Пятая, юбилейная конференция и выставка «ИТС регионам» продолжает работу в Пятигорске
Благодаря дорожному нацпроекту в 2022 году отремонтируют порядка 1,7 тысяч километров дорог к туристическим объектам, сообщается на сайте Минтранса.
На Чуйском тракте в Республике Алтай в 2022 году капитально отремонтируют четыре моста
Дмитрий Харламов: «Мостостроение – единая часть транспортной политики государства»
Российские мостовики овладевают передовыми технологиями проектирования и строительства мостовых сооружений. У них есть поддержка государства и серьезные перспективы для реализации масштабных планов. Это касается как стратегических комплексов, включенных в перечень инфраструктурных национальных проектов, прежде всего «Безопасные качественные дороги», так и работы на региональных уровнях. О том, как будут достигаться эти цели, рассказал генеральный директор проектно-строительной компании «Трансстройпроект» Дмитрий Харламов.
– Как можно охарактеризовать состояние российского мостостроения?
– В целом оно положительное, серьезных проблем не наблюдается. Есть частные вопросы, но они решаемы. Мостостроение – неотъемлемая часть любого дорожного проекта. Ведь мост является преодолением любой наземной преграды – от рек до оврагов. Это составная часть нашей общей большой дорожной системы, неотъемлемый компонент государственной транспортной политики.
– Оцените значение мостостроения для экономики в целом.
– Это часть нашего базиса – инфраструктурного развития. Если не будет развитого мостостроения, то мы лишимся устойчивых коммуникаций между территориями, в том числе и по доставке продовольствия. Сейчас есть очень хороший момент, как это было и в 2014 году, сделать прорыв в замещении импорта. Во всем, от материалов до оборудования, потому что любой кризис, как показывает практика, полезен. Он перезагружает всю экономику и мостостроение – как ее часть.
– Как мостостроители согласовывают строительные планы с логистическими потребностями транспортной отрасли?
– Когда начинается любой проект строительства моста, проводятся предпроектные проработки, учитываются пассажиропотоки, грузопотоки и общий эффект от того, что в регионе появится новая дорога вместе с искусственным сооружением, проводится государственная экспертиза принятых инженерами решений.
– Актуальный вопрос: насколько наше мостостроение свободно от импорта – как по материалам, так и по оборудованию?
– Многие иностранные компании, которые пришли на российский рынок, уже открыли в нашей стране свои представительства и производят свою продукцию. Теперь это производство от нас никуда не денется и не уйдет.
– Насколько помогает мостостроителям действующая профильная правовая база?
– Есть определенные моменты, например, вышел ГОСТ на сталь для мостостроения, и он отменил предыдущий, а в нормах, по которым мы работаем, его пока не имеется. Вторая проблема – ГОСТ разработан, но не проработаны глубокие технические понятия, например по категориям стали. Но эти вопросы решаются профильными специалистами на высоком уровне.
– Расскажите о наиболее интересных и передовых технологиях, которые сегодня применяются в отечественном мостостроении.
– Наверное, самая интересная тема на сегодня – это BIM-технологии. Появилась нормативная база под их применение, поэтому это технология не только нашего будущего, но уже и настоящего. За счет нее мы получаем цифровую виртуальную модель объекта, его полное описание, включая материалы, процесс изысканий, – полную исчерпывающую информацию, которая будет использоваться как на стадии строительства моста, так и на стадии эксплуатации. Если люди компетентны и понимают возможности этих технологий, это позволяет, например, снизить металлоемкость конструкций, запроектировать надежное и качественное сооружение.
– Как оцениваете кадровый состав проектировщиков мостов?
– Есть проблема с новыми кадрами. Что греха таить, и качество преподавания снизилось по сравнению с советскими временами, и отношение к выбранной профессии у молодежи уже не такое, как раньше. Мы, практики, должны изменить эту ситуацию.
– Текущие проблемы мостостроителей?
– Как уже упомянул, проблема с ГОСТ 6713-2021, но есть надежда, что в ближайшее время все разрешится. Ведь получается интересная ситуация – проектировщики не могут использовать этот ГОСТ, а старый уже не действует. Кто будет катать сталь по новым нормативам – пока не очень понятно. Это, на мой взгляд, сегодня самый актуальный вопрос.
– Какие ключевые задачи сегодня стоят перед мостовиками?
– По объектам можно назвать московские хорды, строительство дороги на Казань, к ним приковано все внимание и брошены основные силы. По деньгам проблемы, конечно, могут быть, но все находится под контролем правительства. Поэтому есть все основания верить в реализацию наших больших проектов в срок. Есть и другие приоритеты – например, реализация программ модернизации региональных мостов. Сегодня регионы по национальному проекту БКД могут получать необходимое финансирование, поэтому есть надежда на то, что и здесь все подтянется.
– Насколько перспективны такие подходы, как ГЧП?
– Сегодня для мостостроения лучший вариант – это госзаказ. Проезд по всем мостам, которые строятся по схеме ГЧП, станет платным. Это будет всегда вызывать отторжение у людей. Они могут просто перестать ездить по такому мосту. И трафик не окупит инвестиций. Но примеры использования ГЧП в мостостроительстве в нашей стране уже есть, в частности, строительство моста через Лену в Якутии, где задействованы средства и бюджета региона, и компании-строителя.
– Каковы перспективы российского мостостроения?
– Они не минорны, это прежде всего. Всех, кто интересуется вопросами современного мостостроения, приглашаем принять участие в круглом столе «Современное металлическое мостостроение», который будет проходить 22 июня в рамках выставки «Металлоконструкции 2022». Отечественное мостостроение всегда было в числе мировых лидеров и по масштабам проектов, и по уровню компетенций, знаний и технологий. Есть поддержка государства, в стране реализуются крупные инфраструктурные проекты. Поэтому, говоря о перспективах, подытожу так: у нас все получится.
Беседовал Леонид Григорьев
ООО «ПСК «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ»
109456, Москва, Рязанский пр-т, д.75 к.4
тел.: +7 (495) 543-42-56 моб.: +7 (999) 674-90-11
e-mail:
В Москве 4 апреля 2022 года состоялось официальное открытие Центра компетенций интеллектуальных транспортных систем, который был создан Ассоциацией «Цифровая Эра Транспорта».