вызванных неиспользованием ремней безопасности

В современном обществе происходит постоянный процесс увеличения уровня автомобилизации населения, являющийся одной из причин роста интенсивности на дорогах. Актуальность обращения к проблеме систематических нарушений правил дорожного движения Российской Федерации, в том числе в части требований об обязательном использовании ремней безопасности, определяется ростом показателей аварийности.

В современном обществе происходит постоянный процесс увеличения уровня автомобилизации населения, являющийся одной из причин роста интенсивности на дорогах. Актуальность обращения к проблеме систематических нарушений правил дорожного движения Российской Федерации, в том числе в части требований об обязательном использовании ремней безопасности, определяется ростом показателей аварийности.

Так, в 2023 году впервые за последнее десятилетие зафиксирован рост основных показателей аварийности в Российской Федерации: дорожно-­транспортных происшествий с 126 705 до 132 466, погибших с 14 172 до 14 504 и пострадавших с 159 635 до 166 500 в них человек (рис. 1).

Существует много причин, приводящих к авариям, в результате которых получает ранения различной степени тяжести или погибает сам водитель транспортного средства (рис. 2). Среди непосредственных нарушений ПДД, влекущих возникновение ДТП, выделим:

несоответствие скорости конкретным условиям движения (28,5%);

нарушение правил расположения ТС на проезжей части (16,8%);

несоблюдение очередности проезда (16,4%);

выезд на полосу встречного движения (15,7%);

неправильный выбор дистанции (13,8%).

Кроме непосредственных нарушений ПДД, влекущих возникновение ДТП, для комплексной оценки важны сопутствующие нарушения ПДД. Более подробно рассмотрим ДТП, в которых сопутствующим нарушением являлось неиспользование ремня безопасности водителем ТС.

За 2023 год зарегистрировано 3684 ДТП, в которых водитель не был пристегнут ремнем безопасности и получил ранения различной степени тяжести или погиб в результате ДТП. В указанных ДТП погибло 1040 и пострадало 2748 водителей. Доля ДТП данного вида от общего количества ДТП, в которых погиб или пострадал водитель, небольшая, около 7%, однако они характеризуются высокой тяжестью последствий (27,5).

Анализ статистических данных показал, что девять из десяти ДТП, в которых водитель проигнорировал требования закона об обязательном использовании ремня безопасности, произошли по вине самого водителя.

Практически равное количество ДТП при неиспользовании водителем ремня безопасности произошли в черте города и вне населенных пунктов (на дорогах федерального, регионального и муниципального, местного значения, частных дорогах, а также в сельских населенных пунктах).

Рост ДТП указанного вида зарегистрирован в период с июля по октябрь, пик приходится на выходные дни (суббота и воскресенье), наиболее аварийным является вечернее время суток — с 17 до 20 часов. Наибольшей тяжестью последствий для водителей ТС характеризовались происшествия, совершенные в период с 2 до 7 часов (37,5), происшествия с наименьшей тяжестью последствий происходили в период с 8 до 10 часов (17).

Подавляющее большинство ДТП, в которых водитель не был пристегнут ремнем безопасности, происходили в первые 60 минут от начала движения, также чуть более половины ДТП зафиксированы на расстоянии не более 10 км от начала пути. Около 60% ДТП, сопутствующим нарушением в которых являлось неиспользование ремня безопасности водителем ТС, произошли в светлое время суток, в темное — около 40% соответственно (рис. 3).

Более 80% ДТП, в которых водителем были проигнорированы требования законодательства об обязательном использовании ремня безопасности, совершены мужчинами, кроме этого, число погибших мужчин-­водителей в 10 раз больше погибших в указанных ДТП и управлявших ТС женщин.

С учетом постоянного совершенствования законодательства необходимо обратить внимание на нормативно-­правовое регулирование обязательного использования ремня безопасности водителем ТС. Согласно п. 2.1.2. ПДД РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, водитель механического транспортного средства обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

Пунктом 5.1 ПДД РФ предусмотрена обязанность пассажира при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме. Анализируя статистические данные, необходимо отдельно отметить увеличение количества ДТП, в которых сопутствующим нарушением является неиспользование ремней безопасности водителем, при этом непосредственно сам водитель пострадал или получил ранения.

Лица, игнорирующие законодательно предусмотренные требования об обязательном использовании ремней безопасности при передвижении в транспортном средстве, в зависимости от субъекта совершения противоправных действий, привлекаются к административной ответственности по ст. 12.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и ст. 12.29 КоАП РФ.

Ст. 12.6 КоАП РФ применима в случае управления транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, либо перевозки пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, то есть субъектом привлечения к ответственности в данной статье является водитель ТС. Ст. 12.29 КоАП РФ предусматривает административное наказание за нарушение правил применения ремней безопасности пассажирами транспортного средства.

Административная ответственность за совершение правонарушения по ст. 12.6 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа, а ст. 12.29 КоАП РФ, применяемая в случае нарушения правил применения ремней безопасности пассажиром, — предупреждение или административный штраф.

12 декабря 2024 года Государственной думой РФ принята вступающая в силу с 1 января 2025 года поправка, ужесточающая административную ответственность за различные виды нарушений ПДД. Так, предусмотрено увеличение размера штрафа с 1000 до 1500 руб­лей за управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, либо за перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Дорожно-­транспортная аварийность в Российской Федерации в 2023 году. Информационно-­аналитический обзор. — М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2024. — 154 с.

 «Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации» от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.

 «Правила дорожного движения» вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090.

Проказин Д.Л., Чаплыгина В. Н. Особенности подготовки допроса подозреваемых при расследовании преступлений в сфере дорожного движения // Безопасность дорожного движения. — 2024. — № 3. — С. 32–35.

Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2023 году. Информационно-­аналитический обзор. — М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2024. — 120 с.

https://www.consultant.ru/legalnews/27240/ (дата обращения 15.12.2024).

Наталья Айсанова

научный сотрудник отдела научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения
ФКУ «НЦ БДД
МВД России»,
капитан полиции

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.