Нижегородская область активно развивается

Основные задачи, которые Правительство Нижегородской области ставило при создании Нижегородской агломерации, – эффективное и комплексное управление пространственным развитием, снятие инфраструктурных ограничений, повышение связанности территорий. Об этом рассказал заместитель губернатора Сергей Морозов.

– Расскажите о реализации крупных инфраструктурных проектов.

– В Нижегородской области реализуется государственная программа «Развитие транспортной системы в Нижегородской области». В ее основе заложен проект базового развития Нижегородской агломерации, в которую входят Нижний Новгород, Арзамас, Балахна, Богородск, Городец, Дзержинск и Кстово. Границы агломерации сформировались естественным образом – перспективными магистралями и сложившимися транспортными коридорами «Восток – Запад» и «Север – Юг». Это связанное транспортной сетью географическое пространство уже сейчас позволяет жителям агломерации добраться на работу в любой ее точке.

В этом году планируем начать строительство западного обхода Арзамаса с возведением путепровода через железную дорогу в с. Выездное, который вкупе с остальными объектами обеспечит вывод транзитного потока за пределы города, а это очень важно с учетом того, что он будет, по сути, транзитным городом на трассе М-12. Для развития этой инфраструктуры планируется размещение туристических центров в районе Арзамаса с опорой на инфраструктуру строящейся платной трассы. Совокупность мероприятий позволит, по нашим планам, увеличить к 2030 году туристический поток более чем на 1 млн в год.

Другой перспективной территорией является западная часть Нижегородской агломерации в районе г. Балахна. Для ее развития необходимо завершение строительства автодороги Р-152 (Шопша – Иваново – Нижний Новгород) на участке обхода Балахны и Заволжья. От развития этой территории будет значимый эффект, причем для нескольких регионов – Костромской, Ивановской, Ярославской областей, а не только Нижегородской.

Кроме этого, в программу развития агломерации включили два амбициозных проекта – строительство Северного и Восточного обходов Нижнего Новгорода. Ориентировочная стоимость реализации Восточного обхода около 100 млрд. рублей. Состоит из трех этапов. В рамках первого – построим трассу в Кстовском районе. В ходе второго – возведем мостовой переход через Волгу в районе п. Подновье. Третий этап предусматривает строительство северо-восточного обхода г. Бор. Источники финансирования на сегодняшний день еще не определены, как и сроки строительства. Но в целях строительства первого этапа Восточного обхода Нижнего Новгорода на участке от набережной Гребного канала до выхода на федеральную трассу М-7 «Волга» в районе развязки начала обхода г. Кстово специалисты уже разработали документацию по планировке территории. Подрядчика для разработки документации по планировке территории Восточного обхода Нижнего Новгорода выбрали в январе 2021 года. Согласно техзаданию протяженность трассы составит 14,7 км, проезжая часть будет предусматривать по две полосы движения в каждом направлении.

Несмотря на то, что решение о строительстве мостового перехода через Волгу в районе Подновья на данный момент еще не принято, реализация первого этапа не лишена смысла. В настоящее время въезд автотранспорта на территорию города с Казанского направления осуществляется по Восточному подъезду к Нижнему Новгороду Новгород от автодороги М-7 «Волга» с дальнейшем движением транспорта через одну из главных транспортных артерий города – Казанское шоссе и второстепенные улицы. Существующая дорога используется как транзитным транспортом, так и транспортом жителей Кстовского района и ближайшей пригородной жилой застройки. Ее пропускная способность недостаточна для сложившегося транспортного потока. В пиковые периоды она работает в режиме перегрузки.

По плану Северный и Восточный обходы Нижнего Новгорода сформируют полноценное обходное кольцо, обеспечат полный вывод транзитного потока за пределы одного из крупнейших городов страны, определят границы его развития и всей агломерации на ближайшие десятилетия. В долгосрочной перспективе в зоне действия обходов появится не менее 24,6 млн кв. метров жилья и десятки экономических центров роста.

