Транспортная, автомобильная доступность – обязательное условие развития центров туристического притяжения

Ремонт дорог в рамках национального проекта дает возможность привлекать туристов в Нижегородскую область. Об этом и многом другом рассказал министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Павел Саватеев.

– Расскажите об объектах, которые реализованы в прошлом году, и тех, которые планируете реализовать в нынешнем для приведения дорожной сети в нормативное состояние.

– В текущем году наши подрядные организации продолжат выполнять работы по капитальному ремонту трасс Владимир – Муром – Арзамас в г.о. Навашинский. Восстановят асфальтобетонное покрытие на участках областных дорог Ряжск – Касимов – Муром – Нижний Новгород, Нижний Новгород – Шахунья – Киров, Шопша – Иваново – Нижний Новгород, Работки – Порецкое и Урень – Шарья – Никольск – Котлас.

А еще в рамках развития паломническо-туристического кластера Арзамас – Дивеево – Саров перед нами стоят приоритетные задачи: возродить Саровскую и Дивеевскую обитель, развить транспортную инфраструктуру и создать все условия для роста турпотока. Поэтому с 2018 года занимаемся реализацией нескольких объектов. Первым из них хочу назвать Юго-восточный обход центральной части Дивеева протяженностью 3 км со строительством нового моста через реку Вичкинза. Для жителей, чьи дворы выходят на новую дорогу, обустроены съезды и парковочные карманы. Установлены шумозащитные экраны. Объект сдали в 2019-м.

Вторым объектом, реализованным в 2021 году, является Северо-восточный обход Дивеева протяженностью 4,9 км со строительством моста через Вичкинзу протяженностью 50,2 м. Начало объездной дороги расположено на автодороге Выездное – Дивеево – Сатис, конечная точка – автодорога Ардатов – Дивеево. Третьим объектом является уже начавшееся строительство Южного обхода Арзамаса протяженностью 9,4 км с возведением двухуровневой развязки, четырех мостов и путепроводов. Планируем рабочее движение запустить уже в текущем году. Четвертым объектом будет реконструкция участка автодороги Владимир – Муром – Арзамас со строительством путепровода над железнодорожными путями. Этот объект в рабочем поселке Выездное Арзамасского района переходящий и будет сдан в 2023 году.

– Участвует ли регион в реализации нацпроекта БКД?

– По сути, Нижегородская область уже пять лет подряд участвует в проектах: сначала в приоритетном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а с 2019 года принимает участие в национальном проекте «Безопасные качественные дороги».

В 2021 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в регионе было отремонтировано 806 км дорожной одежды. Освоено 9,1 млрд рублей, из которых 2,2 млрд рублей выделено из федерального бюджета. Нижегородская область заняла первое место в России по объемам дорожного ремонта.

Для того, чтобы подрядчики заблаговременно смогли рассчитать свои силы в текущем году, заранее закупить материалы, приготовить технику и выйти на объекты, как только позволят погодные условия мы по поручению губернатора Нижегородской области Глеба Никитина еще в конце прошлого года заключили с 11 компаниями государственные контракты на ремонт 647,5 километра дорог. Все имеют современные материально-технические базы, собственные асфальтобетонные заводы, профессиональный коллектив. Они работают в Нижегородской области уже не первый год и хорошо себя зарекомендовали. Уверены, что качество, которое они обеспечивали до сих пор, в этом году только улучшится. Ремонт на улицах, например, Юбилейной, Ульянова, Глеба Успенского и других начнется с наступлением положительных температур, или немного раньше. А еще по итогу конкурсных процедур на ремонт дорог по Нижнему Новгороду удалось сэкономить 165 млн рублей. Теперь эти деньги пойдут на ремонт дополнительных участков дорог, в частности участков Нижне-Волжской набережной, улиц Ванеева и Ларина, проспекта Ильича, Южного шоссе.

В 2022 году регион должен привести к нормативному состоянию 37,52% (по итогам 2021 года – 36,4%) дорог регионального значения и 81% дорог в сети городских агломераций. Всего же в текущем году планируем отремонтировать 728 км региональных дорог и 453,1 погонных метра мостов.

К 2024 году, согласно целевым показателям нацпроекта, доля дорог Нижегородской области, соответствующих нормативному состоянию, должна составлять не менее 40,52%, а в границах нижегородской агломерации – не менее 85%.

Напомню, основная задача нацио-нальных проектов, определенная президентом России, – улучшение жизни людей. Обновление дорог и строительство новых развязок позволяет жителям и гостям региона экономить время на передвижении и делает поездки по региону более безопасными.

– Какое финансирование предусмотрено?

– В 2022 году на ремонт, реконструкцию и строительство дорог по нацпроекту БКД в Нижегородской области планируется направить 10,98 млрд рублей. А именно – на ремонт и капремонт дорог – 9,55 млрд рублей, на строительство новых – 1,43 млрд рублей. Нижний Новгород получит 934 млн рублей на ремонт и содержание дорог. Из них 828,6 млн рублей будет направлено на ремонт дорог (16 участков протяженностью более 19 км) и 136 млн рублей – на ремонт искусственных дорожных сооружений (планируется привести в порядок путепровод на Московском шоссе). Дзержинск получит 120 млн рублей. В 2023 году на эти цели предусмотрено 12,5 млрд рублей, в 2024-м – 11,6 млрд.

Средства на строительство дорог выделены в основном на мостовые сооружения и работы по возведению транспортной развязки на улице Циолковского в Нижнем Новгороде. Ее планируем сдать во втором квартале 2022 года. На строительстве этого объекта в 2020-м было освоено порядка 1,45 млрд рублей, в 2021 году – 2,62 млрд руб., а в 2022-м будет направлено 778 млн рублей.

– Заключены ли у вас контракты жизненного цикла на ремонт и содержание дорог?

– Да. Их было у нас семь. Общая протяженность участков составила 26,432 км. Один из примеров – участок на автодороге Нижний Новгород – Саратов в Шатковском районе. Там подрядчик обновил дорожную одежду, две водопропускные трубы, съезды и автостоянку, автобусные остановки, тротуары, отремонтировал мост, заменил дорожные знаки, уличное освещение и светофор. Теперь занимается содержанием этой дороги. Далее по госконтрактам жизненного цикла были капитально отремонтированы пять участков трассы Владимир – Муром – Арзамас общей протяженностью 14 км. Два из пяти отремонтированных участков находятся на территории г.о. Навашинский. Третий – протяженностью 2,25 км обеспечивает подъезд к селу Ломовка в Кулебаках. Четвертый находится между селами Туртапки и Размазлей в Ардатовском районе, его протяженность составляет 3,49 км. Пятый участок протяженностью 3,05 км начинается за 1 км от поворота на село Семеново и заканчивается на повороте на село Кузьмин Усад в городском округе Арзамас.

Контракт жизненного цикла предполагает больше ответственности от подрядчика. Весь гарантийный период именно эта организация будет заниматься содержанием дороги, поэтому от качества изначальных работ напрямую зависят дальнейшие затраты подрядчика на поддержание трассы в порядке.

Правда, подобный формат позволяет подрядчику более уверенно планировать свою экономику на ближайшие годы, четко выстраивать стратегию на перспективу, обновлять технику и проводить модернизацию. В рамках гарантийных обязательств до 2024 года все вопросы ремонта и содержания в данном случае адресуются только одной организации. В текущем году таких госконтрактов у нас только два. Один из них – капитальный ремонт пятикилометрового участка трассы Владимир – Муром – Арзамас в районе деревни Ярцево г.о. Навашинский.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.