Аварии с участием грузовиков могут стать причиной серьезных последствий и для водителей, и для других участников движения. Поэтому только комплексный подход является ключевым фактором снижения аварийности грузового транспорта.

Исследования показывают, что 93% ДТП случаются из-за человеческого фактора, 85% ДТП происходят из-за невнимательности водителя в последние 2,5 секунды до столкновения, 90% аварий можно предотвратить, предупредив водителя и вернув его внимание на дорогу за 1,5 секунды до возможного столкновения.

Критерии подбора водительского состава определяются целым рядом факторов. Взаимосвязь между возрастом и аварийностью проявляется прежде всего у водителей моложе 25 лет и старше 60 лет. В последнем случае необратимо превалирует возрастное снижение операторских способностей. Практика показала, что рост аварийности у водителей со стажем до двух лет связан с недостатком профессиональных знаний и навыков.

Поэтому периодические медосмотры и предрейсовое медицинское освидетельствование проводятся в соответствии с Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (редакция от 27.12.2018). В частности, водители проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры с целью определения пригодности таких людей для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

В целях регулярного повышения профессионального уровня водителей практикуется периодическое тестирование на знание ПДД, для чего используются стенды по безопасности дорожного движения.

Оправдано ежемесячное проведение собраний водителей с обязательным блоком по БДД и разбором ДТП.

Методам контроля технической исправности подвижного состава при эксплуатации также придают большое значение. Упор делается на своевременное и качественное техническое обслуживание. Основная задача ежедневного обслуживания (ЕО) — обезопасить эксплуатацию транспорта путем контроля состояния его систем и узлов и приведения в соответствие внешнего вида. Проводится ЕО непосредственно перед началом эксплуатации или после окончания работы.

Техническое обслуживание — 1 и 2 являются основой контроля качества технического состояния автомобиля. Позитивную роль играет и сезонное обслуживание.

Важное место занимают автоматизированные средства контроля работы водителей на линии, к которым прежде всего относится тахограф.

В обобщенном виде максимальные пределы управления автомобилем составляют:

в сутки — 9 часов, при этом допускается превышение установленной нормы до 10 часов, но не более двух раз в течение одной недели;

в неделю — 56 часов.

Режим отдыха включает в себя обязательные перерывы: на маршруте — 45 минут после каждых 4,5 часа непрерывного управления автомобилем; в сутки — 11 часов, допускается сокращение указанной продолжительности до 9 часов, но не более трех раз между еженедельным отдыхом; в неделю — еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

Организация контроля работы водителей на линии — залог соблюдения режима труда и отдыха водителей и БДД. Режим труда и отдыха водителя определяют Приказ Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004 (с изменениями, внесенными приказом № 170 от 03.05.2018), а также закон № 386-ФЗ от 30.10.2018 «О безопасности дорожного движения».

Признание нашли GPS и ГЛОНАСС‑мониторинг: контроль скорости движения автомобиля. Среднее время реакции составляет одну секунду. При повышении скорости движения увеличивается и пройденное за одну секунду расстояние. Расстояние, пройденное с момента нажатия педали до полной остановки, пропорционально квадрату скорости. При росте скорости с 50 до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в два раза. Поэтому избежать столкновения гораздо тяжелее. Связь с водителем, находящимся в рейсе, осуществляется с помощью уведомления на e-mail, по SMS или в интерфейсе системы в всплывающем окне.

Практикуется контроль манеры вождения водителя, который включает визуальное наблюдение за стилем управления водителя с помощью видеокамеры и записей с видеорегистратора. Благодаря специальному программному обеспечению формируется модель оценки. Также контролируются скорость, ускорение, торможения, вхождение в поворот. Формируются значения параметров, считающихся нарушением. Например, если в систему приходит параметр «Ускорение» со значениями от 0,4 g, — это опасное нарушение.

Контроль манеры вождения водителя определяется с помощью специального программного обеспечения. Для отображения результата существует своя система. В отчетах приводится специальная таблица «Качество вождения», которая подробно описывает каждое нарушение: что произошло, где, когда и кто был за рулем. Здесь же определяются оценка и рейтинг водителей. Применяются и уведомления. В случае нарушения ПДД по произвольным параметрам все заинтересованные лица получают сообщение на e-mail, по SMS или в интерфейсе системы в всплывающем окне.

