От качества трансграничных услуг зависят перспективы торговли между странами. К примеру, товарооборот между Россией и Китаем за 2024‑й достиг небывалого ранее объема — 244,8 млрд долларов, что на 1,9% больше, чем в 2023 году.
На государственной границе России сегодня открыты около 400 специально оборудованных пунктов, через которые разрешено перемещение товаров и транспортных средств. Из них на российско-китайской границе протяженностью более 4,2 тысячи км работают девять автомобильных пунктов пропуска — многосторонних и двусторонних, еще восемь — смешанных автомобильных и речных пунктов пропуска (СПП), два — автомобильных и железнодорожных СПП, в том числе многосторонний пункт пропуска в Забайкальске (Читинская область), и два железнодорожных. Нужно учитывать и пункты пропуска на границе Казахстана и Китая, через которые грузы транзитом следуют в Россию.Кроме того, не все пункты пропуска работают постоянно. Например, по данным Дальневосточного таможенного управления, по состоянию на ноябрь 2024 года два речных пункта пропуска не функционируют из-за завершения сезона навигации, еще в двух движение остановлено на период межсезонья. СПП «Сковородино» открывается нерегулярно, только по заявкам участников ВЭД, а двусторонний автомобильный пункт пропуска (ДАПП) «Марково» закрыт на реконструкцию. Всего 17 работающих пунктов — один на каждые 250 км границы. Справедливости ради нужно сказать, что не все пункты пропуска одинаково востребованы для грузовых перевозок.К настоящему времени практически отменены пандемийные ограничения в работе пунктов пропуска. Кроме того, с 2023 года Китай начал постепенно отменять режим перегрузки/перецепки.Отмена режима перецепки/перегрузки означает, что водителям из РФ теперь разрешено въезжать в Китай на склад принимающей стороны, где осуществляется погрузка товаров для импорта в Россию. Потребность заезжать на подобные склады возникает редко. Режим работы 21 пункта пропуска не превышает 10 часов: чаще всего они открываются в 9 утра и закрываются в 7 часов вечера по дальневосточному времени. Также есть круглосуточные переходы. При этом график работы российских и китайских пограничников и таможенников на некоторых пунктах пропуска не всегда синхронизирован. Например, в «Кани-Кургане» они трудятся круглосуточно. Из 24 действующих погранпереходов активнее всего, по данным ФТС, используются «Кани-Курган — Хэйхэ», «Пограничный — Суйфэньхэ», «Забайкальск — Маньчжурия», «Камышовая — Хуньчунь» и «Краскино — Хуньчунь».Остановимся на самых востребованных погранпереходах. «Кани-Курган — Хэйхэ» — новый переход. Временный автомобильный пункт пропуска был запущен в работу 10 июня 2022 года с открытием моста Благовещенск — Хэйхэ. С начала 2023 года «Кани-Курган» перешел на круглосуточный режим работы.Строится постоянный пункт пропуска «Кани-Курган» возле автомобильного моста Благовещенск — Хэйхэ, к осени 2024 года его основная инфраструктура была готова, что позволило запустить проезд пассажирского транспорта.Если временная схема позволяет обслуживать до 190 грузовиков в день, то полноценный переход сможет пропускать до 630 единиц грузового транспорта в сутки.С января 2023 года заезд в МАПП осуществляется на основании данных электронной очереди. Пройти регистрацию и забронировать слот в электронной очереди можно круглосуточно за семь суток до даты плановой поездки на сайте ТЛТ «Кани-Курган» или в мобильной версии приложения. Сопредельный пункт пропуска «Хэйхэ» продолжает работу без изменений — с 8 утра до полуночи по амурскому времени. Китайская сторона на досмотр и оформление одной машины расходует около пяти минут, поэтому пограничники и таможенники КНР успевают принять все автомобили с российской стороны, даже несмотря на разницу в графике работы. Кроме того, на территории Китая есть несколько перетарочных комплексов, оснащенных любой погрузочно-разгрузочной техникой, современные СВХ, а также большое количество тягачей различной мощности. Это делает прохождение китайского пункта пропуска быстрым и комфортным. Через этот погранпереход из Китая в основном ввозят электроприборы, сельскохозяйственную продукцию и изделия из бумаги. С января 2023 года по мосту решением Правительства РФ разрешен ввоз в Россию скоропортящейся продукции (овощей, фруктов и зелени), опасных грузов, алкогольной продукции и табачных изделий. В Китай же экспортируют сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, пиломатериалы и уголь.
