Лизинговые схемы финансирования упростят дорожникам получение средств для развития.

Для устойчивой работы автодорожной отрасли требуется обеспечить увеличение инвестиций в предприятия, входящие в нее, а также в смежных отраслях, прежде всего производящих дорожные материалы, машины и оборудование. В решении этой задачи важную роль играет лизинговое финансирование.

О значении лизинга как инструмента развития предприятий дорожно-строительного комплекса и о правилах, по которым он может им предоставляться, рассказал генеральный директор ООО “ВЕЛКОР” Алексей Лабзин.

 – Расскажите о ключевых результатах работы вашей компании в 2022 году .

– Лизинговая компания .ВЕЛКОР., несмотря на все трудности прошедшего года, показала сдержанный рост. Важным результатом работы мы считаем сохранение высокого качества лизингового портфеля, более четкое определение целевых сегментов развития на 2023 год и укрепление команды.

 – Кто по правилам вашей компании может стать лизингополучателем, каким требованиям должен соответствовать ваш клиент?

 – Мы не финансируем лизинг для стартап-компаний. В остальном у нас очень простые требования. Компания-клиент должна работать не менее года. Инициатор и менеджмент должны иметь достаточный опыт ведения бизнеса. Размер лизинговой сделки должен быть соразмерен масштабу самой компании. Потенциальный клиент должен обладать положительным собственным капиталом и не быть вовлеченным в судебные разбирательства критического для компании значения.

– Отличаются ли процедуры заключения лизинговой сделки и получения кредита для простого клиента?

– Процесс оформления лизинговой сделки в большинстве случаев значительно проще, чем денежное кредитование. Это в том числе и объясняет популярность лизинга. Для сделки нужен простой пакет базовых документов. Решение часто принимается в день обращения. Банковские кредитные процедуры сложнее и занимают больше времени. Важно упомянуть, что в отличие от кредита лизинговые сделки обычно не требуют залогов или других обеспечительных инструментов.

– Есть ли у вас приоритеты в поддержке работ по замещению выбывающей импортной продукции?

– «ВЕЛКОР» с удовольствием работает с российскими компаниями и предпринимателями, которые выпускают продукцию в замещение ранее импортированных товаров, и у нас есть целый ряд успешных примеров. С прошлого года для многих промышленных предприятий открылись новые ниши и возможности по производству и продаже новой для них продукции. Чтобы не упустить момент, им бывает необходимо быстро осуществить модернизацию оборудования.

Именно для этих целей лизинг, безусловно, является наилучшим инструментом финансирования благодаря его простоте и скорости предоставления.

– Можно ли приобрести в лизинг от вашей компании подержанную технику?

– Да, можно. Сегодня лизинг подержанного имущества является востребованной и довольно распространенной услугой. Это вполне объяснимо. Возникшие с прошлого года сложности с поставками новой техники европейских брендов повысили интерес к лизингу подержанной техники. Но сделки с вторичным имуществом требуют больше внимания к состоянию предмета лизинга, его юридической чистоте и оценке справедливой стоимости. В компании «ВЕЛКОР» сделки с подержанным оборудованием сегодня составляют около четверти от всех новых сделок.

– Предусмотрены ли скидки при повторном обращении к вам?

– Повторные клиенты, с которыми сложилась положительная история взаимоотношений, вправе рассчитывать на лучшие условия по сравнению с первичным обращением. Для лизинговой компании наличие позитивной платежной истории снижает кредитный риск в отношении конкретного клиента, а как известно, риск и доходность – связанные понятия.

Кроме стоимостных факторов, в отношении повторных клиентов лизинговая компания легче принимает решение в части изменения графиков платежей по индивидуальным клиентским запросам (например, сезонность, каникулы, продления и проч.), включения в лизинг дополнительных услуг, лизинг имущества с пониженной ликвидностью и проч.

– Обязательно ли страховать предмет лизинга при заключении договора с вами?

