В России с 2021 года проводится масштабная работа по модернизации пунктов пропуска через государственную границу. В настоящее время из установленных 379 пунктов функционируют 313. За период с 2021 по 2024 год Минтранс России выполнил 245 мероприятий по развитию трансграничной инфраструктуры.

Проведенная Росгранстроем работа по модернизации пунктов пропуска на территории РФ позволила увеличить пропускную способность на приоритетных участках почти в два раза на границе с Китаем, в 2,5 раза на границе с Монголией, в пять раз на границе с Азербайджаном, а также в два раза на границе с Грузией.

Такие цифры прозвучали на заседании Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах Российской Федерации, которое провел председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов.

В обсуждении приняли участие сенаторы Российской Федерации, первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Валентин Иванов, директор департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России Михаил Кокаев, руководитель дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы (Росгранстрой) Геннадий Безлобенко, заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко, представители других министерств и ведомств, субъектов РФ.

Участники заседания обсудили меры, необходимые для сокращения времени досмотра грузовых транспортных средств на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также вопросы обустройства площадок для стоянки грузовых транспортных средств и участков автодорог на подъездах к пунктам пропуска.

Кроме того, были внесены предложения по совершенствованию нормативно-­правового регулирования в целях оптимизации функционирования и развития пунктов пропуска. В частности, речь шла о возможности внесения изменений в Земельный кодекс, касающихся механизма образования участков из состава земель лесного фонда и сельхозназначения для целей обустройства госграницы.

Грузооборот растет

Открывая дискуссию, Андрей Кутепов напомнил, что в апреле 2024 года в Совете Федерации уже рассматривались меры, необходимые для выполнения поручения Президента РФ о сокращении времени досмотра на пунктах пропуска до 10 минут. В частности, речь шла о создании единой информационной системы пропуска через госграницу, переходе на электронные перевозочные документы, внедрении интеллектуальных пунктов пропуска, расширении практики ведения электронной очереди, оснащении пунктов пропуска инспекционно-­досмотровыми комплексами для ускорения проведения контроля. И самое главное — о модернизации пунктов пропуска на наиболее загруженных направлениях — Юг и Восток.

Руководитель ФГКУ «Росгранстрой» Геннадий Безлобенко сообщил о проведении комплексной модернизации 14 приоритетных пунктов пропуска, завершении реконструкции автомобильного пункта пропуска на границе с Монголией — Кяхта (увеличение почти в 2,5 раза), на границе с Грузией — Верхнего Ларса (увеличение в два раза), на границе с Азербайджаном — Яраг-­Казмаляра (увеличение в три раза). Также завершена реконструкция железнодорожных пунктов пропуска Нижнеленинское и Забайкальск на российско-­китайском участке госграницы. Обустроены 13 пунктов пропуска на административной границе с новыми регионами, что позволило увеличить пропускную способность с 14,7 тыс. автомобилей в сутки до 37 тыс.

Семь пунктов пропуска — Тагиркент-­Казмаляр на границе с Азербайджаном, Петухово и Маштаково на границе с Казахстаном, Забайкальск на границе с Китаем, Весело-­Вознесенка, Матвеев-­Курган и Джанкой на административной границе с историческими субъектами РФ — оснащены отечественными инспекционно-­досмотровыми комплексами портального типа (ПИДК).

«Это современное оборудование российского производства, позволяющее сканировать 100% грузовых транспортных средств в динамическом потоке, выявлять быстро и безопасно запрещенные к провозу предметы и вещества», — сказал Геннадий Безлобенко.

Кроме того, введены в эксплуатацию такие инновационные цифровые решения, как электронная очередь, диспетчеризация, мониторинг, информирование водителей об очередях на границах.

Напомним, что с 1 сентября 2023 года вступили в силу положения 24-го федерального закона, регулирующие работу системы резервирования даты и времени подъезда к автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации. В рамках этого закона у Минтранса России появились полномочия определять порядок регулирования и действия этого механизма.

Правительство РФ утвердило перечень пунктов пропуска, где применяется электронная очередь. Сейчас в него входят четыре пункта пропуска: Бугристое в Челябинской области (на границе с Казахстаном), Забайкальск в Забайкальском крае (на границе с Китаем), Тагиркент-­Казмаляр в Дагестане (на границе с Азербайджаном), Чернышевское в Калининградской области (на границе с Литвой).