Управление автомобилем — самый значительный транспортный риск в корпоративных грузовых автопарках, не случайно контроль качества вождения является задачей первостепенной важности.

В этой связи в ведущих транспортных компаниях проводится ежегодная оценка рисков на всех уровнях. В рамках оценки рисков разрабатывается план действий по их управлению. Дополнительно каждые полгода проводятся инспекции на местах по определению существующих барьеров.

Подход к транспортной безопасности, основанный на оценке рисков, включает различные требования к обучению водителей и спецификации автомобилей в зависимости от категории водителя.

Основываясь на вышеизложенном, в ряде компаний-­перевозчиков разработали требования в области транспортной безопасности. Одно из золотых правил гласит, что процесс транспортной безопасности является важнейшим элементом системы управления операционной деятельностью.

Политика в области управления автопарком включает в себя ряд элементов с требованиями к обучению водителей, спецификации автомобиля, управлению рисками поездок. Сами требования включены в отдельную программу, которая поддерживается руководством на всех уровнях.

Свои требования разработаны к корпоративному автотранспорту. Прежде всего, грузовик должен соответствовать целям его использования и поддерживаться в технически исправном состоянии. Поэтому минимальные требования к автомобилям включают: трехточечные ремни безопасности, антиблокировочную систему тормозов (ABS), подголовники с регулировкой по высоте, подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, систему защиты от бокового удара, устройство мониторинга.

Помимо этого, все новые автомобили должны быть оборудованы: электронной системой контроля устойчивости автомобиля (ESC), дневными ходовыми огнями, соответствовать рейтингу по программе оценки новых автомобилей.

Естественно, в области управления грузовым автопарком определены и требования к водителям. Для управления автомобилем водители должны: иметь водительское удостоверение и пройти обязательные тренинги; приступать к работе отдохнувшими, при неукоснительном соблюдении режимов труда и отдыха; во время работы за рулем не должны пользоваться мобильными телефонами или другими средствами двусторонней связи. Все находящиеся в движущемся транспорте люди должны быть пристегнуты ремнями безопасности.

В компаниях повышенного риска должна проводиться оценка рисков всех поездок. Основные цели оценки рисков поездок: обеспечить здоровье и безопасность сотрудников, которые управляют автомобилем по делам компании; снижение возможного риска ДТП; выбор оптимального маршрута для поездки; сокращение числа поездок с высоким риском; обеспечение видимости всех запланированных городских и междугородных поездок.

Оценка рисков проводится до начала поездки с использованием специального приложения, при этом существуют опросники для оценки маршрутов.

Программа корпоративного обучения водителей основана на оценке рисков, в которой учитываются разные категории водителей.

Программа обучения включает в себя:

первичные и повторные теоретические и практические тренинги по защитному вождению;

первичные и повторные тренинги по водительской усталости;

систему допуска водителей к управлению автомобилем по делам компании;

онлайн-­тренинги по защитному вождению;

совместные поездки с руководителями с использованием мобильного приложения;

регулярные тематические информационные кампании и мероприятия.

Во время совместных поездок и тренингов учитываются данные регулярных отчетов системы мониторинга.

При выборе сотрудников для корпоративного автопарка упор на собеседовании делается на следующие моменты: знание ПДД, тест восприятия опасности; практический тест навыков вождения; тренинги по защитному вождению и водительской усталости.

Система обучения включает также тренинги по защитному вождению, испытания на полигоне, тренинг по водительской усталости, совместные поездки с руководителем и профессиональным тренером, внутренние мероприятия по безопасности вождения, регулярное общение и обмен информацией.

Условиями эффективной работы программы являются поддержка руководства, обратная связь, открытое обсуждение спорных ситуаций, разбор нарушений и система поощрений.

Проверка качества вождения основывается на системе мониторинга каждого автомобиля, отчете водителя и руководителя — раз в неделю и раз в месяц, сводном отчете руководителей компании, мониторинге штрафов с оценкой каждого случая. Для облегчения процесса широко используются возможности электронного ресурса.