«Пограничный — Суйфэньхэ»: испытанный путь к океану — под таким названием функционируют и автомобильный, и железнодорожный погранпереходы. На станции оборудованы перегрузочные места для перетарки из железнодорожных вагонов на автотранспорт.
Погранпереход «Забайкальск — Маньчжурия»: станция Забайкальск является крупнейшим по объему железнодорожных перевозок пунктом пропуска между Россией и Китаем. По данным РЖД, в 2024 году через станцию прошло 27,7 млн тонн грузов, что на 8,6% больше, чем в 2023‑м. Это исторический максимум.
Мощность автомобильного пункта пропуска «Забайкальск — Маньчжурия» составляет до 360 автомобилей ежедневно в обе стороны. Популярность этого погранперехода продиктована тем, что он выгоден перевозчикам, работающим с европейской частью России благодаря более короткому транспортному плечу.
В 2024 году отмечен высокий рост заявок на автоперевозки из Казахстана в Россию. Специалисты связывают это с ростом транзита грузов из КНР через Казахстан, главным образом автотехники, доля которой в импорте приближается к 50%.Основная причина интереса к транзиту через Казахстан — удобное географическое расположение. Транспортные маршруты, проходящие через республику, обеспечивают кратчайшие расстояния для перевозок грузов и техники из КНР, что значительно сокращает сроки доставки и экономит бюджет. Ситуационно на выбор автоперевозок через Казахстан влияют санкционные ограничения, вызванные ими проблемы с платежами, а также сезонная перегруженность железнодорожной и портовой инфраструктуры в РФ. У альтернативных точек выхода из Китая (Кыргызстан, Забайкальск, Благовещенск) нередки ограничения транспортного сообщения в зимнее время.Отсюда интерес российских перевозчиков к информации о возможностях таможенных терминалов, находящихся на территории Казахстана.Таможенный пост «Нур Жолы (РК) — Хоргос (КНР)», являет собой центральные ворота международного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Самый крупный и инфраструктурно развитый, но вместе с тем самый загруженный пост — очередь на пересечение границы может доходить до 20 дней. С казахстанской стороны он прилегает к территории специальной экономической зоны с действующими налоговыми и таможенными льготами. После выхода техники и грузов их можно поместить под процедуру «импорт 78». Она позволяет участникам ВЭД хранить товары на территории СЭЗ сроком до трех лет без оплаты таможенных пошлин, налогов и сборов. При этом выполнять с товарами необходимые операции и даже продавать их, не вывозя за пределы склада.Здесь же расположен сухой порт Khorgos Gateway, на котором осуществляются прием и отправка поездов, перегрузка грузов из разноколейных вагонов, формирование контейнерных поездов.
Таможенный пост «Майкапчагай (РК) — Зимунай (КНР)» — самый северный из пяти казахстанско-китайских пунктов пропуска, но самый восточный в европейской системе маршрутов. Это самое короткое транзитное плечо к городам Сибирского федерального округа. Автоперевозка грузов до ближайшего российского таможенного поста Горнякский займет всего два дня.
Таможенный пост «Бахты (РК) — Пакиту (КНР)» — это второй таможенный пункт на востоке Казахстана с более чем 200‑летней историей. Сегодня здесь ведут работы по модернизации и техническому дооснащению. Начато строительство новой железнодорожной линии Бахты — Аягоз, которую планируют ввести в эксплуатацию в 2027 году. По прогнозам, это увеличит пропускную способность между Казахстаном и Китаем до 48 млн тонн и разгрузит южные пункты пропуска. В ближайших планах — открытие сухого порта. Как и предыдущий таможенный пост, обеспечивает быструю доставку в города Сибири.Через таможенный пост Бахты за первые 6 месяцев 2024 года вышла половина всей грузовой техники, доставляемой из Китая в Россию через Казахстан.