Эти погранпереходы были выбраны не случайно в качестве пилотных, так как являются наиболее загруженными в части грузового трафика. Например, в Забайкальске ежедневно границу пересекают порядка 300 грузовиков, в Бугристом — более 750 грузовых транспортных средств. Здесь применение системы резервирования наиболее актуально, убеждены специалисты.

Кроме того, в пункте пропуска Тагиркент-­Казмаляр проходит апробация прототипа «интеллектуальных пунктов пропуска», проинформировал первый заместитель министра транспорта Валентин Иванов.

«Мы вместе с другими государственными органами осуществляем мониторинг, установили все системы, которые входят в «интеллектуальный пункт пропуска», ведем донастройку. Полученный опыт поможет нам устранить замечания и улучшить работу», — добавил Валентин Иванов.

С 1 марта 2024 года бронирование даты и времени пересечения госграницы для граждан РФ стало возможным на портале «Госуслуги», а для граждан иностранных государств — в государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).

Бесплатный цифровой сервис резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска призван обеспечить порядок и контроль при формировании очередности проезда грузовиков к пунктам пропуска и минимизировать скопление транспорта на дорогах.

По словам руководителя Росгранстроя, реализация указанных мероприятий позволила в течение 2021–2024 годов повысить пропускную способность автомобильных пунктов пропуска на границе с Азербайджаном в пять раз, с Монголией — в 2,5 раза, с Грузией — в два раза, с Китаем — почти в два раза, с Казахстаном — в 1,1 раза. Как следствие, в 2023-м по сравнению с 2021 годом на 49% вырос грузооборот на сухопутных участках государственной границы с Китаем, Азербайджаном, Грузией и Монголией.

Обратный отсчет пошел

Что можно успеть за 10 минут? Как известно, можно добежать до канадской границы, а можно сократить время досмотра на пунктах пропуска.

Безусловно, поручение Президента РФ по сокращению осмотра грузового транспорта до 10 минут на автомобильных пунктах пропуска находится на особом контроле. Как сказал Геннадий Безлобенко, для достижения этого показателя на 55 приоритетных пунктах пропуска, утвержденных правительством, создается необходимая инфраструктура и сокращается время контрольных операций. При этом на 23 пунктах запланирована комплексная модернизация, на 32 — дополнительное обустройство и оснащение.

«Вместе с тем существует ряд проблем. В частности, отсутствуют обязательный механизм предварительного информирования госконтрольных органов о планируемых пересечениях границы грузов, ТС и лиц как на убытие из РФ, так и на прибытие, а также механизм предварительной проверки предоставленных данных и документов для обеспечения получения перевозчиками обратной связи и последующей диспетчеризации «зеленого» и «красного» коридоров», — подчеркнул руководитель Росгранстроя.

На приграничных участках также не развита инфраструктура, позволяющая обеспечивать системное выполнение функций и предоставление услуг, связанных с международными грузоперевозками.

Геннадий Безлобенко призвал расширить практику определения иных мест убытия и прибытия на всех приоритетных участках границы, а также обеспечить обязательную информационную связанность иных мест с пунктами пропуска для возможности диспетчеризации транспорта к месту прохождения контроля.

В этой связи директор департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России Михаил Кокаев обратил внимание на недопустимую ситуацию, когда за проезд через иное место с перевозчиков взимают плату.

Также Росгранстрой выступает за дальнейшее развитие технологии автоматического анализа снимков, полученных с инспекционно-­досмотровых комплексов всех типов, с использованием технологии искусственного интеллекта.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко рассказал о работе по обустройству участков автомобильных дорог на подходах к пунктам пропуска площадками для размещения грузовых транспортных средств. Всего запланировано 12 таких площадок, которые находятся в разной степени готовности.

«По шести объектам, к сожалению, в пятилетнем плане не предоставлены соответствующие бюджетные ассигнования на выполнение работ по капитальному ремонту, но в плане эти объекты есть, и при очередном бюджетном цикле на период 2026–2028 годов мы будем выходить с предложениями по бюджетным ассигнованиям на выполнение работ по капитальному ремонту», — заверил Игорь Костюченко.

ПИДК — это быстро и безопасно

Директор департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Юрий Плясунов проинформировал, что российским производителем и поставщиком инспекционно-­досмотровых радиометрических комплексов является компания «Скантроник Системс», входящая в контур государственной корпорации «Ростех». Организация производит четыре вида ИДК — портальный, мобильный, стационарный и железнодорожный. В целом доля использования отечественных комплектующих при производстве ИДК превышает 95%.

