Дорожная отрасль России развивается опережающими темпами. Последние пять лет были ознаменованы строительством масштабных федеральных и региональных дорожных объектов в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».

В стране успешно реализуется пятилетний план дорожной деятельности, который по поручению Президента России был утвержден Правительством РФ в июне 2022 года. Он включает несколько сотен мероприятий, а общий объем его финансирования превышает 13 трлн руб. Это позволит обновить более 100 тыс. км дорог.

В преддверии профессионального праздника — Дня работников дорожного хозяйства — ПАО «РосДорБанк» вместе с клиентами и партнерами подводит некоторые итоги взаимодействия финансовых институтов и компаний, занимающихся дорожным строительством.

В любой кредитной организации есть топ-менеджер, отвечающий за работу с крупными клиентами, в чью компетенцию входит общение с ними «24 на 7», 365 дней в году. Эта работа требует глубокого профессионализма, обширных знаний, отличных организаторских способностей и, главное, умения находить общий язык, договариваться и оперативно реагировать на стремительно меняющуюся обстановку. В «РосДорБанке» за это направление отвечает заместитель председателя Правления Денис Алексеев, без преувеличения живущий своим делом. Именно его партнеры делятся с нашими читателями своими оценками ситуации в отрасли с точки зрения финансов.

Руководители и финансовые директора крупных дорожно-строительных организаций на экспертном уровне рассказывают, что изменилось в их работе в 2022–2023 годах, как обстоят дела с финансовой дисциплиной в новых условиях, на чем строится взаимодействие банков и дорожников, какие финансовые инструменты наиболее востребованы в отрасли и что хотелось бы поправить в дорожном королевстве.

Представляем взгляд на отрасль тех, кто знает все о финансовом состоянии дорожно-строительных компаний и перспективах развития этого сегмента экономики. Дорожно-финансовая аналитика из первых рук.

ПЕТР ОЛЬХОВСКИЙ, генеральный директор АО «Центродорстрой»

— Ситуацию в дорожном строительстве охарактеризовал бы как устойчивую и с хорошими перспективами развития. Эти показатели во многом определяются эффективностью применения норм Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Хотелось бы также отметить поддержку дорожников со стороны правительства — то же постановление № 1315 позволи ло дорожно-строительным компаниям компенсировать дополнительные расходы, связанные с существенным удорожанием стройматериалов.

Финансовая дисциплина в отрасли, на мой взгляд, только улучшается — этого требует и сам рынок, и жесткий контроль за финансированием для всех без исключения компаний, от системообразующих до средних и малых.

Отношения с кредитными организациями не претерпели существенных изменений даже в непростой экономической ситуации. И здесь дело прежде всего в работе с многолетними проверенными финансовыми партнерами, основанной на доверии и знании друг друга.

Для нас одним из наиболее востребованных и удобных финансовых инструментов на данный момент является факторинг, позволяющий оперативно реагировать на меняющиеся условия и гибко оперировать денежными средствами. А затрудняют работу дорожников скорее бюрократические и технические препоны — обратная сторона жесткого финансового контроля за выполняемыми работами.

ДМИТРИЙ КОСТЫЛЕВ, финансовый директор ООО «ДСС»

— В целом отрасль продолжает развиваться динамичными темпами. Дороги в стране активно строятся, реализуются масштабные долгосрочные проекты, в которых мы принимаем активное участие. Компания успешно адаптировалась к изменившимся за последние полтора года экономическим условиям, прежде всего за счет четкого делового планирования и гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию. Стоит отметить, что на рынке лучше всех чувствуют себя те организации, у которых есть грамотно выстроенная, воплощаемая на практике бизнес-стратегия и жесткая финансовая дисциплина.

Взаимодействие с финансовым сектором строим прежде всего с опорой на надежных партнеров. Это удобно с точки зрения того, что ты понимаешь условия и требования того же банка, а в кредитной организации есть вся информация о компании. Это позволяет решать вопросы финансирования оперативно и на основе взаимного доверия.

С учетом «сезонности» дорожного бизнеса для нас наиболее востребованными финансовыми продуктами являются предоставляемые банками возобновляемые кредитные линии для пополнения оборотных средств и банковские гарантии.

К сдерживающим факторам для дорожников можно отнести высокие ставки кредитования.

ТАТЬЯНА ЕРЕМЕЕВА, финансовый директор СП «АВТОБАН»

— При активном развитии дорожно-строительного

сегмента ощущается, что бюджет отрасли в последнее время перепрофилируется, — акцент делается на финансирование масштабных и социально значимых проектов с учетом изменившихся в 2022–2023 годах условий. В выигрыше оказываются те дорожные компании, которые принимают в них участие.

Новая ситуация и рынок требуют от компании большей оперативности, способности к адаптации и, безусловно, безукоризненной финансовой дисциплины — без этого конкуренцию не выдержать.

В части отношений с финансовыми учреждениями никаких изменений не почувствовали, наша работа с партнерами в этой сфере строится на трех основных вещах, — доверие, оперативность, взаимовыгода.

К настораживающим тенденциям в дорожной отрасли можно отнести растущую диспропорцию между расценками на услуги и увеличением стоимости основных материалов, что сокращает рентабельность дорожников.

АЛЕКСЕЙ ГАЛИМОВ, генеральный директор ООО «Нерудная логистическая компания»

— Дорожную отрасль на сегодняшний день можно охарактеризовать как один из самых стабильных сегментов экономики. Большие дорожные проекты «тянут» за собой средний и малый бизнес, развивают регионы, дают новые рабочие места и способствуют

повышению качества жизни.

За последнее время значительно улучшилась ситуация с контролем за выделением средств на строительство крупных объектов через казначейские счета, что позволяет осуществлять целевое финансирование стройки и обеспечивает прозрачное и эффективное расходование денег.

Динамичному развитию дорожного строительства очень способствует и четко выстроенная государственная отраслевая вертикаль, помогающая быстро и действенно реагировать на возникающие перед дорожниками вызовы.

ДЕНИС АЛЕКСЕЕВ, Заместитель Председателя Правления ПАО «РосДорБанк»

— «РосДорБанк» изначально создавался именно как дорожный банк, и его основными, приоритетными клиентами были дорожно-строительные организации. В нашей работе по развитию и расширению бизнеса, сотрудничеству с ними всегда уделяется особое внимание, — как с теми, кто уже стали нашими клиентами, так и с теми, кто может ими стать.

Хорошее знание и понимание наших партнеров, специфики их работы, помогает банку выбирать в отношении каждого из них наиболее эффективные и устраивающие обе стороны финансовые инструменты.

В работе с партнерами и клиентами одно из самых важных ощущений — это чувство локтя, взаимовыручка, особенно в турбулентных условиях современного мира. Благодарен им за доверие и поддержку, за то, что разделяют ценности банка. Наша общая система координат позволяет развиваться и покорять новые вершины.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, Москва, ул. Электрозаводская, 24, офис 403

info@iz-dorogi.ru

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.