Таможенный пост «Калжат (РК) — Дулата (КНР)». В 2017 году здесь открылся современный таможенно-логистический центр с неплохой технической оснащенностью. Расположенный недалеко от Хоргоса, этот пункт пропуска сегодня является вторым по загруженности. Чтобы забронировать очередь на CarGoRuqsat, придется ждать в среднем 7–10 дней.Таможенный пост «Достык (РК) — Алашанькоу (КНР)». Южный пограничный пункт с железнодорожным и автомобильным КПП. Работы по реконструкции закончены. В 2023‑м введен в эксплуатацию инспекционно-досмотровый комплекс «Достык-железнодорожный». В 2024 году открыт СВХ Dostyk Customs Service. Именно в этом месте, известном также как Джунгарские ворота, когда‑то проходила одна из веток Великого Шелкового пути.
Таможенные посты на казахстанско-китайской границе можно условно разделить на восточные (Майкапчагай, Бахты) и южные (Нур жолы, Калжат, Достык). Первая группа идеально подходит для максимально быстрой доставки грузов в Сибирский федеральный округ, города Урала и далее на Москву благодаря меньшей загруженности самих постов, в отличие от южных, которые, несмотря на бóльшую пропускную способность, как правило заняты на много дней вперед.
Из второй группы выделяется Хоргос, достоинства которого очевидны: преференции свободной экономической зоны, круглосуточный режим работы, хорошие дороги и климат в зимний период. Хоргос очень удобен для транспортировки техники и грузов в центральную, западную и южную часть России.
Что касается перспектив развития трансграничной инфраструктуры с нашим главным торговым партнером, то Россия планирует к 2030 году увеличить пропускную способность автомобильных пунктов пропуска на границе с Китаем в семь раз по сравнению с 2021‑м. Об этом рассказал первый замминистра транспорта РФ Валентин Иванов на Международном таможенном форуме. По данным Минтранса РФ, до 2027 года планируется модернизировать 11 пунктов пропуска на границе с КНР.
Наращивать пропускную способность будут не только экстенсивно, то есть за счет увеличения числа досмотровых тоннелей, но и сокращая длительность осмотра ТС. В поручении Президента РФ говорится, что необходимо снизить время осмотра грузового транспортного средства в пункте пропуска через госграницу до 10 минут, а также оптимизировать таможенные процедуры.Сотрудничество Федеральной таможенной службы (ФТС) России и Главного таможенного управления КНР по обмену информацией, касающейся разрешительных и коммерческих документов, а также данными о формах проведенного контроля, с использованием механизма единого окна возможно уже в 2025 году.Внедрение механизма единого окна будет включать в себя быстрый обмен информацией, качественную проверку разрешительных и коммерческих документов, что позволит сократить время совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля. Таким образом, увеличится скорость доставки товаров, а также уменьшатся затраты на их транспортировку.Все вышеперечисленное будет способствовать увеличению объемов внешнеэкономической деятельности и ускорению таможенных процессов. Это позволит компаниям детально планировать свои операции и делать более точные прогнозы по срокам доставки, что положительно скажется на общем уровне удовлетворенности клиентов.
По мнению экспертов, сокращение времени прохождения границы и всех сопутствующих процедур на один рабочий день снижает издержки торговли на 1–7% от стоимости груза. Если внедрение данной системы сократит сопутствующие процедуры на один день, это должно привести к сопоставимому снижению цен на импорт из Китая, поставляемый через общую границу. На Китай приходится чуть более 40% российского импорта, из которых около одной пятой доставляется автомобильным или железнодорожным транспортом через общую границу. Следовательно, потенциально единое окно может непосредственно охватить порядка 10% всего российского импорта, что приведет к снижению цен на эту его часть.
Увеличение физических объемов импорта при таком охвате окна и влиянии на цены может составить порядка 1–2 млрд долларов ежегодно.
Ирина Полякова,
кандидат экономических наук
Фото: mintrans.gov.ru