Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков принял участие в заседании президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию под председательством заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина. Мероприятие прошло в рамках научно-практической конференции Росавтодора «Эффективные подходы к реализации дорожной деятельности на территории субъектов РФ».

В заседании также приняли участие Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов, губернатор Челябинской области Алексей Текслер, президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель ТК № 418 Николай Быстров, а также главы, вице-губернаторы субъектов РФ и руководители региональных дорожных ведомств.

В начале мероприятия Марат Хуснуллин акцентировал внимание на опережающем развитии инфраструктуры в Российской Федерации и на важности взаимоувязки всех направлений строительства в единую систему.

«Текущие геополитические условия диктуют изменение логистических цепочек и переориентацию на южное и восточное направления. Наши крупнейшие дорожные проекты связаны с маршрутом «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока и международным транспортным маршрутом «Север – Юг». Кроме того, развиваем железнодорожную инфраструктуру Восточного полигона», – сказал вице-премьер.

Он подчеркнул необходимость обеспечения инфраструктуры для обработки растущего грузооборота с Востоком, в том числе с выходом на Индию через Иран. Уже сейчас активно ведутся работы по строительству обходов Астрахани, Хасавюрта, Дербента, Махачкалы. Другая стратегическая задача – построить автомобильное кольцо вокруг Азовского моря.

Для достижения данных целей был утвержден пятилетний план дорожной деятельности. «Росавтодором с регионами подписаны меморандумы по региональным опорным сетям. При этом важно увязать проекты со всеми программами, тогда синергетический эффект от них будет гораздо выше. Прошу глав регионов обратить на это внимание», – подытожил Марат Хуснуллин.

Роман Новиков выступил с  подробным докладом об эффективных подходах к реализации дорожной деятельности на территории субъектов РФ. Федеральным дорожным агентством совместно с регионами актуализированы программы дорожной деятельности на 2023–2027 годы с учётом достигнутых в 2022 году результатов.   Аналогичные документы уже подготовлены с Луганской и Донецкой народными республиками, Запорожской и Херсонской областями.

«Соответствующие меморандумы о развитии дорожной сети 30 марта направлены на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Предложения по осуществлению дорожной деятельности на опорной сети дорог учитывают уникальность каждого региона и конкретные потребности местных жителей. Отдельное внимание необходимо уделять приведению в нормативное состояние искусственных сооружений: это позволит обеспечить бесшовную логистику по автомобильным дорогам опорной сети», ‒ подчеркнул Роман Новиков.

На сегодняшний день общая протяженность искусственных сооружений на дорогах опорной сети РФ составляет порядка 1,3 млн пог. м, из них на трассах федерального значения – 788 тыс. пог. м, а регионального или межмуниципального – 480 тыс. пог. м. По результатам проведенного Росавтодором анализа данных от субъектов РФ, в части соответствия нагрузок по искусственным сооружениям в 2023 году планируется достичь показателя 64 %. Это доля искусственных сооружений на региональных дорогах опорной сети, соответствующих нагрузкам А11 (11,5 тонн). На федеральных дорогах подобный показатель значительно выше – порядка 94 %.

Рустам Минниханов рассказал участникам заседания о развитии опорной сети автомобильных дорог в Республике Татарстан.

Местная дорожная сеть субъекта составляет более 40 тыс. км трасс, а протяженность автомобильных дорог опорной сети превышает 2,6 тыс. км. При поддержке Правительства Российской Федерации в республике реализуются крупномасштабные федеральные проекты. Это строительство магистрали М-12 «Восток», модернизация автомобильных дорог М-7 «Волга» и М-5 «Урал», а также строительство дороги Алексеевское – Альметьевск с использованием механизма государственно-частного партнерства.

«Реализация указанных проектов позволит создать новые логистические маршруты, соединяющие республику с регионами Поволжья, Центральной России и Урала, а также придаст дополнительный импульс развитию межрегиональной кооперации в рамках санкционных ограничений. По завершении этих масштабных проектов важно восстановить сеть региональных и местных дорог, которые сегодня активно используются для их строительства», – подчеркнул Раис Республики Татарстан.

В свою очередь Алексей Текслер представил программу развития дорожно-транспортного комплекса Челябинской области.

«Одним из важнейших проектов для нашего региона является реконструкция и капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 «Урал». Так, в сентябре прошлого года при участии Президента Российской Федерации Владимира Путина был торжественно открыт участок, который перевели в четырехполосное исполнение. Расширение трассы А-310 Челябинск – Троицк – граница с Республикой Казахстан до крупнейшего автомобильного пункта пропуска Бугристое – другая приоритетная задача. Речь идёт об участке протяженностью 40 км, завершение работ на котором придаст дополнительный импульс развитию как Челябинской области, так и всего Уральского федерального округа».

Алексей Текслер также остановился на поддержке муниципалитетов, в которые направляется около 45 % от всего дорожного фонда Челябинской области. В субъекте успешно реализуются муниципальные пятилетние дорожные программы, благодаря которым местные дороги поддерживаются в нормативном состоянии.

«Мы имеем в виду не только объекты национального проекта «Безопасные качественные дороги», но и в целом все наши дорожные объекты, которые мы увязываем в единую систему. Именно системность, акцент на качестве, а также оперативный управленческий диалог между федеральным, региональным и местным уровнями власти – ключ к успешному развитию дорожного хозяйства», – подытожил губернатор Челябинской области.

К вопросу качества обратился и Николай Быстров. По его мнению, основой в данном случае является нормативная база: «За последние 10 лет проведена колоссальная работа, принято большое количество стандартов – более 400. В итоге мы получили самую молодую нормативную базу в дорожном хозяйстве».

Впервые за десятилетие, по словам спикера, начата работа над системой качества асфальтобетонных смесей и самих асфальтобетонных заводов, была разработана четкая методология. При этом важным является и комплексное обучение специалистов всех субъектов РФ, которые связаны с эксплуатацией, строительством, ремонтом магистралей. Только тогда удастся добиться высокого уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.

Директор Информационного центра по автомобильным дорогам Федерального дорожного агентства Евгений Абузяров рассказал о высоком уровне удовлетворенности граждан качеством и доступностью автомобильных дорог России. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, данный показатель составляет 52 %. Для сравнения, в 2021-м – 49 %.

Вторая часть заседания носила практический характер. Участники распределились на три тематические группы: «Развитие опорной сети дорог и реализация пятилетних дорожных планов», «Качество» и «Общественно значимые результаты дорожной деятельности». Каждая из них должна была представить свой проект с инициативами.

Так, первая группа предложила системный подход к уровню содержания дорог, входящих в опорную сеть, причём независимо от владельца дороги с компенсацией части затрат из федерального бюджета. Другие инициативы – развитие системы оптимизации управления дорожным движением и создание единой государственной системы весогабаритного контроля.

Обеспечение инструментального контроля на всех этапах жизненного цикла, повышение эффективности планирования программы дорожных работ через масштабную оценку транспортно-эксплуатационного состояния трасс и локализация производства дорожно-строительной техники и оборудования – ключевые предложения, касающиеся качества.

Группа «Общественно значимые результаты дорожной деятельности» выступила с инициативой разработки проекта государственной программы «Каркас местных (опорных) дорог» и создания платформы «Социальный рейтинг», нацеленной на популяризацию соблюдения правил дорожного движения.

В завершение заседания прошла торжественная церемония награждения регионов-лидеров по реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2022 году. Награды вручил заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.

 Фото: rosavtodor.gov.ru

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, Москва, ул. Электрозаводская, 24, офис 403

info@iz-dorogi.ru

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.