Важная роль придается внедрению современных средств обеспечения безопасности дорожного движения. Так, использование системы мониторинга автотранспорта предупреждает об опасных событиях, фильтрует группы риска водителя, контролирует превышение скорости, фиксирует агрессивное вождение, мгновенно уведомляет о несчастных случаях. Наряду с этим контролируется использование ремня безопасности, отображается предупреждение о сходе с разделительной полосы и столкновении с пешеходом, определяется полезный километраж.

Телематические системы обеспечивают мониторинг безопасной дистанции, оповещают об угрозе столкновения с впереди идущим автомобилем или мотоциклом, предупреждают о сходе с полосы движения, информируют об опасности наезда на пешехода или велосипедиста, распознают дорожные знаки и т. д.

Для повышения безопасности движения используются и другие средства. Например, традиционно производители автомобилей рассматривали вопрос защищенности транспортных средств, защиты пассажиров и пешеходов с позиции уже произошедшего столкновения. Это подтверждает конструкция большинства современных автомобилей, оборудованных различными системами по смягчению последствий ДТП, что помогло сохранить огромное число жизней. Однако предупреждение возможных аварий на дороге — прорыв в сфере обеспечения безопасности водителей, пассажиров, пешеходов и других участников дорожного движения. В этом и заключается основное отличие революционной концепции «Moбилай» от традиционных систем. Эта система думает на шаг вперед. Устройство распознает другие транспортные средства, велосипедистов, мотоциклистов, пешеходов в опасных зонах, дорожные знаки и разметку, а также может управлять дальним светом. Превышение скорости, несоблюдение дистанции, отклонение от полосы движения — о каждом таком нарушении система оповестит водителя своевременным звуковым, визуальным либо тактильным предупреждением. При этом водителю предоставляется достаточно времени, чтобы среагировать и избежать столкновения.

При возникновении ситуации, когда пешеход появляется в траектории движения машины и существует реальная угроза наезда на него, «Moбилай» сообщит об этом за две секунды до возможного наезда. Водитель успеет снизить скорость, совершить маневр или полностью остановить автомобиль, чтобы пешеход мог безопасно перейти дорогу. Система также поможет не покидать полосу движения, если водитель не собирался этого делать, и тем самым предотвратит боковые столкновения.

Распознавание дорожных знаков позволит следить за ограничением скорости на данном участке, а также запомнит, какой последний знак водитель проехал. При превышении скорости, предписанной участку, система сообщит об этом. Она распознает все типы дорожных знаков (в том числе электронные табло и временные знаки), соответствующие Венской конвенции.

«Moбилай» — это программно-­аппаратный комплекс, который использует видеодатчик и уникальные алгоритмы для распознавания и анализа дорожной динамичной среды. Мощный процессор постоянно обрабатывает информацию, поступающую от видеодатчика и бортового компьютера (датчик скорости, сигналы поворота, датчик тормоза и др.), и в реальном времени вычисляет потенциально опасные ситуации, которые требуют незамедлительных действий со стороны водителя, чтобы предотвратить ДТП.

Ситуации могут складываться разные, и возникать при движении автомобиля они могут одновременно, поэтому каждое событие отражается своим уникальным оповещением в виде разных звуковых или тактильных сигналов, а также с помощью различных пиктограмм, которые отображаются на дисплее.

Естественно, система не освобождает своего обладателя от соблюдения ПДД и не управляет автомобилем самостоятельно. «Moбилай» акцентирует внимание на опасных дорожных ситуациях, отправляя все необходимые сигналы для их предотвращения. Система поможет избежать 95% ударов переднего бампера, 65% других видов ДТП или смягчить последствия неизбежной аварии.

Аппаратура «Moбилай» автономна, нe требует специального монтажа, ее не надо подключать к системам автомобиля, защищена от вандализма, проста в логистике, не разряжает аккумуляторную батарею, не конфликтует с другими системами машины, одобрена страховыми компаниями как инструмент оценки уровня безопасности вождения, эффективна при тестировании новых водителей.

 

Валерий Васильев

 

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.