Современные цифровые технологии являются важной составляющей развитой дорожной инфраструктуры.
Их внедрение в систему обслуживания федеральных автодорог способствует более быстрой реакции на эксплуатационные задачи и, как следствие, улучшает качество жизни граждан.
Так, специалисты подведомственного Росавтодору ФАУ «РОСДОРНИИ» разработали инновационный сервис для пользователей и владельцев авто-
дорог, а также для государственных органов — Федеральную государственную информационную систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ).
Система предоставляет оперативную и достоверную информацию о ходе дорожных работ, формировании и расходовании дорожных фондов всех уровней, результатах инструментальной диагностики и основных статистических показателях дорожного хозяйства. Кроме того, в ней содержится актуальная база данных по автомобильным дорогам.
В рамках развития ФГИС СКДФ была проведена масштабная работа по актуализации и защите меморандумов о развитии автодорог общего пользования всех категорий 84 субъектов Российской Федерации, а также программ дорожной деятельности федеральных казенных учреждений Росавтодора (ФКУ) на период с 2025 по 2027 год. В настоящее время владельцы автомобильных дорог внесли
99% данных по федеральным дорогам, 95% — по региональным и 80% — по местным из обязательного набора технических характеристик.
Научно-техническое сопровождение играет важную роль в формировании современной дорожной инфраструктуры. В 2024 году Росавтодор совместно со специалистами ФАУ «РОСДОРНИИ» предприняли значительные шаги к внедрению технологий информационного моделирования (ТИМ) в практику дорожного хозяйства. Например, данные технологии пилотно применены при строительстве и
реконструкции участков трассы М‑7 «Волга» в Республике Татарстан, которые входят в состав маршрута Казань — Екатеринбург — Тюмень.
Кроме того, были подготовлены проекты документов, которые обеспечивают применение ТИМ на объектах транспортной инфраструктуры. Данные документы устанавливают требования государственного заказчика к формированию и ведению информационных моделей объектов дорожного хозяйства на всех стадиях: от инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования
до выполнения строительно-монтажных работ. Применение ТИМ позволит повысить качество и эффективность проектов, а также улучшить управление жизненным циклом объектов дорожной инфраструктуры.
Также на основе анализа практического применения технологий искусственного интеллекта в сфере дорожного хозяйства был разработан проект методических рекомендаций по их использованию в данной отрасли. Рекомендации направлены на оптимизацию процессов планирования, проектирования и эксплуатации дорожных объектов, а также
на повышение безопасности и эффективности транспортных систем.
Важно отметить, что специалисты дорожного хозяйства должны обеспечить бесперебойное движение по федеральным автодорогам во всех субъектах нашей страны. Для достижения этой цели необходимо учитывать климатические и метеорологические условия каждого региона.
В Карелии реализован пилотный проект по автоматическому мониторингу паводковых вод на участке федеральной трассы Р‑21 «Кола». Оборудование для постоянного отслеживания гидрологических изменений установлено
на мосту через реку Шую, ведущем к аэропорту Петрозаводск. Информация с датчиков передается в онлайн-режиме по защищенному каналу связи через беспроводное интернет-соединение в территориальный Ситуационный центр ФКУ Упрдор «Кола», Ситуационный центр Росавтодора и оперативному дежурному Главного управления МЧС по Карелии. Республика стала первым регионом, где было установлено такое оборудование на автодороге.
Кроме того, в минувшем году Федеральным дорожным агентством продолжен масштабный мониторинг состояния и выполнения участков федеральных трасс, проходящих
по территориям с многолетнемерзлыми грунтами, а также выполнение научно-исследовательской работы в этой области. В январе 2024 года был заключен контракт с Институтом геоэкологии РАН на проведение исследования под названием «Оценка геокриологических процессов в придорожной полосе автодороги Чита — Хабаровск». Эти исследования направлены на улучшение проектирования, строительства и эксплуатации транспортных объектов в криолитозоне — регионе, который характеризуется отрицательной температурой горных пород и почв.
Напомним, что в 2021 году специалистами Росавтодора была утверждена дорожная карта по исследованию участков вечной мерзлоты. В 2022 году на 288-м км федеральной автодороги «Амур» Чита — Хабаровск в Чернышевском районе Забайкальского края был установлен комплексный пост наблюдения за метеорологическими и мерзлотными условиями. Позднее четыре аналогичных комплекса были установлены на федеральных автодорогах А‑331 «Вилюй» и Р‑504 «Колыма» в Якутии.
Автоматическая метеостанция осуществляет контроль за основными метеорологическими параметрами. Вся информация от датчиков фиксируется на накопителе и передается посредством GSM‑связи. Эти меры направлены
на улучшение понимания воздействия климатических условий на инфраструктуру, а также на повышение безопасности и надежности транспортных объектов в условиях вечной мерзлоты.
Работа по дальнейшей установке подобных комплексов и детальный анализ полученных данных будут продолжены, поскольку такие сведения помогут предотвратить возможную деформацию проезжей части дороги в будущем.
Стоит отметить, что результаты цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) отражаются в соответствующем рейтинге, который ведется Правительством РФ. По итогам 2024 года Федеральное дорожное агентство занимает седьмое место среди
60 ФОИВ с результативностью выполнения мероприятий по цифровизации на уровне 73,7%.
Материал предоставлен пресс-службой Росавтодора