2022 год стал для дорожно-строительной отрасли России временем адаптации к принципиально новой реальности и к беспрецедентным вызовам
Санкционное давление, уход западных компаний оказали влияние на все сферы российской экономики, в том числе и на отрасль транспортно-дорожного строительства (ТДС).
Специалисты компании «ТЕХНОНИКОЛЬ» в ходе проведенного ими брифинга представили свое видение текущей ситуации, складывающейся в дорожно-строительном комплексе и в отрасли производства дорожных материалов, а также такие способы организации автодорожных предприятий и их смежников в условиях неопределённости и перемен, которые позволят им не только сохраниться, но и в наступившее непростое время повысить уровень своего технологического суверенитета и найти альтернативных выбывшим из-за внешних санкций партнеров как в России, так и за рубежом, прежде всего, в странах Азии.
Одним из самых знаковых для российской отрасли ТДС событием стал уход западных игроков. В связи с этим отечественные производители вынуждены искать альтернативные решения по замещению сырьевой базы, оборудования, а также решать проблему обеспеченности отрасли квалифицированными кадрами.
В 2022 году эксперты компании активно работали над развитием технологической базы. Так, доля сырьевых компонентов для производства мостовой гидроизоляции, поставляемых отечественными производителями или компаниями стран ШОС, за прошедший год достигла 100%. Многое было сделано в области обеспечения технологической безопасности. В компании было создано конструкторское бюро, инженеры которого занимаются разработкой оборудования и комплектующих, включая насосы, гомогенизаторы, валы, шпули.
Специалисты представили и свое видение места инжиниринговой организации в процессе реализации дорожных проектов на всех стадиях, от проекта, до капитальных ремонтов и реконструкции объекта. Инжиниринговый сервис должен включать в себя комплексную техническую поддержку на всех стадиях жизненного цикла дорожного объекта: проектирование, строительство, эксплуатация. Для заказчиков дорожных работ инжиниринговый сервис должен включать в себя разработку инноваций, материалов и строительных решений, участие инжиниринговой организации в подготовке проектных решений, содействие в формировании и рецензировании нормативно-технических документов и стандартов – таких, как ГОСТ, СП, СТО и техрегламенты. Также организация, оказывающая для заказчиков дорожных работ инжиниринговые услуги, должна обеспечивать и поддерживать участие клиента в технических советах и комитетах, разработке и согласование СТО, вырабатывать ему рекомендации по обслуживанию и ремонту объектов на стадии эксплуатации.
Для проектных институтов партнерство с инжиниринговой компанией оптимально в сфере разработки для проекта систем и узлов, нахождении, при необходимости, нестандартных решений, выполнении технических расчетов, оценке соответствия материалов для проекта и проведении соответствующих специальных испытаний. Кром того, перспективным является выработка рекомендаций для проектирования и содействие в подготовке документации для прохождения экспертизы проекта. Для подрядчиков инжиниринговой компании следует оказывать содействие по выработке комплексного подхода к проекту, а также в оценке потребностей и задач. Кром того, инжиниринговая компания может выполнить подбор решений для реализации конкретного проекта и оказывать техподдержку на всех стадиях его реализации, а также решать сложные инжиниринговые задачи и оказывать консультации по выполнению дорожно-строительных работ и содействовать в доукомплектовании объектов необходимыми материалами.
Среди вызовов в текущем году и в обозримой перспективе для отрасли инфраструктурного строительства представителями компании «ТЕХНОНИКОЛЬ» был отмечен уход с российского рынка зарубежных производителей дорожных материалов и оборудования, прежде всего, из стран ЕС и США. Более половины производственных компаний и поставщиков сырья из этих стран ушло с российского рынка дорожного строительства. Минусом этого факта является то, что изначальная неукомплектованность отечественной химической промышленности позволила ведущим иностранным компаниям с глубокой историей производства материалов, масштабными технологическими компетенциями и высокой культурой производства занять в России доминирующие позиции. С их уходом из нашей страны произошла частичная потеря устойчивых технологий, которые были внедрены зарубежными компаниями. Однако у этого события есть и свои плюсы. Это начало работы по замещению ушедших технологий и активного поиска новых вариантов развития технологической базы. Кроме того, остается возможность использования оставшихся после ухода иностранных компаний производственных мощностей и технологий. Наращивание пула отечественных поставщиков за счет ассоциаций с потребителями. Технологическая независимость от внешних рынков.
Основными драйверами развития ТДС в 2023 году могут стать инициативы по сокращению сроков строительства, что позволит добиться увеличения количества объектов, введенных досрочно без ухудшения качества, а значит, повысить эффективность в строительной отрасли в целом и в инфраструктурном сегменте в частности.
Большой потенциал для развития у дальневосточных регионов России – транспортно-дорожное строительство здесь будет только наращивать объемы.
Параллельно со строительством инфраструктуры необходимо вести работу над повышением товарооборота с Китаем. Для этого важно увеличить пропускную способность границы до миллионов фур в год. Учитывая, что на сегодняшний день пропускная способность составляет 180 тысяч фур, потенциал для роста и в этой сфере колоссальный. Однако помимо желания инвесторов вкладываться в строительство инфраструктуры важна и государственная поддержка данной отрасли.
Одним из направлений, требующих внимания, являются экологические инициативы по использованию вторичных ресурсов в дорожном строительстве, полученных после переработки отслуживших кровель. Только за 2023-2027 год 12,5 млн м² отслуживших кровель будет образовываться на Северо-Западе, в центральной, южной частях России и Поволжье после реновации объектов ЖКХ. После переработки этих материалов отрасль потенциально может получить 250 тысяч тонн битумо-содержащих материалов, что составит около 5% от объема потребления дорожностроительной отрасли за 5 лет.
Пока, по словам специалистов «ТЕХНОНИКОЛЬ» нормативы открыто не допускают применение крошки, полученной после переработки старых кровель, при производстве асфальтобетона. Адаптация законодательства в этой сфере позволит снизить нагрузку на полигоны, и дать отслужившим кровлям второй шанс. Все эти решения могут быть реализовать при ремонте дорог межпромыслового и сельхозназначения, которые необходимо приводить к нормативным значениям.
Подготовил Леонид Григорьев