Как осуществляется контроль за дорожно-­строительными работами на объектах Росавтодора и как проводится контроль качества уже построенных дорог.

На протяжении почти тридцати лет федеральное государственное бюджетное учреждение «Дирекция мониторинга дорожной деятельности Федерального дорожного агентства» (далее — ФГБУ «Росдортехнология», Учреждение) осуществляет инспектирование организации и качества выполнения работ (услуг) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в оперативном управлении федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавтодору. Инспекционные мероприятия осуществляются в формате выездных проверок на основании ежегодно
утверждаемого заместителем руководителя Росавтодора графика.

Для охвата всей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения ФГБУ «Росдортехнология» организована работа семи филиалов, представленных в семи федеральных округах Российской Федерации. Работники филиалов — опытные специалисты, обеспеченные геодезическим, измерительным и лабораторным оборудованием, позволяющим проводить необходимый перечень измерений на объектах, а также испытаний дорожно-­строительных материалов. Производственная компетентность и техническая оснащенность позволяют обеспечивать проведение выездных обследований объектов даже в самых отдаленных уголках нашей страны для решения комплекса задач по контролю качества как выполняемых, так и уже выполненных строительно-­монтажных работ.

При проведении инспекционных мероприятий специалистами Учреждения проверяются и анализируются действия заказчиков и подрядных организаций на стадиях подготовки и выполнения строительно-­монтажных работ: ведение организационно-­технологической и исполнительной документации, геодезическое и лабораторное обеспечение и сопровождение работ, другие сопутствующие элементы контроля за строительством. Кроме того, проводится проверка организации и эффективности работы строительного контроля заказчиков и авторского надзора проектных организаций. Проводится документарный и лабораторный контроль применяемых материалов на их соответствие требованиям государственного контракта, нормативных документов и Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». Для этого на объектах специалистами проводятся отборы проб материалов, которые направляются в лаборатории Учреждения, где проводятся испытания для подтверждения указанных в документах качественных характеристик. На объектах проводятся контрольные измерения — для сопоставления фактически выполненных работ требованиям проектной и рабочей документации, на соответствие исполнительной документации. Проводится оценка соответствия объемов фактически выполненных и оплаченных работ. Проверяется область деятельности лабораторий подрядчика и строительного контроля заказчика, а также наличие в лабораториях необходимого оборудования для проведения испытаний в соответствии с применяемыми технологиями и видами работ на объекте, наличие действующих документов о поверке (калибровке) на все приборы и оборудование лаборатории, а также геодезические и прочие измерительные приборы, используемые подрядчиком и строительным контролем при производстве и контроле качества строительно-­монтажных работ на объекте. Оценивается номенклатура и объем проведенных испытаний дорожно-­строительных материалов и изделий лабораториями на соответствие требованиям проекта и нормативной документации. Для оценки работы строительного контроля заказчика специалистами Учреждения также проверяется объем проводимых лабораторных испытаний с учетом требований технического задания, анализируются отчеты строительного контроля, выданные предписания,
своевременность устранения подрядчиком указанных нарушений, проводится сопоставление с выявленными при проведении инспектирования на объекте нарушениями. Рассматривается ведение претензионной работы заказчика по фактам неисполнения подрядчиком условий государственного контракта.

В течение года инспекционные мероприятия проводятся во всех тридцати федеральных казенных учреждениях, подведомственных Росавтодору и имеющих в оперативном управлении автомобильные дороги общего пользования федерального значения. Вместе с тем стоит отдельно отметить, что стратегическая направленность инспектирований Учреждения обусловлена, прежде всего, предупреждением и профилактикой возникновения нарушений в будущих периодах, для чего осуществляется контроль свое-
временности устранения выявленных по результатам инспектирования нарушений, а также полнота и достаточность принятых мер федеральными казенными учреждениями. Для этого проводится мониторинг фактического устранения нарушений, отмеченных в отчетах предыдущих проверок.

