Федеральная трасса Р-256 «Чуйский тракт» протяженностью 968 км берет свое начало в Новосибирске и, пройдя по территории трех субъектов РФ, упирается в границу с Монголией

Это одна из старейших и одновременно самых обустроенных на сегодняшний день автомагистралей России. Но не этим привлекает «Чуйский тракт» тысячи туристов ежегодно. По версии журнала National Geographic, он занимает пятое место, золотую середину, в десятке самых живописных, самых красивых дорог мира.

По-над пропастью Нулевой километр дороги Р-256 «получил прописку» в Новосибирске в 1961 году, когда трасса стала «одеваться» в асфальт. Между тем исторический Чуйский тракт начинается в городе Бийске, который отстоит от центра Сибирского федерального округа на 351 км. В Бийске, на улице Советской, расположен и Музей Чуйского тракта – первый в нашей стране музей дороги. Экскурсоводы расскажут, что современная магистраль повторяет изгибы древней вьючной тропы, проложенной через горные перевалы и долины (которые в этих краях называют степями) чуть ли не три тысячи лет назад. По ней ходили торговые караваны из Монголии и Китая в Алтай и обратно; по ней шли буддийские паломники – к священному урочищу Байхач, раскинувшемуся в верховьях Катуни.

Чуйская тропа, или, как ее еще называли, Мунгальская, помнит скифов, гуннов, джунгар. Есть версия, что она являлась северным ответвлением Великого шелкового пути. А если так, то в нее впечатаны следы венецианцев и греков. Говорят, местами она была столь опасна, что проводники-теленгиты завязывали путникам глаза, чтобы те не смотрели в пропасть. В наиболее узких местах (бомах), где нельзя было разъехаться и двум лошадям, проводник клал на камень белую войлочную шапку, как бы предупреждая встречного: подожди, дай сначала пройду я, заберу шапку, а потом пойдешь ты. И тот ждал. Таковы были самые первые светофоры…

Наши купцы начали осваивать Чуйскую тропу в середине XVIII века, когда Алтай вошел в состав России. Преодолев головокружительные кручи, торговцы спускались в Чуйскую степь, к селению Кош-Агач, где с незапамятных времен устраивались меновые ярмарки. Русские железные молотки, пилы и топоры, скобянка, ткани, галантерея пользовались колоссальным спросом у монголов и ойратов. Степняки в свою очередь предлагали нам скот, невыделанную кожу, шерсть и чай. На протяжении многих лет Чуйская тропа служила единственной нитью, связующей Россию с Монголией. Но она же и препятствовала торговле на широкую ногу – путь на Алтай, в Золотую Страну, был крайне тяжел, преодолеть его мог не каждый. Лишь в середине XIX века всерьез заговорили о постройке полноценной дороги.

Полностью статью можно прочитать в № 6 2022 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, Москва, ул. Электрозаводская, 24, офис 403

info@iz-dorogi.ru

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.