Хочу также добавить, что сейчас в регионе строится IV очередь Южного обхода Нижнего Новгорода. Работы разбиты на четыре этапа. В Кстовском районе ведется строительство первого и третьего этапов на участке федеральной трассы М-7 «Волга»: с 465-го км по 473-й км. Работы выполнены на 60%.

Кроме этого, по территории Нижегородской области ведется строительство скоростной платной магистрали М-12 «Москва – Казань». Завершатся все работы в 2024 году. Построенный участок даст значительный экономический эффект для региона.

– Коснутся ли изменения Нижнего Новгорода?

– Да, помимо строительства метро планируем приступить к возведению нескольких крупных инфраструктурных проектов: ледового дворца, дублера проспекта Гагарина, нового моста через Оку. Первый объект – ледовая арена появится рядом со стадионом «Нижний Новгород» в квартале улиц Бетанкура, Должанской, Самаркандской, а также набережной Волги.

Второй объект, реализуемый в рамках базовой программы развития нижегородской агломерации, – дублер проспекта Гагарина в Нижнем Новгороде протяженностью 14,3 км. Согласно проекту его реализация будет проводиться в четыре очереди, при этом на четвертой будет возведен пятый мост через реку Оку. Сдача – в 2026 году. Вестись строительство будет за счет средств инфраструктурного кредита в размере более 25 млрд рублей.

Но вернемся к первой очереди. Предварительно строительство первой очереди дублера пр. Гагарина оценивается в 20,0 млрд. рублей. Включает в себя возведение участка дороги с автодорожным тоннелем от улицы академика Сахарова по улице Ботанический сад, эстакады над железнодорожными путями, которые ведут к станции Мыза, и транспортной развязки с путепроводом на ул. Ларина в районе дома №18.

Реализация второй очереди планируется в два этапа. Первый этап подразумевает строительство участка от улицы Ларина до Ольгинского шоссе также со строительством развязки в двух уровнях. Дорога пройдет между деревнями Ляхово и Ближнеконстантиново, выйдет в район д. Бешенцево, где соединится с Ольгинским шоссе. На реализацию этого этапа второй очереди планируется направить 5,95 млрд. рублей. Второй этап второй очереди подразумевает строительства участка от Ольгинского шоссе до трассы P-158 (Саранское направление), который пройдет в коридоре между п. Луч и д. Румянцево. Стоимость реализации данного этапа предварительно оценивается в 9,35 млрд рублей. В целом, стоимость возведения второй очереди дублера оценивается в 15,3 млрд. рублей.

Третья очередь позволит соединить Арзамасскую и Павловскую трассу и выйдет на ул. Дорожная в п. Новинки (Владимирское направление), где соединится с транспортной развязкой четвертой очереди дублера. На реализацию третьей очереди потребуется 4,0 млрд. рублей.

Четвертая очередь строительства дублера проспекта Гагарина, а именно строительство моста через Оку (на участке от улицы Дорожная до улицы Фучика), будет реализовываться через концессионное соглашение. Региональное правительство за счет инфраструктурного кредита планирует выделить на его возведение 4,3 млрд. рублей остальные деньги вложит инвестор. Осенью 2021 года был заключен контракт на разработку проектной документации и к лету, думаю, уже будет получено положительное заключение госэкспертизы. Так как в рамках инфраструктурного меню предусмотрены средства на его строительство, работы можем начать уже в текущем году.

Дорога-дублер и новый мост крайне необходимы для развития и жизни города: по расчетам они в два раза разгрузят проспект Гагарина и Мызинский мост. Если в этом направлении ничего не делать, то с увеличением трафика к 2030 году в городе наступит транспортный коллапс. Поэтому решено строить дублер с мостом, учитывая планы по застройке перспективных территорий в Новинках и Ольгино.

В настоящее время одобрена заявка Правительством РФ на предоставление федеральных средств в рамках предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов на финансирование дублера проспекта Гагарина в размере 17,8 млрд рублей.

Также совсем скоро начнут воплощаться в жизнь планы по благоустройству площади Революции у Московского вокзала – крупнейшего транспортного узла Нижнего Новгорода. В этом же году планируем завершить возведение развязки на улице Циолковского, сейчас она частично открыта для движения.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.