизненного цикла машины. В ближайшей перспективе это будет одним из важнейших конкурентных преимуществ для любого производителя».
Вместе с тем спикер заметил, что в 2025 году российский рынок просел. Так, в январе — феврале этого года на учет в России было поставлено всего 339 автокранов (50 из них — Zoomlion). Это практически двукратный спад в сравнении с прошлогодним показателем за аналогичный период.
Ситуацию на рынке автовышек в России озвучил директор по развитию «ТК Лидер» Никифор Маяцкий. Он рассказал, что импортная спецтехника этого типа сейчас составляет 85%, основными игроками выступают Китай, Южная Корея и Япония. Автовышки отечественного производства представлены в основном компаниями MegaLift и «Чайка-сервис». Наиболее широкий ассортимент предлагают китайские производители. В отличие от российских компаний, у которых модели с высотой подъема более 28 м морально устарели, китайские заводы предлагают актуальные разработки. Если в 2021 году доля китайской продукции составляла менее 10%, то в 2022-м этот показатель достиг 30–40%, в 2023-м — 80–90%, а в 2024-м — более 90%.
Генеральный директор компании «Автограф» Ольга Деева рассказала о том, как сориентироваться среди многообразия брендов на рынке шин для спецтехники, в том числе дорожно-строительной. «Сегодня мы наблюдаем стремительный рост числа брендов из Китая, Индии, Турции, Израиля и Таиланда, — отметила Ольга Деева. — Многие китайские шины сегодня — высокого качества, и серьезных опасений в их надежности у российских потребителей быть не должно. Например, такие бренды, как Advance, Aeolus, Marcher, Techking и Triangle, — это масштабные производственные площадки, научные лаборатории и передовые технологии. В то же время типоразмеры и модели отечественных производителей, таких как «Кама», «Нортек», «Волтайр» или «Белшина», также достаточно широки и могут обеспечить почти все потребности на рынке».
Тему рынка запчастей и сервисного обслуживания в 2025 году затронула директор по развитию ООО «ДОЗ» (группа компаний ТЕХНОPARTS) Елена Евсюкова. «Если говорить о поставках из Китая, то это сравнительно оперативное решение проблемы, — подчеркнула она. — Но тут нужно внимательно следить за качеством поставляемой продукции, имея прямые контракты с заводами-производителями либо надежных поставщиков в России, предоставляющих гарантию на запчасти. Что же касается восстановления запчастей, то здесь важно наличие технологий для надежного возобновления ресурса детали или узла и возможность тестирования их в реальных условиях. В противном случае это прямая угроза безопасной эксплуатации техники».
«Управление на основе данных. Как современные разработки трансформируют отрасль» — такова была тема выступления руководителя проектов «МониторингАвто» Никиты Арабаджиева. Он рассказал о современных технологиях в мониторинге (расход топлива, обнаружение неисправностей, идентификация водителя, видеонаблюдение с ИИ), в том числе об углубленном контроле спецтехники (датчики нагрузки, угол наклона и т. п.).
Второй день онлайн-конференции был посвящен практическому интенсиву по маркетингу и продажам специальной техники.
Алексей Шлыков