Более того, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. № 712 «Об установлении случаев принятия Правительством Российской Федерации решений о проведении строительного контроля федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, указанными в части 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным М. В., ФГБУ «Росдортехнология» определено единственным исполнителем по оказанию услуг строительного контроля на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения особо важных и значимых объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета полностью или частично, стоимость которых превышает 2 млрд руб., подведомственных Федеральному дорожному агентству (Росавтодор).

На сегодняшний день Учреждение включает в себя не только крупную сеть филиалов от Ростова-на-­Дону до Хабаровска, но и 19 групп строительного контроля. Лабораторное обеспечение Учреждения состоит из трех стационарных дорожных лабораторий, расположенных в филиалах, а также из более чем 30 модульных лабораторий контроля качества дорожно-­строительных материалов для проведения испытаний и определения различных показателей технических характеристик, утвержденных проектными решениями. Для проведения геодезического конт-
роля выполняемых работ на объектах инженерами-­резидентами используется современное оборудование с учетом импортозамещения на отечественных комплектующих.

Высококвалифицированные специалисты, задействованные при осуществлении строительного контроля, постоянно повышают и подтверждают уровень своих знаний путем проведения аттестаций с обязательным включением в национальный реестр специалистов в области строительства. В Учреждении внедрена централизованная система учета и рассмотрения организационно-­технологической (проекты производства работ, проекты производства геодезических работ, регламенты, технологические карты) и рабочей документации.

В ходе проведения строительного контроля можно отметить три основных вида контроля:

— Входной контроль. Результатом входного контроля является заключение о возможности/невозможности применения на объекте материалов, конструкций и изделий, а также разработанной технической документации. На примере элементов железобетонных водопропускных труб проверяются допустимые отклонения размеров звеньев, оголовков, фундаментных блоков, арматурных изделий и наличие трещин в бетоне звеньев. Кроме того, на примере элементов водопропускных металлических гофрированных труб (МГТ) проверяются длина гофрированного листа, расстояние между центрами образованных по шаблону с втулками отверстий, диаметры отверстий, просвет при подгибке между изделием и шаблоном, радиус гибких элементов, отклонения от прямолинейности профиля поверхности изделия по продольному сечению.

— Операционный контроль. При операционном контроле контролируется соблюдение технологии производства работ (наличие требуемой дорожно-­строительной техники с соответствующими системами слежения, уплотняющей техники), геометрических параметров, температуры укладываемой смеси. Этот контроль осуществляют визуальным и измерительным методами. Основными операциями, подлежащими операционному контролю, при возведении насыпи грунта являются: снятие растительного слоя, отсыпка, разравнивание, уплотнение грунта в насыпи и планировка верха земляного полотна и откосов.

— Приемочный контроль. Проводят в соответствии с ГОСТ 32756–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ». Результатом приемочного контроля является заключение о соответствии выполненных строительно-­монтажных работ. При освидетельствовании контролируются высотные отметки, толщина, ширина, поперечные уклоны, ровность и уплотнение конструктивного слоя дорожной одежды, коэффициент сцепления колеса с дорожным покрытием. Контроль степени уплотнения производится в соответствии с СП 78.13330.2012 и зависит от вида применяемого материала. В случае контроля уплотнения экспресс-­методом необходимо наличие акта пробного уплотнения с привязкой к используемому экспресс-­методу. По итогам составляется АОСР с необходимыми приложениями. Осуществляют визуальным, измерительным и регистрационным методами.

Специалистами Учреждения проводился строительный контроль таких значимых для страны объектов, как участок автомобильной дороги М‑7 «Волга» от Казани до Екатеринбурга, строительство и реконструкция обхода городов Набережные Челны и Нижнекамск, восстановление разрушенных элементов Крымского моста, скоростной подход к Крымскому мосту А‑289, и других не менее значимых проектов.

Материал предоставлен
пресс-­службой Росавтодора

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.