Реформа высшего образования, реализованная в России более 20 лет назад, фактически оставила отрасль без программ по подготовке профессионалов в сфере мостового строительства. При этом сама дорожная специальность оказалась «спрятана» внутри общего направления «Строительство». В результате студенты выходили из стен учебных заведений, не обладая нужными знаниями для эффективной работы в дорожно-­строительной сфере, а количество выпускников сократилось до критических значений.

 

Сегодня отрасли нужны профессионалы. «Анализ показал, что последние пять лет наблюдается ежегодное увеличение количества работников отрасли дорожного хозяйства, требуется постоянный приток новых кадров. И сегодня в свете реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни» мы думаем, что этот кадровый прирост не сбросит свои темпы», — говорит проректор Российского университета транспорта Татьяна Марканич.

О назревшей проблеме в полный голос заговорили несколько лет назад, и в 2022 году федеральные власти поддержали необходимость возрождения ликвидированных направлений. Тогда же — в 2022 году — по поручению заместителя председателя Правительства России Марата Хуснуллина была создана Академия дорожного хозяйства и Учебно-­методический центр образования в сфере дорожного хозяйства при Российском университете транспорта (МИИТ).

Сегодня отрасль руководствуется решением рабочей группы Президиума Государственного совета, в котором говорится о необходимости выделения специальностей в отдельную группу. В частности, в документе указано: в области образования «Транспорт» включить «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Автомобильные мосты и тоннели». Уровень основного высшего образования — инженер; уровень специализированного высшего образования — магистр со сроком обучения 5 и 1 год соответственно. На решение этой приоритетной задачи нацелена и Концепция развития отраслевого образования, утвержденная Минтрансом России в 2023 году. Она также предполагает формирование ФГОСа нового поколения и выявление компетенций, необходимых дорожникам будущего.

Специалисты завтрашнего дня

Параллельно с созданием укрупненной группы специальностей Академия дорожного хозяйства и Учебно-­методический совет формируют новые образовательные программы для дорожников будущего. Важно, что в работе принимают участие лидеры отрасли — те, кто непосредственно работает при строительстве объектов и участвует в их содержании. На сегодняшний день Академия дорожного хозяйства заключила порядка 20 соглашений о сотрудничестве с ведущими организациями дорожно-­строительной отрасли и образовательными организациями, осуществляющими обучение по дорожно-­строительным специальностям. В их числе Федеральное дорожное агентство, Государственная компания «Автодор», ФАУ «РОСДОРНИИ», ФАУ «Главгосэкспертиза России», Научно-­исследовательский институт транспортно-­строительного комплекса, «Трансстроймеханизация», Ассоциации «РАДОР» и «Р.О.С.АСФАЛЬТ» и многие другие.

Представители заказчиков и подрядных организаций, производители материалов и оборудования читают лекции сегодняшним студентам. Однако и здесь грядут изменения. Речь идет о магистерской программе для педагогов-­инженеров, а также о новом подходе к технологии преподавания. В 2024 году РУТ (МИИТ) заключил соглашение с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ), чтобы совместно работать над формированием нового поколения научно-­педагогических кадров, способных разрабатывать актуальные образовательные модули, осваивать и передавать знания о новых технологиях, а также обучать студентов применению их на практике.

Практике уделяется отдельное внимание. Благодаря поддержке Федерального дорожного агентства создан реестр кураторов и наставников в сфере дорожного хозяйства, который призван стать полезным инструментом по подбору места прохождения практической подготовки для образовательных организаций, реализующих обучение по специальностям дорожно-­строительного профиля. Так, кураторы в лице представителей федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавтодору, берут на себя ответственность за распределение учащихся на практику, а дальше в дело вступают наставники уже непосредственно на отраслевых предприятиях. Подчеркнем, что обучающиеся проходят производственную практику в 15 подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждениях (ФКУ).

За время обучения в транспортном вузе студент сможет окунуться в проектную работу. Ожидается, что это позволит молодым людям примерить на себя роль и проектировщика, и сметчика, и строителя, и многих других специалистов, чтобы еще в процессе обучения определить, какая деятельность нравится больше и в какой сфере будущий дорожник станет наиболее эффективен.

Предусматривается и программа по профориентации в школах. Сейчас Учебно-­методический центр работает над концепциями дорожных классов, где будут и дополнительные часы математики, физики, информатики, и виртуальное погружение в профессию. За счет этого, по мнению авторов, удастся увеличить количество абитуриентов с высокими баллами по ЕГЭ в транспортных вузах страны.

Вузы — сегодня

Однако если из будущего вернуться к настоящему, то видно, что пока каждый из вузов по-прежнему самостоятельно работает над собственными образовательными программами, подстраивает их под веление времени. Их реестр ведет Академия дорожного хозяйства.

«Мы начали готовить дорожников 13 лет назад, и потребность возникла оттого, что на Северо-­Западе постепенно и поэтапно закрывались одна за другой кафедры, занимающиеся профессиональной подготовкой дорожных кадров. В КГАСУ кафедра «Мостов» закрылась, соединившись с кафедрой «Автомобильных дорог», а потом и она закрылась, также присоединившись к другой. В итоге выпуск дошел до четырех человек, — вспоминает Юрий Лазарев, директор Высшей школы промышленно-­гражданского и дорожного строительства Санкт-­Петербургского политехнического университета Петра Великого. — И сейчас нам удалось воссоздать подготовку по всем направлениям: бакалавриат, магистратура, аспирантура (запустили три года назад) и вишенка на торте — открыли диссертационный совет по нашей специальности, который был закрыт 15 лет назад. Мы были на волоске, потому что если ученые не воспроизводят сами себя, то научная специальность отмирает сама собой».

Помимо прочего, в плане мероприятий предусмотрено участие учреждений, подведомственных Росавтодору, в совместных мероприятиях: лекциях, экскурсиях, научных форумах. Отдельно обозначена необходимость организации производственной практики и практической подработки студентов на федеральных и региональных дорожных объектах.

Запускаются и новые образовательные программы, созданные на стыке отраслей. Первая магистерская специальность нового поколения уже увидела свет — в тестовом режиме началось обучение нефтедорожников на базе КНИТУ и СибАДИ. В течение первого года обучения ребятам предстоит познакомиться с тонкостями нефтепереработки, а в течение второго узнать, какие нефтепродукты и в каком формате нужно применять в сфере дорожного строительства. Также студенты пройдут шесть практик на предприятиях одного из лидеров отрасли. По словам Татьяны Марканич, в будущем программа будет распространена на все вузы страны.

Важно отметить, что сегодня идет работа в двух направлениях. Во-первых, учебные заведения готовят кадры под текущие потребности экономики. И на решение этой задачи направляются основные силы. Однако требуется и готовить кадры на перспективу — для рынка труда, который сформируется через пять — десять лет. И при решении этого вопроса эксперты предлагают ориентироваться на слова министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова: «Мир стремительно меняется, и появляется растущий запрос на принципиально новых специалистов. На этот запрос мы ответим новыми специальностями. Такими, например, как «Проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем», «Аддитивные технологии», «Проектирование и эксплуатация систем высокоскоростного движения».

Светлана Лянгасова

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.