– Да, страхование является обязательным. Лизинговая компания «ВЕЛКОР» сформировала пул надежных страховых партнеров из крупных страховых компаний с высоким рейтингом, у которых страхует имущество по привлекательным конкурентным ставкам. Страхование удобно для лизингополучателей и не требует от них никаких хлопот. Клиент вместе с имуществом просто получает в руки страховой полис. Кроме удобства, страхование также является требованием кредитора лизинговой сделки.

– Какая доля стоимости лизингового имущества может быть оставлена для оплаты лизингополучателем к окончанию срока договора лизинга?

– Общей практикой современного российского рынка лизинга является аннуитетный график платежей, при котором к концу срока договора остаточный платеж имеет символический размер в 1000 рублей.

При этом, если лизингополучатель заинтересован в снижении текущих платежей и готов единовременно выплачивать значительную выкупную стоимость по завершении лизингового периода, такой график может быть ему предоставлен. Как правило, размер последнего платежа не превышает 2 0–25% от первоначальной стоимости имущества и определяется индивидуально в каждом конкретном случае с учетом кредитного качества клиента и прогнозной стоимости имущества в конце договора.

– На какой срок можно заключить лизинговую сделку с вашей компанией?

– Большая часть сделок заключается на трехлетний срок. Есть сегменты, требующие более длительных сроков лизинга, например лизинг коммерческой недвижимости или речных судов. В этом случае сделки бывают сроком до семи лет. Мы не заключаем сделки менее чем на 13 месяцев.

– Есть ли в ваших лизинговых договорах требование обязательного обратного выкупа?

– Нет, мы это не практикуем. Требование обратного выкупа (buyback) было активно распространено в начале развития рынка лизинга в 2000-х годах. Это требование несколько усложняет лизинговую сделку, не во всех случаях одинаково хорошо работает на практике, вызывает недовольство поставщиков, которые главным образом нацелены на продажу новых машин и оборудования, и снижает роль лизинговой компании.

При этом со всеми поставщиками компания «ВЕЛКОР» имеет договоренность об оказании содействия в реализации имущества, если сделка будет прервана досрочно и лизинговая компания столкнется с необходимостью продать имущество. Для этого используется термин «ремаркетинг».

– Предусматривают ли лизинговые договоры вашей компании какие-либо скрытые или дополнительные платежи от лизингополучателей?

– Клиент, который исполняет договор без отклонений, заплатит сумму, указанную в договоре. При возникновении просрочек платежей и нарушении других важных условий договора лизинга у каждой лизинговой компании, в том числе и у компании «ВЕЛКОР», предусмотрены адекватные штрафные санкции.

– Можно ли включить в лизинговый договор расходы сверх стоимости оборудования, например на транспортировку и на монтаж?

– Да, это является обычной практикой. Такие расходы мы обычно включаем в стоимость основного средства, передаваемого в лизинг. При этом расходы, не относящиеся напрямую к предмету лизинга, например такие как подготовка площадки, организация электроснабжения, обучение персонала, не могут быть профинансированы в составе сделки.

– Расскажите о том, какие задачи ставит перед собой «ВЕЛКОР» в текущем году.

– Лизинговая компания «ВЕЛКОР», лизинговый партнер ПАО «РосДорБанк», намерена продолжать наращивать лизинговый портфель. Мы нацелены на сделки как с новым, так и с подержанным оборудованием. Лизинг грузового транспорта, специальной строительной и дорожно-строительной техники традиционно продолжает оставаться для нас основным наиболее интересным сегментом. Большой интерес для нас представляет лизинг карьерной дробильной техники. При этом в 2023 году большее внимание будет уделяться производственным компаниям в разных отраслях, которые нуждаются в расширении и обновлении станочных парков.

 

Беседовал Леонид Григорьев.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, Москва, ул. Электрозаводская, 24, офис 403

info@iz-dorogi.ru

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.