Дорожники приступили к реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».

Указ президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» уделяет огромное внимание дорожной деятельности. Ремонты, в том числе капитальные, реконструкции и новое строительство на автомобильных трассах, начатые во время действия национального проекта «Безопасные качественные дороги», сегодня сосредоточены в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни», а полученный опыт пролонгирован на новые задачи.

В момент перехода от одного национального проекта к другому доля дорог городских агломераций в нормативном состоянии оценивалась в 85,7%, а региональных — 55,2%. «Это средняя величина по всем регионам. В отдельных субъектах еще не достигнуты общероссийские показатели, но мы к этому стремимся и видим в этом дополнительные новые вызовы», — подчеркнул руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.оответственно.

 

Региональные участки взяли в работу

Как указал заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин, сегодня крайне важна реализация проектов по строительству и реконструкции именно региональных и местных дорог для создания единой сети. Ведь в данном случае любой маршрут для автомобилистов будет комфортным и безопасным независимо от того, в чьем ведении находится дорога и через какой регион или населенный пункт она проходит. «По нацпроекту «Инфраструктура для жизни» в этом году планируем ввести более 100 участков дорог, мостов и путепроводов. А всего по всем региональным программам с федеральным финансированием — более 300 общей протяженностью более 1100 км. Причем на более чем 260 объектах работы уже идут», — сообщил Хуснуллин.

Отметим, что в общей сложности на реализацию шестилетнего плана дорожной деятельности из федерального бюджета будет направлено более 2 трлн руб­лей. Большая часть указанных средств в размере 1,4 трлн руб­лей пойдет на федеральные объекты, а 639,6 млрд руб­лей — на строительство и реконструкцию региональных участков.

«Неоднократно мы говорили о том, каким образом финансируется дорожное хозяйство. Баланс между финансированием федерального и регионального бюджета сохраняется и в новом национальном проекте. Можно сказать, что объемы финансирования федеральных, региональных и местных дорог (а теперь и обходов населенных пунктов) соизмеримы», — пояснил Роман Новиков.

 

С вниманием к опорной сети

Ключевым приоритетом для отрасли стало создание опорной дорожной сети, которая легла в основу формирования Транспортной стратегии страны. Дорожники стали первыми, кто не просто сформировал свою опорную сеть, но и благодаря поддержке Президента России и депутатского корпуса закрепил ее существование на законодательном уровне. Само понятие отражено в федеральном законе № 374 от 24.07.2023 «О внесении изменений в № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также в статье 3 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Напомним, что опорная сеть автомобильных дорог включает в себя все федеральные трассы, а также часть региональных участков, которые обеспечивают бесперебойное движение транспортных средств, связанность территорий Российской Федерации и единство экономического пространства страны. Общая протяженность опорной сети сегодня составляет 140,5 тысячи км, и они должны быть приведены к нормативному состоянию на 85% к 2030 году. На сегодняшний день опорная сеть оцифрована, а полная инвентаризация входящих в нее дорог была проведена силами подведомственного Федеральному дорожному агентству ФАУ «РОСДОРНИИ» при координации Минтранса и Правительства России.

Первые обходы городов

Еще одну задачу отрасль получила в части развития международных транспортных коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток». Здесь требуется организовать «бесшовные» маршруты и построить не менее 50 автодорожных обходов населенных пунктов. Первые из них уже вводятся в эксплуатацию. Это и первая очередь обхода Волгограда на трассе Р‑22 «Каспий», и обход Гудермеса в Чеченской Республике на Р‑217 «Кавказ», и обход Нижнекамска и Набережных Челнов в Республике Татарстан на М‑7 «Волга», и обход Хасавюрта в Республике Дагестан на Р‑217 «Кавказ», и обход Усолья-­Сибирского в Иркутской области на Р‑255 «Сибирь».

«За счет наработанных решений по обеспечению финансирования дорожной деятельности в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», которые правительством принимались практически каждый год, уже 14 из состава 50 обходов введены в эксплуатацию, — заявил Роман Витальевич. — И уже в этом году усилиями дорожников Северо-­Кавказского федерального округа и нашего Упрдор «Кавказ» в преддверии 80‑летия Победы 7 мая мы открыли движение по первому этапу обхода Хасавюрта в Дагестане при колоссальнейшей поддержке руководства республики и личной вовлеченности главы региона Сергея Меликова».

Обход Хасавюрта представляет собой четырехполосный участок дороги IБ категории протяженностью 21 км (с 718‑го по 739‑й км) с тремя развязками, пятью путепроводами и скотопрогонами, а также мостовым переходом через реку Ярык-­Су. Новая дорога берет начало у границы с Чеченской Республикой, проходит южней Хасавюрта и смыкается с основным направлением дороги «Кавказ» вблизи моста через реку Акташ. Отметим, что это один из трех больших обходов на федеральной трассе Р‑217 «Кавказ» на территории Республики Дагестан (программа реализуется во исполнение поручений Президента России). Обходы Хасавюрта, Махачкалы и Дербента имеют большое значение в решении социальных, экономических и геополитических задач, входят в состав международного транспортного коридора «Север — Юг» и обеспечивают транспортную доступность республик Северного Кавказа и населенных пунктов Республики Дагестан, пунктов пропуска, а также связывают всю транспортную сеть Российской Федерации в единое целое.

Ради повышения качества жизни

Масштабная работа предстоит и внутри опорных населенных пунктов. Одним из ключевых показателей нового национального проекта является улучшение качества жизни в опорных населенных пунктах на 30% к 2030 году и на 60% к 2036‑му. Правительство Российской Федерации определило 2160 таких центров во всех субъектах страны, начиная от сельских опорных пунктов до крупных агломераций. При этом список, параметры и критерии отнесения формировали по тому же принципу, что лег в основу отбора участков для опорной сети автомобильных дорог.

Весомый вклад в значение показателей улучшения качества жизни вносят дороги. В центре внимания — подъезды к детским садам, медицинским учреждениям, школам, спортивным учреждениям, туристическим достопримечательностям, местам притяжения и прочим объектам социального значения. Более того, достижение национальной цели обеспечивает увязка федеральных проектов по жилищному строительству, коммунальной, дорожной инфраструктуре, благоустройству и общественному транспорту, так что в ближайшие годы дорожникам предстоит сконцентрировать усилия на создании комфортной и безопасной среды для жизни. «Уже сегодня многие субъекты приступили к реализации этих планов», — обратил внимание Роман Новиков.

Важный показатель нового национального проекта «Инфраструктура для жизни» касается снижения уровня смертности в результате дорожно-­транспортных происшествий в 1,5 раза к 2030 году и в 2 раза к 2036‑му (в сравнении с показателями 2023 года). Слаженная работа дорожников и правоохранительных органов позволила добиться значимых результатов — в 2024 году показатель снизился на 7%. Методы и пути решения непростой задачи специалисты Росавтодора в постоянном режиме обсуждают с коллегами из МВД и региональных комиссий по безопасности дорожного движения.

Светлана Лянгасова

 

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.