Время досмотра в каждом отдельном случае несколько отличается: портальные ИДК — 27 секунд, стационарные — до пяти минут, мобильные — порядка шести, анализ железнодорожного состава из 70 вагонов занимает примерно 20 минут.

В 2024-м произведены 11 единиц ИДК различных типов, суммарно за период с 2018 по 2024 год — 46 единиц. В текущем году в производстве находятся шесть портальных, один стационарный и 11 мобильных комплексов. «К концу года общий объем производства составит 64 единицы. Производственные мощности предприятия в целом составляют порядка 36 единиц всех видов комплексов ежегодно. То есть, до 2030 года будут произведены 180 единиц.

Представитель Минпромторга призвал синхронизировать производственную программу предприятия с потребностями по оснащению ИДК. «При необходимости мы готовы оказать предприятию дополнительную поддержку по развертыванию производственных мощностей. Целесообразно после согласования указанной программы заключить с предприятием контракт на весь период ее реализации с учетом текущей ключевой ставки, предусмотрев объем авансирования в объеме 80%. Это позволит сократить сроки и минимизировать затраты при закупке необходимых комплектующих изделий», — резюмировал Юрий Плясунов.

Даешь типовой проект!

Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов акцентировал внимание на необходимости более широкого использования типовых проектов пунктов пропуска, что позволит снизить их стоимость и сократить сроки строительства.

Он подчеркнул, что в 2024 году были введены в эксплуатацию пять пунктов пропуска, начало эксплуатации семи пунктов перенесено на 2025-й.

«Одной из причин переноса сроков является отсутствие единого подхода к формированию технических параметров при проектировании и строительстве автомобильных пунктов пропуска, что приводит к избыточному формированию требований государственных контрольных органов к их характеристикам и оснащению», — заявил Валерий Богомолов.

По его словам, в ходе контрольных мероприятий выяснилось, что при разработке проектной документации на реконструкцию и строительство автомобильных пунктов пропуска с одинаковой проектной пропускной способностью площадь застройки могла отличаться на 50–90%.

Валерий Богомолов напомнил, что в 2022 году Счетная палата РФ направила в Правительство РФ письмо с рекомендацией поручить Минтрансу России проработать вопрос об установлении порядка классификации автомобильных пунктов пропуска по категориям в зависимости от их пропускной способности, включая требования к их характеристикам и оснащению.

Согласно информации, представленной Минтрансом России в Правительство РФ в январе 2024 года, данная методика определения порядка классификации пунктов пропуска по категориям находится в стадии разработки.

Валентин Иванов согласился с необходимостью типизации прежде всего автомобильных пунктов пропуска. На первом этапе по типовым проектам будут строиться здания — административно-­бытовые комплексы, залы обслуживания и осмотра пассажиров, кинологические службы и т. д. А дальнейшее планировочное решение будет приниматься в зависимости от конкретных особенностей каждого пункта пропуска: уровня пропускной способности, наличия пассажирского сообщения, номенклатуры и объемов перевозимых грузов. Ярким примером нестандартного подхода является зажатый между скалой и рекой пункт пропуска Верхний Ларс на границе с Грузией.

«Мы достигли там феноменальной пропускной способности на квадратный метр при условии, что был вынесен в иное место прибытия ряд процедур оформления», — сказал Валентин Иванов.

Геннадий Безлобенко анонсировал типовой проект пункта пропуска на площадке Кани-­Курган в Амурской области, который в 2025 году будет введен в эксплуатацию. «Это первый подобный пункт пропуска в нашей стране, утвержденный приказом Минтранса, где учтены все технические, технологические и архитектурные решения, внутреннее благоустройство, логистика. Следующий пункт мы планируем обустроить на о. Большой Уссурийский в Хабаровском крае. Все будет единообразно и сделано для удобства пользователей», — пояснил Геннадий Безлобенко.

Валентин Иванов предложил внести ряд изменений в действующее законодательство. В частности, предусмотреть возможность временной эксплуатации пунктов пропуска в период их реконструкции по аналогии с линейными объектами, где отдельные участки возможно начинать эксплуатировать до полного ввода объекта; внести поправки в Лесной и Земельный кодексы, предусматривающие упрощенный порядок перевода земельных участков соответствующей категории при обустройстве госграницы; внедрить механизм предварительного информирования при пересечении госграницы как на въезд, так и на выезд из РФ.

Татьяна Павлова

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.